Зависимость порядка распределения и переключения внимания от факторов полета

Предположим, что летчик должен выполнить полет по маршруту в облаках на высоте 8000 м с выходом на поворотный пункт, по заданному курсу и расчетному времени. Чтобы достичь наибольшей точности выхода на поворотный пункт, необходимо строго выдерживать заданное направление (при этом боковое отклонение от поворотного пункта будет наименьшим) и скорость полета, что обеспечит наименьшее отклонение по дальности.

Небольшое же отклонение но высоте полета (±50 м) не окажет никакого влияния ни на точность выполнения поставленной задачи, ни на безопасность полета. Следовательно, в этом случае при контроле режима полета большую долю внимания нужно уделять показаниям компаса и указателя скорости, а высоту полета можно контролировать лишь изредка.

Другое дело, когда горизонтальный полет в облаках выполняется на высоте 200-300 м. например при выходе на приводную радиостанцию при заходе на посадку. В этом случае, несмотря на то, что основной задачей также является выход в заданную точку, возрастает роль высотомера и внимание, уделяемое ему, соизмеряется с вниманием, уделяемым компасной группе. Это диктуется теперь уже не задачей точности выдерживания режима, а задачей обеспечения безопасности полета. Из приведенных случаев вытекает еще один немаловажный вывод: порядок распределения и переключения внимания зависит не только от режима, но и от выполняемой задачи или от места в общей схеме полета.

Проанализируем теперь несколько с другой стороны, горизонтальный полет по маршруту на большой высоте с выходом на поворотный пункт по расчету времени. Для обеспечения выхода на поворотный пункт маршрута с наибольшей точностью по дальности необходимо не только выдерживать скорость, но еще и точно определить, когда истечет расчетное время. Для этого используются бортовые самолетные часы, которые запускаются над исходным пунктом маршрута.

Если рассуждать формально, можно сделать следующий вывод: на участке от исходного до поворотного пункта маршрута часы должны быть включены в объем внимания летчика. Если мыслить логически, то включать часы в объем внимания сразу нет никакой необходимости.

Если предположить, что полет до поворотного пункта маршрута продолжается 15 минут, следовательно, первую половину пути смотреть на часы нет необходимости (чувство времени, свойственное человеку, позволяет промежуток времени в 5 -10 минут определить достаточно точно). По мере же приближения к поворотному пункту чистота переключения внимания на часы должна возрастать, а за несколько секунд до истечения расчетного времени летчик должен уже неотрывно следить за стрелкой секундомера (за это время режим полета изменится незначительно).

Отсюда следует вывод: порядок распределения и переключения внимания на приборы зависит не только от режима, но и от этапа полета на этом режиме.

Источник: http://www.npmavia.ru/

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter