Ген.план 70-х в саду Николая Серебрякова
Порядок в месторасположении грядок — залог успеха в огородных делах, уверен владелец участка в шестых садах Качканара
Николая Серебрякова, бывшего работника пятой автобазы, знают многие. Интересный собеседник, уважаемый пенсионер, любитель писать заметки в газету о былых временах. Однако в роли садовода его мало кто видел.
Шесть соток Николая Александровича располагаются в шестом кооперативе. Про свой участок мужчина говорит, не приукрашивая: «самый обычный, как у всех». При этом он придерживается точки зрения, что в садовых делах и рассказах заядлых огородников — не бывает ничего скучного.
Экскурсию по своему участку 67-летний пенсионер начал с капустных грядок — вместо лунок под капусту там виднелись небольшие шалаши из пихтовых веток. Эта хитрость, пояснил мужчина, создает особый микроклимат для сельскохозяйственной культуры — защищает посадки от ветра и капустной бабочки.
— Все достаточно просто — ветки колятся, вот бабочка и не садится, — улыбаясь, поясняет Николай Александрович.
Подобным методом, по его словам, пользуются многие садоводы. Но некоторые из них укрывают растения еловыми ветками, в то время как пихтовые, уверен садовод из шестого кооператива, удобнее и эффективнее в использовании. «Шалаш» из веток он убирает тогда, когда капуста «встанет на корень».
Пихтовые ветки создают для капусты особый микроклимат — уверен садовод Николай Серебряков. При этом он подчеркивает, что лучше брать не еловые ветки, а именно пихтовые — они меньше осыпаются |
Вторая особенность — то, что все грядки огорожены досками, к которым прибита резина. Это не только комфортно (можно ходить босиком или в тапочках в междурядьях, так как земля с грядок не сыпется), но и эффективно (резина защищает дерево от гниения, без нее доски очень быстро придут в негодность).
Во всех садовых делах Николаю Серебрякову помогает супруга, на которой лежит ответственность за большинство посадок — морковку, чеснок, лук, помидоры. При этом сам Николай Александрович не только занимается хозяйством, но и выращивает самостоятельно георгины.
— Когда я учился в школе, учительница по ботанике постоянно приглашала меня одного в теплицу помогать ей выращивать георгины. Как оказалось, знания по выращиванию цветов пригодились мне на пенсии, их я выращиваю уже не первый год, вот недавно обустроил специальный парник, — рассказывает садовод с 35-летним стажем.
Огородными делами, рассказывает Николай Серебряков, он занимается с 1976 года — именно тогда он получил для разработки необлагороженный кусок земли.
— Помню, я тогда работал в автобазе №5 и постоянно ходил в профком со словами: «Дайте мне участок, дайте мне участок». Председатель профсоюзного комитета мне на это отвечал: «Ты еще молод, а у меня стариков полно, которым нужны сады». Свой ответ-отказ он обычно заканчивал рекомендацией: «Не ходи больше ко мне». Вдруг он как-то вызывает меня к себе, говорит, что один старик отказался от участка, и спрашивает: «Возьмешься?». С того времени я и занимаюсь садоводством, — Николай Александрович вспоминает историю получения земли с ностальгической улыбкой.
Дизайн участка, по словам садовода, не менялся несколько десятилетий. Если сравнить фотографию семидесятых годов и сегодняшнюю картину — отличий практически невозможно найти |
Свою привязанность к огороду пенсионер связывает с тем, что родился в деревне и с детства был приучен к земледелию. Именно поэтому ему было изначально намного проще, чем городским жителям — он уже знал, как нужно окучивать картошку, в какое время садить морковку, как ставить теплицу.
Знакомые Николая Серебрякова знают, что он — деятельная и активная натура, поэтому факт из его биографии — что он больше десяти лет находился в составе правления сада и активно участвовал в становлении кооператива — даже не вызывает удивления. Вместе с самым первым председателем он решал вопросы водоснабжения, определял место для дорог.
Но уникальная особенность участка — даже не в харизме его владельца, а в том, что все строения и насаждения расположены на нем согласно генеральному плану семидесятых годов. Домик, теплица, сарайка, туалет и грядки находятся строго на том месте, которое было определено генпланом. За последние тридцать с лишним лет, с гордостью признается Николай Александрович, он ни разу не менял дизайн. Единственное, несколько лет назад построил баню.
По мнению садовода, если строгость, четкость и постоянство присутствуют в планировке участка, то эти же черты характера будут прослеживаться и в самих садового-огородных делах. Как итог — порядок в саду и отличный урожай.