«У ЕГЭ есть некоторые недостатки» (аудио)
Как качканарские школьники в этом году написали единый госэкзамен? Какие ошибки они чаще всего допускали? Во сколько ВУЗов одновременно абитуриент сможет отправить свои документы? Специально для читателей газеты «Четверг» и слушателей «Радио мастер» рассказала Лариса Леонова, специалист по лицензированию, аттестации, аккредитации и ЕГЭ Управления образованием
— Каковы результаты ЕГЭ в этом году и как они соотносимы с прошлогодними результатами?
— Если говорить о результатах, то в первую очередь нужно затрагивать те предметы, которые являются обязательными для получения аттестата. Это у нас русский язык и математика. В этом году статистика показывает, что мы более успешно сдали эти два обязательных предмета по сравнению с прошлым годом. Если смотреть по средним баллам, то в 2009 году у нас по русскому языку было 56,2 балла, а по математике 38,75. В этом году нам удалось повысить результаты. В итоге по русскому языку мы получили 59 баллов, а по математике — 39.
— То есть, положительная динамика все-таки есть?
— Да, при чем существенная по русскому языку. Но нельзя говорить об успешности, не вспомнив учеников, которые не сдали экзамен.
— Много у нас таких?
— Несмотря на положительную динамику сдачи ЕГЭ, такие школьники у нас есть. По русскому языку не справились с экзаменом в прошлом году 24 человека, что составляет 8% от всей массы. В этом году таких учеников всего восемь, это чуть больше трех процентов. По математике более стабильный результат. В прошлом году не сдали 20 человек, а в этом 18.
Разница между сдачей и несдачей русского языка и математики действительно существенная, но это можно объяснить тем, что в этом году привычные тесты по математике накануне экзаменации были изменены, а одна часть была вообще убрана. Это часть «А», где ученикам предлагалось выбрать правильный ответ из четырех вариантов. Возможно, посчитали, что это будет не совсем объективно. Хотя кто-то из выпускников, возможно, рассчитывал при сдаче экзамена именно на эту часть.
— То есть форма ЕГЭ постоянно меняется и модифицируется?
— Да. Надо отдать должное, что когда Россия отчитывается о проведении госэкзамена, они еще учитывают и то, что количество опечаток заметно уменьшилось и претензий практически не возникает.
— Многим слушателям радио «Мастер 102,8 FM», а также читателям газеты «Четверг» не совсем понятно, как же все-таки происходит сдача единого государственного экзамена…
— Происходит это следующим образом. Сначала приходят индивидуальные пакеты, сложенные в один пакет. Все эти пакеты поступают в день экзаменации в фонд проведения экзамена. В этом году фондом была выбрана школа №7. За пятнадцать минут до начала экзамена началась выдача пакетов с заданиями прямо в аудитории. После этого в присутствии учащихся пакет был вскрыт, в ходе процедуры ученикам была продемонстрирована его первоначальную целостность. Только потом каждый выпускник получил на руки индивидуальный пакет с заданием.
— То есть, пакеты были закрытыми?
— Да, ученик самостоятельно вскрывал его и смотрел задания.
— Расскажите, где их составляют и упаковывают? В Москве?
— Да. Они приходят из Москвы в региональный центр обработки информации, который находится в Екатеринбурге. И уже оттуда они поступают к нам.
— Давайте вернемся к результатам ЕГЭ. По обязательным предметам все понятно. Есть ученики, которые не сдали экзамен, но есть и динамика улучшения. А как обстоят дела с факультативными дисциплинами – обществознанием, историей?
— Начнем с того, что для поступления в высшее учебное заведение нашим выпускникам помимо двух обязательных нужно сдать еще какие-то предметы на выбор. Всего таких предметов двенадцать. Определиться, какие предметы выпускник будет сдавать дополнительно, необходимо было до 1 марта. То есть, получается, что для поступлении в ВУЗ необходимо сдать русский, математику и еще те дисциплины, которые требует то или иное высшее заведение.
— Если в университете попросят сдать все 12 экзаменов, то это вполне можно сделать?
— Да.
— Кто-нибудь уже пытался сдать такое количество предметов?
— Нет. Максимально в нашей двухгодичной практике встречалась только сдача шести предметов. Но и это уже много. Самое главное — успешно их сдать.
Если говорить о дополнительных предметах, то и тут положительная динамика присутствует. Если брать общие цифры по России и Свердловской области, то результаты, например, по химии, биологии и истории в Качканаре были выше, чем в области. А по двум предметам — географии и информатики, качканарские результаты даже превзошли российские.
— То есть, Качканар опять впереди планеты всей?
— Да, примерно так. В некоторых позициях мы «верховодим». Если взять прошедшие года и сравнить их с нынешними, то мы улучшили свой средний балл по шести предметам. Это русский язык, физика, информатика, английский язык, обществознание и история. Приятно, что уровень подготовки выпускников повышается. Ну и, конечно же, повысился максимальный бал ЕГЭ.
— А какой он?
— Если рассматривать результат, самый близкий к отметке 100, то, например, в прошлом году один качканарский школьник получил 94 балла по литературе. Остальные высокие баллы были в районе 70-85. В этом году мы приблизились к отметке 100 в школе №2, где были набраны 94 балла по русскому языку и 97 балла в лицее по информатике. Это практически идеальные результаты. Потому что в случае, когда выпускник набирает сто баллов, происходит перепроверка работы, а это лишняя нервозность и волнение.
Также в этом году были зафиксированы высокие показатели по математике — 85 баллов, по физике — 80 баллов, а также по химии, информатике, биологии и истории. Я считаю, что это очень неплохие показатели.
— Есть ли у нас неудовлетворительные результаты?
— К сожалению, в этом году у нас есть ученики, которые по некоторым предметам получили «неуд». Но радует то, что по английскому языку и информатике нет выпускников, которые бы не сдали ЕГЭ. Все, кто брался за эти предметы, сдали.
— Видимо, у нас теперь растет нация англоговорящих специалистов по информатике…
— Качканар ведь всегда славился тем, что у нас по этим дисциплинам были таланты. По информатике, например, показатели изначально были сильнее среднероссийских показателей.
— Лариса Юрьевна, давайте оставим цифры в покое, и поговорим о ЕГЭ как о явлении. В чем по Вашему преимущество госэкзамена от стандартной, старой формы сдачи?
— Да, мы привыкли к письменной сдаче контрольных по математике и к сочинениям с элементами изложения по русскому языку и литературе. Сегодня эти формы остались только для тех выпускников, которые по состоянию здоровья не могут сдавать ЕГЭ. Правильно эта форма называется как «Государственный выпускной экзамен». Все остальные выпускники сдают в форме ЕГЭ.
В прошлых годах был ажиотаж по поводу плюсов и минусов единого госэкзамена, было много сторонников и противников его введения. При чем противников было больше, потому что на тот момент еще не был налажен механизм проведения единого госэкзамена и не было опыта. Начинать всегда тяжело.
К плюсам ЕГЭ можно отнести то, что выпускной экзамен в школе является одновременно и вступительным в ВУЗ. То есть, сдал одиннадцатиклассник выпускной экзамен, получил сертификат и уже может начинать рассылать свои результаты в высшие учебные заведения и ждать зачисления. Повторно экзамен, как прежде, сдавать не нужно.
С другой стороны, кто-то считает, что сдавать надо два раза. В первый раз не получилось хорошо, а во второй, когда человек поступает уже в ВУЗ, возможно, он сдаст лучше.
— А ЕГЭ можно пересдать?
— Сама процедура подразумевает, что оценка по госэкзамену действительно всего один год. Если вы не сдали в первый год ЕГЭ, то на следующий год, в первой волне – мае-июне, его можно пересдать. То есть пересдать можно как положительный, так и отрицательный результат. Но только через год.
Кстати, плюсом в случае пересдачи является то, что можно использовать те результаты, которые вам необходимы. Например, сдал человек ЕГЭ. Его не устраивают результаты. Через год он может сдать еще раз и уже выбирать, какие результаты ему посылать в тот или иной ВУЗ.
Еще одним положительным моментом стала возможность самому не отвозить документы на поступление. Достаточно отправить их по почте в установленные сроки.
— В какое количество ВУЗов можно разослать свои сертификаты?
— Первый опыт подобного поступления был в прошлом году. Количество не было ограничено хоть в десять, хоть в двадцать высших учебных заведений можно было отправить свои документы. И, конечно, каждый выпускник хотел отправить документов в максимальное количество ВУЗов.
— Мотивируя это тем, что хоть куда-нибудь да возьмут…
— Да. Из-за этого и начались проблемы. Получалось так, что несколько ВУЗов принимали одного и того же человека. В итоге выходило несколько волн зачисления. В этом году ситуацию проанализировали, сделали вывод и приняли решение — посылать документы можно в не более пяти ВУЗов, и на не более трех факультетов в одном ВУЗе.
— Что сейчас не хватает ЕГЭ? Чтобы Вы конкретно улучшили в нем?
— Наверное, недостатки есть и в чисто технической части, которая предполагает, что мы получаем экзаменационные материалы, и мы же их отвозим. То есть, мы тратим как время, так и средства.
— Каким образом можно исправить эту ситуацию?
— Я думаю, что вполне возможно проводить сканирование документов и отправлять их в электронном варианте. Конечно, это очень большая проверка, в которой будут задействованы и техника, и люди.
— Но это же просто огромный объем работы…
— Ну да… Сканирование, верификация (проверка каждого символа в работах ЕГЭ — прим. автора), потом отправка. И еще надо учитывать, что на каждого ученика сканируется три бланка, один из которых проверяется вручную.
— В такой технологии вряд ли что-то изменится.
— Скорее всего, да. Потому что сама технология проверки подразумевает независимость и качественно, а это возможно только при многозатратном процессе.
— Есть у меня, допустим, есть претензии к результатам ЕГЭ, как мне поступить?
— Есть процедура оспаривания результатов и оспаривания процедуры проведения ЕГЭ. По этим двум претензиям предъявляются апелляции. Происходит это на уровне области. Там создается государственная апелляционная комиссия и ученик, который не согласен с отметками госэкзамена, отправляет свои результаты в электронном виде в Екатеринбург. При чем, есть ограничение по времени для подаче жалоб в апелляционную комиссию — это можно сделать только в течение трех дней с момента ознакомления с протоколами ЕГЭ.
— У нас были такие преценденты?
— В прошлом году к нам обратился один из учеников, чтобы мы помогли подать ему эту аппеляцию. Сколько было обращений без нашей помощи, сказать трудно.
— Что было дальше с тем человеком, который подал аппеляцию?
— Его апелляция была рассмотрена. Жалоба заключалась в том, что результаты ЕГЭ были ниже порога сдачи. То есть, он не мог получить аттестат. Комиссия рассмотрела апелляцию и выяснила, что он неправильно отмечал правильные вопросы — ставил наклонную черточку там, где нужно было ставить крестик. Система просто не распознала правильный ответ. Но в итоге апелляцию удовлетворили и аттестат выдали. Правда, уже после пересдачи. Из этого следует вывод, что действовать надо строго по инструкции.
Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать неукоснительно. Если сказано ставить крестик — ставим крестик, если нельзя выходить за определенное поле — значит нельзя. Написано, что нужно писать печатными цифрами и буквами — будьте добры. Неправильное написание — это неправильная проверка, а цена ошибки может быть вплоть до пересдачи. И такие случаи имеют место быть.
Интервью: Иван Феофанов
Текст: Дмитрий Травкин