Синдром новой учительницы. Как школьники проверяют молодых педагогов на прочность

Голубая и оранжевая жидкости в пробирках — результат опыта. Зачастую опыты в химии — не столько наглядный источник знаний, сколько попытка заинтриговать детей предметом

— Можно сумку оставить? — в пустой кабинет заглядывает симпатичный парень.

— Можно, — громко отвечает худенькая девушка, протирающая зеленую школьную доску. И тут же тихо добавляет: «Странный, чего спрашивать-то…». На часах — начало десятого. Спустя несколько минут здесь должен начаться урок химии для десятиклассников.

Для меня девушка — 22-летняя Таня Антропова, для тысячи учащихся — Татьяна Сергеевна, новый учитель химии и природоведения. Восьмое сентября — ее пятый рабочий день в качканарской школе.

С 10а классом она познакомилась еще в начале сентября. По внешнему виду десятиклассники от нее ничем не отличаются. Если провести эксперимент и поставить Татьяну Сергеевну в один ряд с ними, то любой посторонний человек, получив задание найти среди 27 человек учительницу, наверняка запутается.

По-крайней мере я, руководствуясь одними внешними данными, однозначно выбрала бы на роль преподавателя совершенно другую девочку. Поэтому главный козырь молодой учительницы — не возрастной авторитет и даже не грозное выражение лица, а «гигабайты» знаний, которые скопились в ее голове за пять лет обучения в академии.

Но дети привыкли к строгим окрикам опытных учителей, поэтому, видя перед собой молодую девушку, постоянно переводят учебный процесс в плоскость диалога — комментируют высказывания педагога и переспрашивают, не поднимая руку.

— Сегодняшний урок начнется с проверки домашнего задания… — начинает Татьяна Сергеевна.

— Которое никто не понял, — на весь класс уточняет девочка, сидящая на первой парте.

— Вот-вот, — вторит ей другая одноклассница.

Рабочий день для учительницы химии начался еще накануне вечером. Многочасовая подготовка к предмету и утренняя подготовка реактивов — обязательное условие

 

Десятиклассники были первыми, кто пришел восьмого сентября на урок химии. Первое впечатление о них — ужасное поведение! — впоследствии пришлось изменить, так как на фоне других классов в этом кабинете они выглядели просто отличниками

В результате выясняется, что некоторые ребята неправильно записали номер «домашки». В классе поднимается гвалт, с которым учительница быстро справляется — заставляет всех встать и предупреждает, что если шум не утихнет, то они будут заниматься стоя.

— Вы согласны?

— Татьяна Сергеевна, можно мы сядем? — вопросом на вопрос отвечает один из парней.

Как только дисциплина восстановлена, учитель называет тему урока — строение атома углерода. Ребята послушно открывают тетради и переписывают все то, что рисует на доске преподаватель.

— Сначала нужно узнать заряд ядра, количество протонов, электронов и нейтронов, номер периода…

Для того, чтобы десятиклассники лучше поняли материал, Татьяна Сергеева открывает журнал и, пробежавшись глазами по длинному списку, вызывает к доске одну из учениц. В классе раздается едва уловимый смешок. Не обращая внимания на реакцию одноклассников, с места поднимается симпатичная блондинка в короткой юбке и на десятисантиметровых каблуках.

— Чему равно количество электронов? В каком периоде находится углерод? — на эти вопросы класс отвечает гораздо быстрее, чем девушка. Однако эта работа — не на оценку, поэтому ученица не особо переживает.

В процессе урока десятиклассники также узнают, что такое электронное облако, орбиталь и другие понятия, без знания которых дальнейшее изучение химии априори невозможно. При этом некоторые ребята успевают делать несколько дел одновременно.

Уже другая блондинка, сидящая за первой партой, записывает в тетрадь определения, параллельно переспрашивает у учительницы то, что ей непонятно, отвечает правильно на заданные Татьяной Сергеевной вопросы, и отправляет на последнюю парту второго ряда записки.

Учитель замечает переписку, но умело скрывает это:

— Это заметно по малейшему движению. Порой даже забавно наблюдать, как ребята, изощряясь, подглядывают в учебники, думая, что учитель этого не видит. В любом случае, они делают это напрасно. Во-первых, мы все видим. Во-вторых, запоминаем каждый факт и в последующем во время важного урока или контрольной более внимательно контролируем все передвижения этого ученика.

Через сорок минут раздается звонок с урока, однако Татьяна продолжает своей монолог про орбитали и энергетические уровни. Сразу вспоминается суровое учительское высказывание: «Звонок с урока прозвенел для учителя», которое еще лет десять назад любили говорить мои педагоги.

«Молодые учителя — это классно. Они более современные и хорошо понимают нас. Поэтому иногда, на переменах, с ними можно поговорить «за жизнь…»

 

Парни-девятиклассники по сравнению со своей учительницей выглядят бугаями. Некоторые девочки, к слову, тоже

На перемене блондинка с первой парты — та сама, которая успевает делать несколько дел одновременно — из любопытства подходит ко мне. Спрашиваю ее о новой учительнице.

— Как она нам? Хорошая, — улыбаясь, ответила Люба. — Мы прежнюю учительницу очень любили! Честно! Хотя, молодые учителя нам нравятся. Они более современные, с ними можно о чем-нибудь поговорить, «залечить» их. Когда тема урока неинтересная и скучная, можно спросить, как у них дела.

— Получается, знания для вас не так уж и важны?

— Да нет, наоборот! Так бывает только тогда, когда все уже поняли тему и дальнейшие пояснения слушать скучно. А так, мы учимся. Честно! Ой, а мои слова в газете тоже будут? Я тогда не буду покупать ее, и волосы обязательно перекрашу!

«К доске? Не пойду»

— Ваня, давай тебя накурим, — произносит девятиклассник, обращаясь к своему однокласснику. До конца перемены осталось минут пять.

— Я не курю.

— Ты тут лишнего не болтай, а то тебя еще возьмут и по телевизору покажут.

— А у меня в семье никто не смотрит телевизор, — продолжает бравировать парень. Его собеседник, обращаясь уже ко мне, словно извиняясь, говорит:

— Вы напишите про нас хорошо, пожалуйста.

Глядя на парня, который несколько секунд назад говорил о накурке, ловлю себя на мысли, что, скорее всего, он даже понятия не имеет, как выглядят растительные наркотики и уж точно не употребляет спиртные напитки. Разговор на запретные темы похож больше на бесполезную попытку накрутить себе рейтинг.

В этом классе мальчиков почти в два раза больше, чем девочек. Хулиганов мало, но все они, по традиции, сидят на «галёрке». Большинство адекватно реагируют на просьбы новой учительницы. Только единицы, включая того самого парня, позволяют себе непозволительные вольности. Выбирая из трех причин подобного поведения — недостаток воспитания, подростковые комплексы, замаскированные бравадой, и переходный возраст — останавливаюсь на последнем варианте. Школа, где они учатся — слишком популярная, а педагоги-предметники — сильные и авторитетные.

— Всем доброе утро, садитесь, — строгим, но спокойным голосом говорит Татьяна Сергеевна.

— Какое же оно доброе, — раздается шушуканье с задней парты.

Если еще лет пять назад школьникам преподавали два часа химии в неделю, то сегодня — всего один. Зато физкультуры и иностранных языков стало больше

Девятиклассники разбирают одну из самых легких тем — «Характеристика химического элемента — неметалла».

— Открываем тетради. Кто пойдет к доске с домашним упражнением? — сохраняет невозмутимость новая учительница.

— Лично я не понял, как его делать, — парирует кто-то с «галёрки».

— Вот и иди к доске, — командует учительница, но в ответ ей раздается обычное двоешное «Не, не пойду».

— А если я выйду, но не смогу правильно ответить, вы сильно будете меня ругать? — вдруг раздается голос с последней парты первого ряда. Голос принадлежит светловолосому парню — тому, кто просил написать про их класс хорошо.

— Нет, — чуть улыбаясь говорит Татьяна Сергеевна, поддерживая инициативу.

Задача парня — дать характеристику калию. Пока он выводит на доске химические закорючки, класс занят своими делами: отличники и хорошисты записывают в тетради формулу, «галёрка», как обычно, понтуется. При этом несколько парней сидят за абсолютно пустыми партами — ни учебников, ни ручек. Между ними и учительницей происходит примерно следующий диалог:

— Почему не записываешь?

— Забыл тетрадь дома.

— Доставай листок.

— Не буду, так запомню.

Будь я на месте педагога, то не стала бы церемониться и выгнала горе-учеников из класса. Однако Татьяна Сергеевна сохраняет хладнокровие и вместо того, чтобы поддаваться на провокации, спокойно объясняет предмет тем, кто хочет разбираться в фундаментальных основах химии. К хулиганам она подчеркнуто обращается только на «Вы».

— Мы с ней в аське переписывались. Я спрашиваю: «У тебя есть парень?», она такая: «Нет», — пока одни отвечают около доски, парни на последних партах полушёпотом обсуждают всякую ерунду, то и дело поглядывая на меня, словно играют на публику.

Обсуждалки прекращаются только после того, как учитель повышает на несколько тонов голос и заставляет весь класс встать. Однако эта мера, эффективно подействовавшая на десятиклассников, для девятиклашек — только кратковременная.

Спустя несколько минут все возвращается на круги своя — парень в желтой кофте разваливается на парте, его пухлый одноклассник садится вполоборота и продолжает обсуждать девчонок, другой и вовсе садится на парту, спиной к педагогу.

Пятиклашки в этот день впервые познакомились с учительницей по природоведению. Готовясь накануне к уроку, Татьяна Сергеевна планировала показать им тематический короткометражный фильм. Однако из-за своей неусидчивости и плохого поведения дети упустили такую возможность

На этот раз Татьяна Сергеевна решила не церемониться и, по-прежнему не выходя из себя, поставила ультиматум: тему урока все изучают самостоятельно, а со звонком — сдают тетради с конспектами на проверку. Впоследствии каждый девятиклассник получит оценку за работу в классе.

По мнению молодой учительницы, такое поведение свойственно для тинейджеров, пребывающих в подростковом возрасте:

— Главное — сохранять спокойствие, не опускаться до их уровня, не кричать, собственным примером показывая эталон поведения. Со временем каждого из них можно будет заинтересовать своим предметом, нужно лишь найти к каждому индивидуальный подход. Мне всего 22 года, и очень хорошо помню свои школьные годы. Дети, которые себя так ведут, очень неплохие в душе. Они умные, яркие личности.

В этом году, по данным Управления образованием, школы Качканара пополнились семью новыми учителями (два педагога, два психолога, по одному физкультурнику, преподавателю химии, а также преподаватель начальных классов).

Елена Ходырева

 

А вы помните свои школьные годы? Как вы разыгрывали учителей и каким образом педагоги завоевывали свой авторитет? Приходилось ли вам испытывать молодых специалистов на прочность? Почему, на ваш взгляд, выпускники ВУЗов не стремятся пополнять учительские ряды?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Alex[66]:

    Вай Танюша молодец. Респектос от Петровичка!!! В родной школе учитель химии теперь где ты была раньше то ))) у меня бы химия была на 5 а тогда всего на 3 😛

  2. Аватар Лесничка:

    Будь я на месте педагога, то не стала бы церемониться и выгнала горе-учеников из класса.

    вообще то нельзя, к сожалению, ни выставить из класса, ни задержать после урока. а «самостоятельное изучение темы урока и сдача конспектов» грозят колонками двоек, за которые попадет в первую очередь самому учителю

    а так, приходите почаще на уроки — узнаете очень много интересного smile

  3. Аватар Юшаня:

    laugh как же мы доставали молодых «училок». Доводили до истерик своим поведением, срывали уроки, к нам вызывали директора, чтобы сидел на уроке. Сострадание и понимание, что учителям тяжело, пришло уже после школы. Так что хочется пожелать стойкости молодым учителям, вы нужны!

  4. Аватар zliuka:

    Помню как меня и ещё мальчика, в первом классе,с урока физкультуры выгнали… В раздевалке долго потом дети разбирали где-чьё laugh А так бы оставили в зале на скамеечке и всем спокойно 😉 Это к тому что детей с уроков выгонять нельзя.. Опасно laugh

    19291 wrote:

    Сострадание и понимание, что учителям тяжело, пришло уже после школы.

    *BRAVO*

  5. Аватар Nuuu:

    Помню, наш класс (один из лучших по поведению и успеваемости в школе) до слез каждый урок доводил новую учительницу физике. К ней и на «ты» обращались», и по имени ее называли, и игнорировали нагло, и много чего на уроке себе позволяли.. В итоге, педагог ушла из школы через несколько месяцев. В декрет laugh

  6. Postal Postal:
    19291 wrote:

    и много чего на уроке себе позволяли.. В итоге, педагог ушла из школы через несколько месяцев. В декрет

    Да уж.. слишком многое себе позволяли.. *CRAZY*

  7. Аватар Полинка:D:

    аааа,ну Люба на фотке с Димой вообще отжигают 😛
    вот лолы *YAHOO*
    а поначалу то даже не кажется что это Новокшонов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.