«Кухня» редакции газеты «Качканарский Четверг» — кто и как создает свежий номер
Сколько человек работает над созданием «Четверга»? Откуда газетчики узнают интересные новости? Для чего в кабинете журналистов висит плакат «Obama: where is the reform?» и портрет Карла Маркса? Что за страшный зверь «дедлайн», которого боятся все сотрудники издания? Добро пожаловать в редакцию, дорогой читатель, в мир информации и свежих новостей
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Если кто-то вам скажет про нас: «Да они там сидят тупо, статейки свои печатают и все. Делов-то… Любой дурак сможет», не верьте ему. Этот человек не знает, о чем говорит.
Редакция КЧ располагается на первом этаже обычного жилого дома и состоит из нескольких отделов: журналисты с комнатой переговоров, бухгалтерия в двух кабинетах (не подумайте, что деньги лопатой гребем, просто бюрократия заставляет), кабинет главного редактора, ресепшен, большой отдел рекламы, кабинет дизайнеров, два туалета и один душ.
От среды до пятницы
«Каждое утро в нашей организации начинается одинаково», — говорил один уставший киногерой — гос.служащий с двумя детьми. В редакции «Четверга» все по-другому. Каждое утро здесь — разное. И неделя тут, априори сложившемуся порядку, начинается в среду. Потому что во вторник сдаем очередной номер.
К восьми утра на крыльце редакции собирается группа людей, которые, дожидаясь ответственного за ключи, озабоченно о чем-то беседуют. Зачастую беседы идут на отвлеченные от работы темы, вроде: «Маш, а я сегодня, представляешь, маршрутку ждала 20 минут…». Или, например, обсуждают, почему у нас в городе все так плохо, а в других городах и странах все так замечательно. В общем, обычный, ни к чему необязывающий треп. Это сотрудники бухгалтерии, они почему-то всегда приходят на работу первыми. К ним иногда примыкают девочки-дизайнеры, которые также рассказывают «интересные» истории о том, сколько и кому вчера зубов вылечили и что думают их мужья о «происходящем в городе бардаке».
Такую картину встречают посетители редакции. Настя — офис-менеджер и «лицо» всего коллектива |
Примерно в 7.55 появляется Настя с ресепшена. Она, сохраняя невозмутимость, под возмущенные крики о замерзших ногах и ветреной погоде открывает дверь. Начался рабочий день.
В редакции загорается свет, и в отделах с характерными щелчками включаются чайники, а около туалета выстраивается вереница сотрудников за водой. Большинство этих телодвижений происходит в тишине. Слышно только: «Здрассте, доброе утро, всем привет» и так далее.
Под утреннюю чашку чего-то горячего начинается основная работа. Утро среды — это всегда планирование будущего номера. Обсуждение, называемое планеркой, длится недолго. После этого начинаются звонки, встречи, дорговоренности, просмотр почты, посещение соц. сетей и всевозможные приветы в аське в исключительно рабочих целях. Народ отходит от вчерашней сдачи свежего номера, который, кстати, уже привезли в редакцию. Газета вкусно пахнет типографской краской — этот, приятный сердцу запах, ни с чем не перепутать.
— Ну как номер? — спрашивает главный редактор.
— Да вроде нормально. Вот только тут и тут цвет как-то поплыл. На этой странице — много ошибок. А так, вроде бы, ничего, интересный. Уже даже первые звонки от читателей поступают, — отвечают ей сотрудники редакции.
После этого начинается обычная работа всех отделов.
Чем «пахнут» СМИшники
Каждый отдел имеет свою исключительную особенность. Понятно, что все они обставлены типовой мебелью, уставленной стандартными синими, зелеными и черными папками, дыроколами различного размера и компьютерами. Но, несмотря на это, они кардинально различаются.
Журналисты
В этом отделе никогда не было порядка. Столы всегда покрыты тонной документов, любые горизонтальные поверхности уставлены всевозможной аппаратурой (диктофоны, батарейки, провода, переходники, наушники) и чашками из-под чая и кофе.
Со стены на отдел смотрит Карл Маркс, огромная политическая карта и бело-красный американский плакат с надписью «Obama: where is the reform?» (дословный перевод — Обама: где твои реформы?), который главный редактор привезла прошлым летом из Вашингтона.
Каким чудом в редакции оказался потертый и старинный портрет коммуниста Карла Маркса никто не знает, он, конечно же, не идейный вдохновитель и муза, но как-то прижился у нас, и теперь отдел трудно представить без Карлуши.
В отделе журналистов всегда царит творческий беспорядок |
Пахнет у журналистов каждый день по-разному, потому как к ним часто приходят люди, которые, собственно, и пахнут по-разному. Кто-то благоухает дорогими духами, а кто-то приносит с собой многодневный перегар.
В этом отделе если и разговаривают много, то только по телефону. Ну и еще, когда залипает пробел на клавиатуре или интернет перестает работать. Тогда на помощь приходит крепкое трехэтажное выражение, высказанное с такой яростью, что все вокруг снова начинает работать. И еще раз про телефон… Он противный такой. «Тыыыыырррлллль… Тыыыыыыррррррль…».
— Редакция газеты «Четверг». Добрый день.
Нет, поймите правильно. Это очень здорово, что вы нам звоните. Но этот самый «тырль» порой просто выводит из себя. Или вот еще интересная ситуация. Сидит журналист Мухаркина рядом с корреспондентом Травкиным. Оба в наушниках, делают расшифровки диктофонных записей. Между ними стоит стационарный телефон. Вдруг раздается звонок. Ждешь несколько гудков, чтобы в Алене наконец-то взыграла совесть и она взяла трубку. Не дожидаешься. Тянешься к телефону и пытаешься быстро ответить. Но и Алена хочет сделать тоже самое. В итоге трубка оказывается в двух руках и кто будет говорить, неизвестно. Досадно, правда?
Еще некоторые товарищи в отделе журналистов любят пакастить в легкой манере своим коллегам. Обычно эту маленькую гадость зовут Травкин. Разговаривает, скажем, Алена Мухаркина по телефону:
Алена: — Алло, здравствуйте.
В трубке: — Здравствуйте.
Травкин рядом на стуле: — Здравствуйте.
В общем, суть в том, что Мухаркиной приходится сразу с двумя людьми общаться. И это, мягко говоря, бесит.
А еще в отделе очень много непонятных вещей. Некоторые из них — рабочие трофеи.
Тут лежат большой розовый камень, гора памперсов, различные подаренные поделки, банка варенья, которая стоит на подоконнике уже не первый год, кофеварка, шевроны полиции США, множество газет на разных языках, книги и разная электроника.
Скажите, пожалуйста, зачем журналистам книга «Тепличное овощеводство Урала», изданная в 1979 году? Не знаете? И они не знают. Львиной долей всего этого имущества никто не пользуется, а выбросить жалко.
Бухгалтерия
Два кабинета для трех женщин. Папки, дела, отчеты, монотонные удары печатью и прочая бюрократия. Да и сами они бюрократы. Точнее бюрократки. Все должно быть четко и «согласно необходимой документации и обозначенному порядку».
— Дайте денег на бензин, нужно на Валериановск на задание съездить… — просишь бывало у них.
— Возьмите бланк требования у Марии Паллны, впишите необходимую сумму, цели проводимых расходов, утвердите у руководителя отдела и директора. Потом приходите получать.
Вот так. Даже в такой творческой работе есть свои общепринятые нормы, избежать которых просто невозможно.
Бухгалтерия — таинство цифр, документов и официальных бумаг. Сотрудники отдела любят точность и даже чай пьют строго по расписанию |
В остальном же, это нормальные веселые женщины. Два или три раза в день, строго по расписанию, садятся за стол и пьют чай с пряниками, конфетками и прочей сладкой чаепитной атрибутикой. Чаепитие, как правило, сопровождается продолжением утреннего разговора. К слову, разговор этот ужасно громкий, от чего наш системный администратор Денис, сидя за две стены от бухгалтерии, начинает нервничать и говорить что-то вроде «что за люди…» и «капец ваще». А вообще Денис у нас добрый. Мы у него часто берем сахар и чай. Особенно часто это происходит, когда он этого не видит.
Главный редактор
Люда. Человек, который по вторникам (последний день перед выпуском газеты, который называется «дедлайн») может превратиться в дракона. Хотя, это происходит не только по вторникам. Людмила Александровна — двигатель этой редакции. Работает этот двигатель на кофе, положительных эмоциях, драйве… И иногда на истериках и нервных срывах своих подчиненных.
Люду очень сложно поймать для серьезного разговора, потому что она занимается далеко не только газетными материалами. Всю рабочую неделю, месяц, год и жизнь она занимается стратегическим развитием и позиционированием газеты во внешнем мире.
Идейный двигатель редакции — главный редактор Людмила Лаптева |
Она любит громко говорить, поэтому ее очень удобно слушать в наушниках. Большую часть времени наш главный редактор тратит на то, чтобы консультировать сотрудников с их бесконечными вопросами.
Люда любит порядок и не любит непорядок. Но непорядок, как назло, не проходит. Особенно в отделе журналистов. Еще она не любит, когда люди опаздывают на работу. Точно вам говорю, испробовано на себе.
В последнее время наиболее часто произносимые слова главного редактора выглядят примерно так:
— Давай быстрее.
— Мне сейчас надо срочно уехать по делам. Буду только вечером.
— Я в командировку.
— Так. Стоп. Я вас всех блокирую.
— Кто редакцию закрывает?!
— Что-то я так устала.
И так далее.
Директор
Юрий Владимирович. Он же директор, он же шеф, босс, папа и так далее. Крестный отец «Четверга». Очень грамотный стратег, политик, экономист и просто бизнесмен.
Босс — генеральный директор Юрий Владимирович Лаптев |
Очень любит бильярд, но редко его себе позволяет. А еще он периодически приходит в редакцию и начинает наводить порядок.
В офисе газеты его не часто встретишь. Обычно он разрывается сразу между несколькими государственными и коммерческими структурами, ближайшими городами, дальним зарубежьем или просто находится в другом офисе.
По секрету — он очень любит вяленую рыбу.
Ресепшн
Маленькая Настя. Почтовик, приемщик, лицо организации. Настя хорошая. Воспитывает дочерей-близняшек, угощает всех сахаром (когда у сисадмина Дениса его уже не осталось), работает нормально… Но иногда случаются казусы.
Ресепшн — это то, что видят посетители при входе в редакцию. Сюда приходят, чтобы поделиться своими проблемами или подать рекламу. Бывает, что приходят не совсем нормальные, дикоорущие граждане, которые начинают требовать, возмущаться и грозить судами. Тогда Настя иногда плачет. Ее, конечно, жалко. Но работа есть работа. По этому поводу даже есть поговорка (по секрету: любимая нашего главного редактора): «Товарищ, нервы сожми в узду. Пришел на работу, не ахай! Выполнил план — посылай всех…». Дальше, у кого как фантазия играет.
Реклама
Царство постоянно занятых телефонов. Сотни клиентов. Сотни звонков в день. Встречи, планерки, оперативки. Снова встречи. Иногда хихикают что-то, но опять же в телефонную трубку. Они — хлеб организации.
Главный инструмент сотрудников рекламного отдела — убедительный голос, грамотная речь и несколько мобильных телефонов, которые практически никогда не умолкают |
Дизайнеры
Две женщины. Обычно превращаются в нервных по вторникам вечером и по четвергам. В день сдачи номера эти милые в будни дамы надевают горгульи маски и начинают орать что-то вроде: «Где тексты?!», «Почему вы еще рекламу не сверили?!», «Почему такая плохая фотография сделана?» и так далее. Приятного мало, поверьте. А так, они тоже хорошие.
Дизайнеры — на них лежит набор объявлений, верстка информационных и рекламных полос, внешний вид всего издания |
Выпускающий редактор
Лена Ходырева. Лена почти всегда молчит. Наверное, потому что постоянно переживает за выпуск номера. Очень много пишет. Любит яблоки и витамины. А еще чай. Зеленый.
Иногда у Лены случаются ступоры, особенно, когда она говорит серьезно, а кто-то пытается в это время ерничать. Тогда она садится на свое место и продолжает работать, не желая ни с кем разговаривать. Но пишет она правда много.
Будни
Каждый номер подготавливается по одной схеме, но всегда с разным результатом. Работу всей редакции невозможно заключить в строго регламентированный график с 8.00 до 17.00. Постоянно приходиться посещать по работе спортивные и культурные мероприятия, которые традиционно проходят в выходные дни, встречаться с источниками информации во внерабочее и вечернее время, когда человек закончит трудиться… Мобильные телефоны журналистов никогда не умолкают.
Бывает, благодарный читатель может позвонить в 12 часов ночи в субботу. Бывает, важные звонки приходится принимать и в момент празднования Нового года, Рождества и прочих праздников.
Несколько лет назад был случай, когда горожане позвонили в четвертом часу утра — на Татарском поселке внезапно загорелись несколько домов. Благодаря этому звонку нам удалось оперативно сработать — ночью корреспонденты выехали на место, засняли видео, поговорили с потерпевшими и свидетелями.
День «Д»
Это вторник. Дедлайн. Последний рубеж перед выпуском очередного номера. В этот день в редакции страшная суматоха, нет ни одной свободной минутки. Журналисты орут, что еще нет сверстанных страниц, дизайнеры орут, что нет нужных снимков, рекламисты кричат, что им надо поставить на уже готовую полосу макет, но это никому не нравится. В конце концов, все это быстро входит в наработанное русло и номер отправляется в типографию… Спустя 12 часов свежую, еще пахнущую типографией газету, развозят по магазинам.
Для нас каждая среда — это маленький День рождения. Это, когда искренне улыбаешься от того, что на свет появился еще один выпуск КЧ. И как на любой день рождения, нам тоже дарят подарки. Это — ваше внимание и любовь, ваши ежедневные звонки и смс-сообщения. Для нас это — самые дорогие подарки на свете. С праздниками вас! Берегите себя.
Дмитрий Травкин
Мне по душе такая суматоха.Так держать!