Геннадий Онищенко предложил сделать обед длиной в три часа
Главный санитарный врач России, опираясь на погодные условия, а именно нестерпимую жару практически по всей стране, предложил сделать обед в рабочее время с 12.00 — 15.00. О том, насколько это позволяет Трудовой кодекс, нужна ли нам подобная «сиеста», действительно ли жарко на Урале и как спастись от жары рассуждают наши эксперты — заместитель руководителя государственной инспекции труда по правовым вопросам по Свердловской области Ольга Савчук, фельдшер приемного покоя Качканара Елена Путина, главный синоптик уральской гидрометеослужбы Галина Шепоренко и работник комбината Андрей
— — — — — — — — —
Геннадий Онищенко, главный государственный санитарный врач России: «Не злоупотреблять пляжами и мороженым»
— Если вы после раскаленной улицы пришли домой, взяли из холодильника бутылку воды и выпили ее залпом, то я вам гарантирую, что, при любом состоянии здоровья, к вечеру вы получите першение в горле, а то и ангину. Многие ошибочно пытаются спастись от жары на пляжах, — сделал он официальное заявление.
По информации Вестей, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в связи с аномальной жарой во многих российских регионах призвал работодателей подумать о введении удлиненного обеденного перерыва — по примеру сиесты. Послеобеденный короткий отдых, сиеста, существует в ряде стран с жарким климатом. В некоторых странах такой перерыв длится с 12:00 до 15:00.
— Работодателям и тем, кто защищает права работников, где это возможно и необходимо, следует подумать об изменении графиков работы. С учетом жары, трудовую активность можно перенести на более раннее и более позднее время, а в пик жары, когда самый солнцепек, можно сделать удлиненный перерыв, — считает он.
Глава Роспотребнадзора также дал рекомендации о том, как пережить жару. Медики советуют российским гражданам внимательнее отнестись к своему здоровью — не пить ледяную воду, не злоупотреблять мороженым и кондиционерами.
— Если вы находитесь на улице, то обязательно ходите с покрытой головой. Нужно пить больше, чем обычно. Но не холодную воду — это чревато заболеваниями горла, ангиной. Лично я пью горячий чай, это правильнее, — сказал Онищенко. — Ко всему холодному надо относиться аккуратно.
По словам Онищенко, из-за злоупотребления кондиционерами в последнее время участились случаи простудных заболеваний. Также он уверен, что весьма спорным является убеждение, что если проведешь целый день на пляже, то спасешься от жары. Вероятен перегрев на солнце, ожоги кожи и риск получения осложнений из-за пребывания в воде, которая не соответствует санитарным нормам.
Ольга Савчук, заместитель руководителя государственной инспекции труда по правовым вопросам по Свердловской области: «Думаю, это больше нужно другим странам, а не нам»
В принципе, Трудовой кодекс не воспрещает работодателю делать большой обеденный перерыв. На сегодня нет таких твердых положений, которые бы ограничивали его в этом. Раньше существовало предписание на уровне закона о том, что время на отдых и принятие пищи не должно быть позже четырех часов от начала рабочей смены.
Теперь эту строку отменили и работодатель вправе сам устанавливать время перерыва. Осталось, конечно, то, что обед не может продолжаться менее 30-ти минут и более двух часов. Остальное работодатель устанавливает своим локальным актом.
Сегодня вопрос стоит в том, насколько эффективны такие перерывы для нашей страны. Может, где постоянно жарко, такие меры и оправдывают себя, но у нас сегодня жарко неделю, потом месяц дождь идет. Стоить ли менять всего из-за нескольких дней график работы? Думаю, работодатель не станет этого делать. Хотя, это не запрещено и каждый решает сам для себя. Единственная проблема в том, что будет необходимо подстраиваться под свои определенные технологические процессы.
У нас законодательно определено — какое количество времени должен отработать тот или иной сотрудник на той или иной работе. Но в законе ничего не сказано о том, во сколько начинать и заканчивать работу. Можно хоть в семь утра начать, хоть в пять. Ведь именно это господин Онищенко и предложил — чтобы работодатели рассмотрели возможность пересмотреть свои рабочие графики. С утра поработали пока не жарко, днем подольше отдохнули и вечером поработали, когда уже не жарко. Но все зависит от каждого работодателя. Он сам должен все решать.
Елена Путина, фельдшер приемного покоя Качканара:
«Опасности подвергают люди с гипертонией и больным сердцем»
Следствием перегрева могут быть разные процессы. Вплоть до потери сознания. Это тот же самый элементарный солнечный удар. Чтобы такого не происходило, необходимо носить головной убор, в том числе и на работе, которая связана с открытым воздухом. Необходимо также пить прохладную воду.
В первую очередь опасности подвергаются люди с гипертонией, с сердечными заболеваниями. Иногда бывают после инсульта с нарушением кровообращения. Но такие люди, как правило, знают о влиянии на их организм высокой температуры. Хотя вот, например, гипертоники не всегда на жаре чувствуют повышение давления, поэтому необходимо в жаркие дни особенно тщательно за ним следить.
Если вы почуствовали, что на работе вам стало жарко и плохо, то необходимо сразу лечь. Можно, чтобы ноги были чуть приподняты, также неплохо было бы выпить чая. При необходимости следует вызвать врача. Если же такой необходимости нет, то можно просто отлежаться.
Галина Шепоренко, главный синоптик уральской гидрометеослужбы: «У нас еще не жарко»
Разве у нас жарко? Урал — это же, по идее, средняя полоса России. У нас толком-то никогда тепла не бывает. Недавно, вот, пару недель назад, погода постояла нормальная несколько дней и все. Тепло было, но не жарко. Тем более, если сравнивать нас с Москвой. Кстати, жарко этим летом у нас еще будет. В частности, в конце этой недели и на следующей. А вообще — это же здорово, ведь на дворе лето.
Андрей, работник комбината: «Ничего не изменится»
В принципе я никакой разницы тут не вижу. Можно ведь просто пораньше приходить на работу и все. Конечно, многие привыкли с 8 утра работать. Но это же просто привычка, а они могут меняться. Самое главное, чтобы производственный процесс был перестроен таким образом, чтобы не было ущерба ни нам, ни руководителю.
Кто-то скажет, что только лишь бы нам хорошо было, а на производство, мол, наплевать. Этим людям я скажу, что они не правы. у нас же система какая — сколько отпашем, столько и получим. Но я предполагаю, что длительный обеденный перерыв в нашей стране все-таки введен не будет. Представьте себе, что такая «машина», как комбинат, начнет ворочаться? Это же как кусок старой породы — начнешь его тормошить, с него сразу все посыпится. Вот и тут так же. Сначала нужно будет технологам и нормативщикам сделать новые расчеты, потом перестроить процесс, обеспечить транспортом и так далее.
Все, конечно, просто сдвинется на несколько часов, но система работы будет уже совершенно другой. Постепенно начнут «выползать» какие-нибудь «косяки», а этих проблем никому не надо. Тем более работодателю. Так что, думаю, разговоры-разговорами, но на деле ничего в нашей стране не изменится. Да и оборудование, скорее всего, не сможет пережить подобный своеобразный «кризис». От старости, например, некоторые узлы могут просто рассыпаться. Это же только люди сильные, а машины, так, железяки.
Перерывы для отдыха и питания В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Женщинам с детьми до полутора лет помимо обеденного времени предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка – не реже чем через три часа и не короче 30 минут каждый. Такие перерывы по договору с работодателем могут присоединяться к обеденному времени, а также суммироваться и переноситься на начало или окончание рабочего дня. Перерывы на кормление включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. |