«Сити-менджер сделает все, чтобы принять решение, выгодное тем, кто его назначил»
Екатерина Жилякова, главный редактор журнала «Муниципальная власть» для «Russia Profile»:
Больше трети региональных столиц в России уже перешли или готовятся перейти к системе управления с использованием так называемого сити-менеджера.
При этой системе городом управляют мэр, избранный депутатами городского совета, и глава администрации, нанятый по контракту, или по-другому сити-менеджер. Этот процесс стремительно набирает обороты, несмотря на то, что закон № 131, регулирующий местное самоуправление, позволяет как выбирать мэра напрямую жителям, так и использовать сити-менеджера.
Многие независимые эксперты и сами муниципалы оценивают этот процесс как очередной проигрыш демократии и ущемление прав местной власти. Прежде всего потому, что инициаторами перехода к такой системе являются, как правило, губернаторы. Другими словами, в России институт сити-менеджеров чаще всего является заменой прямого назначения мэров.
С начала 2010 года сразу несколько губернаторов сделали попытку перевести на режим «сити-менеджер» столицы субъектов Федерации.
Екатеринбург важен не только потому, что это четвертый по числу жителей город России (более 1,3 миллиона жителей) и столица важнейшей для экономики страны Свердловской области. Дело в том, что городом уже 18 лет руководит Аркадий Чернецкий — один из самых сильных российских мэров, более 10 лет возглавлявший Союз российских городов. С мнением Чернецкого, который с начала 2000-х выигрывал выборы в жестком противостоянии с командой прежнего губернатора Эдуарда Росселя, уже давно вынуждены считаться не только в области, но и в Кремле. Но, похоже, что общероссийскому курсу на переход к сити-менеджерам удалось сделать то, что не удавалось самым лучшим политтехнологам из лагеря противников Чернецкого. Из-за идеи перехода Екатеринбурга на управление сити-менеджером Чернецкий наконец-то объявил, что уходит со своего поста.
После того, как весной один из депутатов городской думы Екатеринбурга предложил ввести пост сити-менеджера, а мэра выбирать из депутатов, Чернецкий сразу же заявил, что не видит места для себя в этой системе.
Кремль несколько раз пытался провести через Госдуму России поправки к закону № 131, по которым сити-менеджеры были бы введены (а прямые выборы мэров отменили бы) во всех муниципалитетах России. Я убеждена, что такие поправки до сих пор не были приняты только потому, что Россия при Борисе Ельцине подписала Европейскую Хартию местного самоуправления, которая категорически настаивает на выборности местных правительств.
Большинство мэров и жителей считают, что сити-менеджер — это ущемление демократии, хотя и не готовы серьезно протестовать против введения этой должности. Почему?
Прежде всего потому, что система управления с сити-менеджером в нашей стране выгодна губернаторам, большинство из которых не являются сторонниками передачи полномочий и денег местным властям. Это связано с законом № 131, после принятия которого в 2003 году в России началась вторая муниципальная реформа. До этого действовал закон 1995 года, который когда-то впервые после СССР позволил жителям выбирать мэров своих городов. В те годы не было ни одного мэра, который бы публично не боролся с губернатором.
По новому закону 2003 года комиссия, которая назначает сити-менеджера, должна на треть состоять из представителей руководства региона. По мнению многих экспертов, эта норма была пролоббирована губернаторами специально для того, чтобы назначать на должность сити-менеджеров своих людей, чтобы влиять на управление городом.
У поведения губернаторов есть конкретные экономические и финансовые основания. Главное из них — после принятия закона 2003 года в городах России началось новое перераспределение собственности — закон запретил городам иметь в собственности коммерческие объекты: муниципальные рынки, магазины, гостиницы и так далее. Мэрии должны были либо перепрофилировать такие здания, либо избавиться от них. Такими изменениями занимались именно администрации городов.
Понятно, что если администрацией руководит мэр, избранный жителями, а значит неподконтрольный губернатору, региональным лоббистам было труднее получить в свое распоряжение такую собственность. А зависимый от губернатора сити-менджер сделает все, чтобы принять решение, выгодное тем, кто его назначил.
Смотрите также:
— В Свердловской области внедряют новую практику управления городами
А независимый от губернатора глава что по сути может при существующей вертикали власти? Думаю что в реальности когда сама модель власти наполовину командно административная нет смысла говорить о избирательных правах. Назначенный сити менеджер по крайней мере будет делать так как скажет губернатор. Если учесть что губернатора назначает президент то можно надеяться на позитивные изменения в жизни малых городов. К сожалению, у нас и сегодня во власти в основе своей люди из той советской командно административной системы. Ну дали им возможность фз-131 сформировать местное самоуправление и что а как это сделать не сказали. Вот мы и имеем то что имеем по басне Крылова «лебедь рак и щука». Пусть уж наверное Губернатор как представитель президента и правящей партии назначает руководителей исполнительной власти глядишь лет так через десять спустят нам сюда какую нибудь инновацию.
kolaich, я не узнаю вас в гриме…
Жадность к власти и денегам моих братьев не имеет пределов, мне стыдно за свою нацию.