Критики о фильме «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
5 мая на экраны кинотеатров России вышел фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Критики успели посмотреть картину и высказаться. Вот некоторые мнения.
— — — — — — — — — — — — — — — — — —
Стас Тыркин, КП:
«По жанру «УС-2» — это фильм-сказка. Указанная в названии Цитадель (ее штурмуют дважды, и это, без сомнения, лучшие сцены фильма) явно принадлежит пространству мифа. Слово «Сталинград» в фильме не звучит ни разу — все претензии по части фактов, таким образом, снимаются автоматически. Есть былинная крепость, которую не в состоянии взять даже былинные герои — до тех пор, пока им не помогут симпатичные представители сказочной фауны. Паучок, не вовремя повисший на мушке немецкого снайпера, и его ручная белая мышь, после смерти хозяина подорвавшая ко всем чертям несокрушимую крепость.
Также в картине действует комар («Наш комар, пусть сосет!» — разрешает герой Андрея Мерзликина) и бабочка (она кружит вокруг персонажа Олега Меньшикова, символизируя его мятущуюся душу). Некоей животностью наделены все главные положительные персонажи фильма: контуженная Надя мычит, Маруся (Толстоганова, ранее Дапкунайте), как попугай, щелкает клювом. Котов, поранившись, лакает кровь (собственную) и способен, потянув носом, издалека по запаху учуять своего недруга Митю. Ну, и само собой, в его распоряжении волшебный железный коготь, который он пускает в ход в минуту опасности. Если бы на то была авторская фантазия, Котов бы мог запросто сразиться с Росомахой из «Людей-Х». И, само собой, одержать победу».
Олег Зинцов, «Ведомости»:
«Удивления уже, конечно, нет. Привычно все. И размах, и фантастичность, и незапланированный комизм. И то, насколько автор-исполнитель слился с персонажем. Ведь мы идем на фильм не про комдива Котова — мы идем на фильм про Михалкова.
Вероятно, чтобы как-то уравновесить роль собственной личности в этой истории, Михалков уделяет очень много внимания братьям нашим мельчайшим. «Цитадель» начинается с рождения комара, который затем минут семь летает над окопами, чтобы, сев на щеку актера Мерзликина, удостоиться комментария: «Пусть попьет, это наш комар». Судьбу цитадели решает паук (потому что это, конечно, наш паук). А у Меньшикова очень драматические отношения с белым мотыльком».
Лёля Смолина, Film.ru:
«У режиссера всегда были особые отношения с чувством меры, но сейчас оно, кажется, совсем рассосалось. Здесь всего слишком много. Раззудись плечо, широка страна моя родная. Слишком много самого Котова-Михалкова: весь фильм он постоянно разговаривает, принюхивается, подмигивает, охает, ахает, побеждает банду босяков железным когтем, сливается в поцелуе с огневой бабенкой на чужой свадьбе, рычит. То, что играющий главную роль в собственном фильме артист Михалков делает со зрителем, в этот раз, увы, называется пенетрацией».
Сергей Синяков, Gazeta.ru:
«Никита Сергеевич трижды воспроизводит знакомую по «Жестокому романсу» мизансцену «барин приехал» (действительно, актерски очень для себя выигрышную), причем один раз приезжает на танке и расширяет диапазон слезными истериками героя. Они удаются Михалкову в меньшей степени, как и смиренные монологи вроде «есть люди важные, а есть люди менее важные, как мы», которые порядочно все-таки отдают просчитанным юродством горьковского Луки в пьесе «На дне».
Роль рока, вершащего судьбы людей и мира, делят между собой не Сталин, скажем, с Котовым, но, натурально, комар, паук и мышь, которые в данном случае живность исключительно полезная и мельтешат за нашу победу. Комар укусит, паук сплетет паутинку, мышка хвостиком вильнет (отчасти по слишком буквально понятому принципу, в согласии с которым«бог не выдаст, свинья не съест») гусеницы русской техники лязгнут под Берлином. Таким образом Михалков в творческом отношении все-таки переиграл Квентина Тарантино, не догадавшегося укусить Гитлера малярийной мухой, и «Утомленные солнцем» закатили гол престижа».
Фантазия буйная, фильм — редкий к…л. Хотя в Голливуде мож кому и понравиться.