Откуда в Качканар везут овощи и фрукты
Со второго июня Россия установила запрет на ввоз и продажу свежих овощей из всех стран Евросоюза (Испания, Франция, Германия, Польша). Причина, как сообщили в Роспотребнадзоре, — распространение в Европе острой кишечной инфекции, источником возникновения которой считают выращенные там огурцы, помидоры и другие овощи.
В качканарских магазинах и лавках не принято указывать на ценниках страну-импортера того или иного продукта. Какие овощи предлагают местные предприниматели и могут ли быть среди них экземпляры, зараженные инфекцией, — в материале КЧ.
Владельцы уличных ларьков открыто называют, из каких стран заказывают на продажу овощи. /фото надежды Лесниковой |
«В супермаркете овощи проверяет Роспотребнадзор»
В иногороднюю сеть супермаркетов овощи и фрукты привозят из Екатеринбурга с центрального склада этой сети. По информации заведующей местного магазина Юлии Башкировой, количество и сорта поставляемых овощей и фруктов корректируется с помощью специальной компьютерной программы: из центрального офиса по электронной почте скидывается накладная на товар, заполнив которую, директор магазина отправляет ее назад.
С её слов, за всё качество товара отвечают в распределительном центре, потому что продукцию на всю сеть закупают именно там и отправляют по своим «точкам» уже с сертификатами. Все поставки, по ее информации, контролируются сотрудниками Роспотребнадзора, но из каких конкретно стран завозятся овощи, не уточнила, подчеркнув, что полностью доверяет поставщику.
Как рассказала Юлия Борисовна, переоценка стоимости товара в магазине идет каждое утро.
— Цены «встают» автоматом по накладным, мы самостоятельно ничего не устанавливаем. С какой ценой товар приходит, с такой мы его и выставляем. Информация о всех акциях, распродажах и скидках приходит также из центрального офиса, — прокомментировала директор.
«Товар из Узбекистана, Турции, Аргентины, Чили»
Владелец пяти овощных точек рассказал, что их импортные овощи и фрукты полностью проверяют на таможне. С его слов, он в этом бизнесе уже пятнадцать лет и работает только с крупными, проверенными поставщиками, отправляющими предварительно все необходимые документы, подтверждающие качество продукции. Сертификаты бизнесмен готов предоставить по первому требованию покупателей.
Товар он заказывает, в основном, из Узбекистана, Башкортостана, Турции, Аргентины, Чили, при этом также поддерживает российского производителя.
Из Германии, по его словам, раньше привозили яблоки «Джона Грейд», но в последнее время они стали дорогие, поэтому он перестал их заказывать.
Наценка на овощи и фрукты, как говорит предприниматель, в его магазинах от 10 до 15 процентов. Иногда, признается он, когда товар начинает портиться, он вынужден выставлять цену ниже закупочной, чтобы выручить от продажи хотя бы какие-нибудь деньги. Например, бананы он покупает за 900 рублей за коробку (18-20 кг.), но при транспортировке, как говорит предприниматель, они могут подпортиться, поэтому приходится ставить цену из расчета 650 рублей за коробку.
— Я не обращаю внимания на цены конкурентов, не хожу по магазинам для того, чтобы сравнивать их. Другими словами, делаю свой бизнес, не акцентируя внимания на конкурентов. Наценка обычно 10-15%, в зависимости от качества товара, сколько времени он будет лежать, — говорит частник.
Руководство магазинов и супермаркетов не конкретизируют импортетов, поясняя, что «доверяют поставщикам». /фото Надежды Лесниковой |
«Верят поставщику, не смотрят на страны-изготовители»
Директор одного городского магазина Людмила Берсенева рассказывает, что овощи и фрукты они уже семнадцать лет покупают на оптовой овощной базе в Екатеринбурге, где им предоставляют реестр сертификатов на всю продукцию. Эти документы, по ее словам, дают право торговать овощами и фруктами — следовательно, поставщик гарантирует качество товара.
Цены на каждый товар директор магазина устанавливает в зависимости от того, как он продается, но не более 20%.
По ее словам, бывают следующие ситуации: кабачки на базе покупают по 110 рублей , но на продажу в магазине их выставляют по 99 — приходится продавать ниже себестоимости, потому что дороже их брать не будут и они сгниют. Но приобретать дешевле у какого-либо перекупщика она, как сама говорит, не хочет.
— У меня своя политика в магазине, на конкурентов я не равняюсь. Окружающие овощники меня не интересуют, меня интересуют только исходные цены всей нашей продукции. Я не скрываю, что 20% — самый высокий процент, зато на что-то можно сделать и 15, и 10, и 5 процентов, а можно и минус десять, — говорит Людмила Леонардовна.
«В овощном киоске — с ферм Ташкента, Турции и России»
Предприниматель Абдул Хаким, владелец четырех овощных киосков, закупает продукцию на овощной базе Екатеринбурга. По его словам, ему удобнее работать с продукцией, выращенной на садоводческих фермах Ташкента, Турции и России. Германская продукция в Качканаре, по его словам, не оправданная роскошь, не окупающая себя.
Наценку на овощи и фрукты он устанавливает от 10 до 15 процентов. Как говорит, стоимость зависит от спроса на товар.
— Тот товар, который реализуется быстрее, мы ставим по минимально возможной цене, чтобы продать скорее и заказать новое. Плохо идущую продукцию продаем дороже, потому что если поставить меньшую сумму, то выручки практически не будет. В основном, у нас получается на один-два рубля дороже, чем в магазине, — говорит предприниматель.
«Российский фермер — в убытке. Покупатель «клюет» на глянец»
Андрей Росляков — глава крестьянского хозяйства «Пчела» (Тюменская область), которое одно из немногих в стране специализируется на выращивании и продаже свежих овощей. Мужчина уверен, что от российского производства в магазинах и на рынках страны практически ничего не осталось.
— Сейчас на рынке только Казахстан, Узбекистан, Китай, Турция, — прокомментировал он.
В России, по его словам, сейчас межсезонье — раньше конца июля ничего российского на прилавках точно нельзя будет увидеть, за исключение Краснодара и Оренбурга. Российский производитель, говорит он, уже несколько лет торгует в убыток себе, продавая товар по себестоимости.
— Почему-то даже в этом случае та же самая картошка из Молдавии и Белоруссии получается дешевле. Плюс к этому наша продукция хранится не очень долго, потому что мы ценим качество и не обрабатываем ее всякой гадостью. А покупателю что? Он клюет на всё глянцевое, красивое, не задумываясь, как такая продукция может храниться на протяжении года и не портиться, — прокомментировал специально для «Четверга» Андрея Росляков.
По словам главврача качканарской ЦГБ Лилии Ворончихиной, кишечная инфекция, которая обеспокоила российский Роспотребнадзор, передается микробами, вызывающими воспаление и кровотечение в желудочно-кишечном тракте. Чтобы обезопасить себя, советует доктор, нужно хорошо мыть овощи и фрукты кипяченой водой, по возможности подвергать их термической обработке (варить, запекать). — В Качканаре случаев заболевания такой инфекцией, слава Богу, нет. Ее еще называют «болезнью грязных рук». При контакте с больным человеком ею заразиться нельзя. Просто не нужно употреблять в пищу плохо промытые овощи, ведь вся зараза, если она есть, сразу попадет к нам в организм, — прокомментировала Лилия Юрьевна. |
Надежда Лесникова