О трудных подростках на своём опыте

Сегодня ей 34 года, замужем, воспитывает двух детей, имеет собственную квартиру. В прошлом она стояла на учете в милиции и нарушала правопорядок. Жительница Качканара, рассказывая историю своей жизни, выводит формулу: не все дети идут по стопам родителей-алкоголиков

Мария — довольно приятная на вид женщина, работает продавцом в одном из павильонов города. Детство и юность она вспоминает с беззлобным сарказмом, про настоящее говорит более серьезным тоном, будто боится навредить словом своей сегодняшней жизни.

Рассказать свою историю женщина решила после того, как прочитала публикацию о трудных подростках. Своим примером, говорит Мария, она показывает, что не все дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нарушившие из-за этого закон, обязательно становятся во взрослой жизни преступниками, уголовниками и опустившимися людьми.

«Мама оставила меня младенцем»

Когда родилась, ее матери было всего 18 лет. Из роддома ее забирала бабушка — накануне выписки молодые родители сильно поругались, отец отказывался признавать новорожденную, заявлял, что это не его ребенок. Впоследствии влюбленные тинейджеры расстались, и о совместном ребенке не вспоминали.

— Мать даже отказную на меня не написала, просто оставила младенцем и ушла. Меня воспитала бабушка — папина мама, которая с юных лет была инвалидом второй группы. Ну ничего, выжили, — вспоминает свое детство Мария.

Бабушке, по ее словам, на старости лет пришлось вспоминать свои профессиональные навыки швеи и подрабатывать ремонтом швейных машин, шить соседям халаты и ночные рубашки. Но советской пенсии в 60 рублей и денег с подработки не хватало, поэтому параллельно пенсионерка, несмотря на больные ноги, устроилась мыть полы в домоуправлении.

Отец, вспоминает Ксения, навещал два раза в месяц, строго по расписанию, в дни бабушкиной пенсии — забирал часть денег и продуктов.

— Помню, в 6 лет получила от него «под дых». За то, что пыталась защитить бабушку и выгнать его из квартиры. Он мне казался чужаком.

В школе, рассказывает Мария, она была хорошисткой, ее даже перевели в сильный класс, где учились обеспеченные дети.

— Там меня оскорбляли, потому что я была из малообеспеченной семьи. А однажды начали избивать за то, что не сдала деньги на подарок учительнице. Я решила дать отпор, — рассказывает женщина.

За драку ее поставили на учет в детскую комнату милиции, где она простояла меньше года — спустя какое-то время учителя дали на нее хорошую характеристику.

«Папа больше практиковался по бабам и бутылкам»

По словам Марии, когда ей исполнилось 14 лет, она устроилась на подработку продавцом — надоело ходить в обносках и дешевых вещах, на которые еле хватало бабушкиной пенсии.

Расписание было загруженным. Женщина признается, что до сих пор помнит свой распорядок дня — с восьми утра до часу дня работала, потом до пяти училась в вечерней школе, затем снова шла на работу. Несмотря на такой график, она закончила школу без троек, после чего пошла учиться на воспитателя и параллельно устроилась на новую работу — домашним гувернером в одну местную семью. Однако спустя несколько месяцев ее услуги стали невостребованы, и она вернулась к тому, что умела — в торговлю.

Когда ей исполнилось восемнадцать, не успев написать завещание, умерла бабушка. Тогда в очередной раз объявился ее отец — мужчина, не участвовавший в воспитании ребенка, заявил свои права на квартиру, как первый наследник.

— Сначала мы жили вместе. Но папа больше практиковался по бабам и бутылкам, и меня это не устраивало. Скандал разгорелся после того, как у меня пропали норковая шапка и два золотых кольца. После этого он меня выгнал, в чем была одета на момент ссоры. Остальные вещи забрала только через несколько дней, — вспоминает Маша.

Тогда, по ее словам, пришлось идти к знакомым, которые согласились приютить ее с условием, что она будет поливать цветы и присматривать за кошкой на время отъезда хозяев.

Последующие несколько месяцев она «выбивала» в городской администрации «типушку». После того, как выделили комнату, заселилась туда с нехитрым скарбом — плиткой, матрасом, одной кастрюлей, тарелкой, ложкой и деревянным ящиком из-под овощей, который использовала вместо стола.

Позднее, рассказывает Маша, она узнала, что отец обменял квартиру бабушки на комнату с доплатой в 100 тысяч, и почти сразу спустил все деньги.

«Матери нет уже три года, отец — год назад умер»

Через шесть лет «взрослой» жизни, вспоминает Маша, она совершенно случайно встретила на вокзале Екатеринбурга, куда приезжала по делам, свою мать.

— Она меня сразу узнала. А я только заметила боковым зрением нечто знакомое. Я встала и думаю: то ли мне стоять, то ли падать. Мне показалось, что это приведение. Нам ведь накануне сообщили о ее смерти. Говорили, что ее убил сожитель во время очередной пьянки. Мы даже поставили свечку за упокой, я ее оплакивала, — вспоминает женщина. — Когда мы поняли, кто стоит друг перед другом, то пошли поговорить в кафе, заказали по чебуреку с чаем. Я даже не стала спрашивать, почему она оставила меня и не вернулась потом. Бабушка научила прощать и давать людям шанс.

Через несколько недель, по словам девушки, ее мать переехала в Качканар и поселилась к ней в «типушку». Девушка, выросшая без родителей, прописала родительницу на своей жилплощади и помогла ей устроиться на работу продавцом в киоск.

Но она мать так и не перестала пить. Не помогло даже лечение в наркологическом отделении. Однажды она сделала попытку вылезти из синей ямы, но почти сразу же врачи поставили ей страшный диагноз — рак. Через полгода женщина умерла. В последние шесть месяцев жизни своей матери, вдруг замечает 34-летняя Мария, она впервые почувствовала себя дочерью — мать не оставляла ее ни на минуту, пытаясь отдать то, что недодала за всю жизнь.

— Ее нет уже три года, а отец умер год назад. Они увиделись только один раз: случайно столкнулись на улице, поздоровались и разошлись каждый в свою сторону. Единственное, что она говорила про моего отца, это то, что он издевался над ней, бил, унижал. У меня нет к нему чувства жалости. Все, что он для меня сделал — это 34 года назад переспал с моей матерью.

«Жизнь побила меня по голове, но я — не алкоголик»

Восемь лет назад Мария вышла замуж. Новая семья не знает многих подробностей о ее прошлом — ни о родителях-алкоголиках, ни об одиноком детстве.

— Мы — обычная среднестатистическая семья. Выпиваем только по праздникам, никогда не напиваемся, — говорит она.

«Алкоголизм не передается по генам», — эта позиция, по ее словам, прежде всего основана на собственном опыте.

— Я оказалась на улице в 18 лет, по общепризнанной теории тоже должна была спиться, ведь в этом возрасте человек на распутье: еще не взрослый, но уже не ребенок. Жизнь, конечно, побила меня по голове, но если бы не эти трудности, то я бы не стала такой личностью, как сейчас.

Женщина рассказывает, что знает пример семьи, где родители — алкоголики, а шесть детей все равно выросли хорошими людьми.

— Они рано пошли работать, всего добились сами, несмотря на то, что их воспитала улица. Самое интересное, что они не позволяют себе и окружающим говорить плохо про своих родителей, — говорит она. — Есть семьи, где родители — хорошие, а ребенок — «оторви и выбрось».

Одной из причин подростковой распущенности она называет не вредные привычки родителей, а отсутствие хорошего досуга, нехватку кружков и дворовых клубов.

— Подростки «тусуются» по подъездам. Чтобы разнообразить времяпровождение, покупают спиртное.

Имя героини изменено по ее просьбе.

Надежда Лесникова


Смотрите также:
В Качканаре 168 подростков, треть которых – девушки, стоят на учете в милиции

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.