«Потомки крестьян». Качканарцы изучили свою родословную до XVIII века
Наши земляки, выясняя свою родословную, «размотали» генеалогическое древо до восемнадцатого века. Иван Канисев, прошерстив десятки тысяч архивных бумаг, сделал вывод — все качканарцы являются потомками крестьян. Тамара Белова, объехав страну вдоль и поперек, обрела около сотни новых родственников, восстановила по их рассказам историю своей семьи и узнала для потомков много интересных деталей — например, кем приходится их семье знаменитый певец Александр Буйнов и кто из предков дружил с писателем Николаем Чернышевским
Триста лет назад
Знать своих предков — дорогое удовольствие. Фирмы, которые специализируются на составлении родословной, берут за свои услуги от 200.000 рублей. Самостоятельное составление генеалогического древа, говорит качканарец Иван Канисев, также выльется в многотысячные траты — в государственных учреждениях только за копирование одного архивного листа могут содрать несколько сотен рублей. Но, улыбается он, это того стоит — концентрация удовольствия, котороe получаешь от поисков, кратно превосходит все финансовые и временные затраты.
Ему, ныне депутату-коммунисту, удалось установить своих предков до девятого колена. Чтобы выяснить, что у истоков его семьи стоял Иван Федоров Конесев (именно так записана фамилия прародителя в архивных документах), родившийся в 1713 году и впоследствии перебравшийся из Нижегородской области в пермское село, ушло почти десять лет.
— В девяностых я временно переехал в Тырныауз — город в Кабардино-Балкарии. Если у нас многие не знают своих прадедов по имени, то там знать свой род чуть ли не до двадцатого колена — в порядке вещей. Меня это тогда сильно удивило и зацепило, — вспоминает Иван Канисев.
В начале двухтысячных он побывал на малой родине — в селе Ашап, где познакомился с местным историком, который «руку набил» на составлении своей родословной. Чужой опыт и собственное любопытство сделали свое дело — после подробной инструкции, с чего лучше начать, Иван Иванович начал распутывать клубок своего рода.
Ревизские сказки
Результат десятилетнего исследования вылился в персональный сайт, где собраны сведения о всех Канисевых, которые «засветились» на Урале за последние несколько сотен лет. В «родословную роспись», как это называется на научном языке, попало около пятисот человек.
— Я включил туда не только ветвь своей семьи, а вообще всех, кто упоминался в архивных документах. Но, в принципе, это все мои родственники — только в разных ветвях и коленах.
Условно, по его словам, стратегия поисков делится на несколько этапов. Сначала следует расспросить родных и выяснить всех ближних/дальних родственников, которых они знают. Дату рождения ближайших предков — дедов и прадедов — также можно установить, обратившись в ЗАГС. Там же можно узнать сведения о их родителях и продолжить составлять генеалогическое древо своей семьи. В дореволюционной России сведения о родивших вносились в метрические книги и ревизские сказки.
— Последние документы так и назывались. Дословно — ревизор приходил к народу, который сказывал ему про себя данные. Такая устная подворовая перепись населения делалась, чтобы обложить двор податями, — объясняет Иван Канисев, показывая на компьютере принцип составления родословной.
На этом этапе необходимо уже знать, в какой волости родился твой предок и в какой церкви его крестили. Все метрические книги сегодня хранятся в одном месте — областном архиве, что значительно облегчает поиски.
— Важно учитывать, что в одном и том же месте одного и того же крестьянина часто могли записать как Канисев, Канисов или вообще Конесов, — предупреждает он.
Потомки крестьян
Изучать родословную в надежде на знатное происхождение, уверен он, бесперспективное дело — дворян в нашей области было немного:
— У нас в городе, куда ни плюнь, все выходцы из крестьян. Может, затесался отпрыск каких-нибудь мещан, но это очень маловероятно. 96-97% уральцев причислялись к крестьянскому сословию.
Даже поверхностное изучение собранной информации, рассказывает Иван Канисев, позволяет выделить отдельные тенденции прошлых лет. Например, в восемнадцатом веке в семьях очень часто встречаются дети с одинаковыми именами — Андрей-младший, Андрей-старший.
— Это можно объяснить тем, что подросшего ребенка могли забрать, например, в рекруты — на 25 лет, что по тем меркам считалось почти пожизненным сроком.
Сухая статистика, по его словам, отлично отражает и условия жизни в царской России — для этого достаточно сравнить рождаемость со смертностью и посмотреть на длительность жизни.
— Нормальным считалось, когда в семье рождалось 13 детей, а выживали, к примеру, только трое. Многие умирали в младенческом возрасте, спустя несколько месяцев после рождения, от элементарных болезней. Например, поноса.
Род Черняевых
Квартира Тамары Беловой (в девичестве Черняевой), которая самостоятельно составила и переплела несколько книг об истории своей семьи, чем-то напоминает архив. Повсюду документы, черно-белые фотографии, рядом с компьютером висит список с телефонами родственников.
— Когда я училась в первом классе, то не смогла решить задачу и попросила маму помочь мне. Она ответила, что никогда не ходила в школу и даже не умеет расписываться — ставит вместо подписи крестик. После чего рассказала о своей жизни — как в девять лет с тремя младшими братьями они практически остались без отца и матери. Это стало первой каплей, зародившей во мне интерес к семейному прошлому, — говорит Тамара Фоминична, показывая результат многолетней исследовательской работы — несколько книг, в которых собраны не только воспоминания родных, но и копии архивных документов.
Там есть много уникальных свидетельств. Например, письмо от 1957 года — заведующий отделом культуры читинской газеты отказал её отцу, Фоме Черняеву, в публикации стихотворений с припиской: «Новые стихи, присланные вами, написаны слабо, для печати не годятся, хотя немало в них настоящих жизненных деталей. Беда в том, что недостает Вам серьезного знания языка и поэтической техники».
От Чернышевского до Буйнова
Собирать информацию, изучать архивные документы, встречаться с многочисленными родственниками, рассказывает Тамара Белова, она начала много лет назад. В 2010 — купила ноутбук и струйный принтер, перенесла все свои записи в электронный вид, освоила интернет. В 2012 — самостоятельно выпустила несколько десятков экземпляров первой родовой книги.
Для этого ей пришлось объехать вдоль и поперек всю страну — побывать на исторической родине своих предков в Кадае (село в Забайкальском крае), встретиться со всеми двоюродными братьями и сестрами, со многими из которых она в процессе изучения родословной познакомилась впервые. Большинство, по её словам, с радостью делились документами и архивными снимками, но некоторые, впоследствии ознакомившись с книгой, остались недовольны — посчитали негативные воспоминания других родственников за сплетни.
Из книги: «Отец — потомок каторжанина. Родился в семье бедняка. Из школы был изгнан как богохульник. В 23 года был призван в царскую армию. В первую мировую войну попал в плен. Трижды пытался бежать, да слишком далеко до России — ловили и наказывали, подвешивали за ногу и за руку к столбу на солнцепёке».
Со слов родителей Тамара Белова узнала, что дед был другом политзаключенного Николая Чернышевского — писатель, которого сослали на три года в Сибирь, поселился по соседству. Еще один интересный факт — знаменитый певец Александр Буйнов является родственником со стороны бабушки.
«Нас у родителей было восемь. Мы подарили им 22 внуков и 40 правнуков. Сколько праправнуков — даже затрудняюсь сказать. Знаю, что общее число детей подходит к сотне».
Из книги Тамары Беловой
От Крыма до Израиля
Основные затраты, рассказывает Тамара Фоминична, приходятся на железнодорожные билеты до местожительства родственников:
— Когда получаю пенсию, то еду в Екатеринбург и покупаю билет в одну сторону — за сорок дней до планируемой поездки. Потом приходит следующая пенсия, на которую я приобретаю билет обратно. Так и путешествую. Недавно прикинула — только на дорогу у меня ушло около ста тысяч рублей.
Крышу над головой и питание обычно предоставляет приглашающая сторона — расходы на гостиницу обычной качканарской пенсионерке не по карману. Знакомство с новыми членами семьи во время таких визитов и многочасовые разговоры за чашкой чая — повод продолжать свое исследование.
— Остановиться невозможно. Каждый раз узнаю какую-то новую интересную информацию. Возвращаюсь обратно и сажусь за путевые заметки, — говорит, перебирая бумаги, 77-летняя жительница Качканара. Сейчас она перепечатывает в электронный формат рукописные записи из недавней поездки в Анапу — в мае ездила туда по приглашению к племяннице. В прошлом году побывала в Крыму, где впервые познакомилась с двоюродным братом из Израиля, в позапрошлом — проехала Дальний Восток.
— Мой роман еще не окончен, — смеётся Тамара Белова. — Я перевстречалась не только с дядями и тетями, но и с их детьми, внуками, правнуками. Сейчас нужно пересчитать их всех по головам — это очень трудоемко. Параллельно я пишу такую же родословную своего мужа Николая Белова, плюс воспоминания из своей жизни.
«все качканарцы являются потомками крестьян.»
Да Вы что? =-O =-O Я то думал
Все россияне — потомки крестьян. 8)
У меня фамилия имеет топографическое значение, а это уже значит не крестьянское. 😉
Что то все хотят абстрагироваться от крестьянского прошлого))). Да вся Рассея была крестьянской))) А фамилия по топографии тем более безкоренная, без родословной, подкидышам придумывали (да простит меня Печкин ). И дань моде последнее время генеалогическое древо выписывая это по меньшей мере — бред, пытаются все корни аристократические найти (80 лет назад бы попробовали, гы-гы). Да у всех у нас корни есть как и царских кровей, так и «калик перехожих» — обычная математика))), а какой ген будет в приоритете этого никто не знает. Да и в России живем, а тут что не сто лет, постоянно какую-нибудь кашу заваривають, то христианство насаживая, то коммунизм,все родовые связи обрубая да перемешивая, так что до предков хрен доберешься. Все мы тут — братья и сестры, а это главное…
Что то все хотят абстрагироваться от крестьянского прошлого))). Да вся Рассея была крестьянской))) А фамилия по топографии тем более безкоренная, без родословной, подкидышам придумывали (да простит меня Печкин ). И дань моде последнее время генеалогическое древо выписывая это по меньшей мере — бред, пытаются все корни аристократические найти (80 лет назад бы попробовали, гы-гы). Да у всех у нас корни есть как и царских кровей, так и «калик перехожих» — обычная математика))), а какой ген будет в приоритете этого никто не знает. Да и в России живем, а тут что не сто лет, постоянно какую-нибудь кашу заваривають, то христианство насаживая, то коммунизм,все родовые связи обрубая да перемешивая, так что до предков хрен доберешься. Все мы тут — братья и сестры, а это главное…[/quote]
Да крестьянин я , крестьянин, по материнской вообще кулаки сосланные с Беларусии.
Ну кулаки — это наше все))) Их же с одним топором да в лаптях одних, только куда-нить сошли,хоть на Луну , они и там хозяйство заведут . А если бы революционеров бесштанных ссылали, то те там, бесхозяйственники, бы просто передохли. Виссарионыч это прекрасно понимал. Так Сибирь с Уралом и очеловечил))).
DAIMANN, а с Урала на Урал тоже ссылали, у меня вот прадеда раскулачили с Южного Урала выслали на Средний Урал…и ты прав, он и здесь хозяйство умел держать))) крестьянскую крепкую хватку, хоть в одних лаптях ничем не разрушить!!!!!!!!
DAIMANN, а с Урала на Урал тоже ссылали, у меня вот прадеда раскулачили с Южного Урала выслали на Средний Урал…и ты прав, он и здесь хозяйство умел держать))) крестьянскую крепкую хватку, хоть в одних лаптях ничем не разрушить!!!!!!!! =)[/quote]