Прослушивание телефонов на фирмах – преступление или норма?

На фирмах в последнее время все чаще используют системы наблюдения за работниками, в целях выявления нарушений рабочего процесса. Самыми популярными способами контроля за сотрудниками являются: видеонаблюдение, контроль за компьютером, постоянное прослушивание телефонов, наблюдение за местом нахождения работника, не имеющего постоянного места работы.

Эти мероприятия проводятся для предотвращения утечки информации и для поддержания коммерческой тайны. Также фирма этим контролирует все личные контакты, разговоры и переписки. По итогам наблюдения руководители фирмы могут повысить или понизить сотрудника, а то и вообще уволить его.


К чему это приводит в рамках одного предприятия? Демотивация сотрудников к работе, разрозненность между ними, стресс из-за вторжения в личную жизнь, страх перед начальством – это не может не сказаться на качестве работы. Причинами контроля могут являться: воровство (как материалов, так и информации) и передача их третьим лицам, посредством телефонных переговоров и пользованием компьютера, уменьшение расходов на оплату телефонной связи, укрепление трудовой дисциплины сотрудников.

Насколько правомерно прослушивание телефонных переговоров? Руководители многих фирм увольняют своих сотрудников, приводя как довод прослушанные разговоры. Но если руководствоваться Конституцией РФ, то контроль разговоров могут осуществлять только сотрудники ФСБ и оперативно сыскных служб.

На фирмах для прослушивания используются технические средства, в свободно доступе сбываемые на рынке. При проверке все магазины, продающие подобную технику, должны доказать правомерность своей деятельности, подтвердив что их деятельность не нарушает закон (ч.3 ст.138 УК РФ, который предусматривает наказание за сбыт средств, произведенных для негласного получения информации).

Руководство фирмы, которая контролирует качество работы сотрудников, чаще всего не имеет возможности контролировать все телефонные линии, и поэтому контролирует лишь выборочное количество номеров, но подозрительные телефоны контролируются постоянно.

Следует рассмотреть несколько аргументов за и против прослушки на рабочем месте. Нарушается статья Конституции РФ о тайне связи у каждого человека, а также семейных тайн и ценностей. Руководители компании чаще всего предупреждают работников о возможности контроля — записи и прослушивания телефонных разговоров, и это уже дело работника, как защитить конфиденциальную информацию.

Вторым аргументом является защита прав руководства. Если оно оплатило личный разговор сотрудника, то он обязан возместить ущерб, причем в полной мере. Но как определить без прослушивания – личный разговор или нет? Можно вычислить по номерам – домашние, рабочие или сторонних организаций. Прослушав разговор, руководитель несет ответственность перед сотрудником компании, с которым общался работник контролирующей организации, за нарушение статьи о тайне телефонных переговоров.

Начальство может установить контроль только в случаях, когда нарушаются права сотрудников как граждан (травля, противоправные действия), при общем нарушении законов – распространение конфиденциальной информации, запатентованных данных, а также порнографического и насильственного характера.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter