Школьное расписание перекроили: спорта — больше, основных предметов — меньше

В школах — реформы. С начала учебного года там изменилось расписание: спорта стало больше, а основных предметов — меньше. Причина — изменение учебного плана на уровне Министерства образования. Московские чиновники разделили этот план, который един для всех российских школ, на две части.

Первая часть — обязательная. Здесь перечислен строгий список предметов и указано количество часов, которые должен получить ученик. Во второй части указано лишь количество часов, которые можно распределить куда угодно. Тем самым школе предоставляется карт-бланш.

Если директор решит, что количества обязательных часов русского языка недостаточно, он может добавить в расписание еще 2-3 часа из вариативной части. Или он может нанять экономиста или юриста и ввести в учебный план экономику или право. В общем, администрации школы дается полная свобода действий.

«Заложники ситуации»

Директор лицея №6 в Качканаре Любовь Кишеева считает, что учителя стали заложниками ситуации, когда количество часов стандартной части сократили до минимума. Так, например, вместо пяти уроков русского языка у учеников 2-4 классов осталось всего три урока в неделю, вместо четырех часов литературы — два. У среднего звена (5-7 класс) также сокращены часы русского языка. Но в то же время, поясняет Любовь Владимировна, министерство увеличило количество часов вариативной части:

— Чтобы учитель смог нормально подготовить учеников к экзаменам, мы взяли несколько часов из вариативной части и добавили их на эти предметы. Понятно ведь, что ребенок за два часа в неделю не сможет осилить всю программу. С помощью такой рокировки удалось оставить обучение на прежнем уровне. В итоге общая нагрузка на учащихся и учителей не изменилась.

С другой стороны, говорит Любовь Кишеева, разделение учебного плана на две части дало администрации школы больше возможностей — теперь они сами могут решать, на какие предметы следует делать упор.

— Не могу судить — хуже или лучше стало. Я, как директор, могу отдать дополнительное время на русский язык, чтобы программа осталась в прежнем объеме, но могу и не дать. Теперь многое зависит от администрации школы, — резюмирует директор лицея.

Завуч учебного заведения Татьяна Вострикова рассказывает, что еще несколько лет назад вариативного компонента не было, и ученики обучались по фиксированной программе, по желанию дополняя ее факультативами.

— Сам по себе факт, что по федеральной программе идет сокращение русского и литературы — безумство, тем более под эти урезанные часы программ нет. Но мы понимаем, что самое главное — сформировать грамотных людей. А другая школа, если бы посчитала нужным, могла бы истратить часы на другие предметы, — комментирует Татьяна Георгиевна.

В старших классах лицея вариативные часы обычно тратят на: культуру безопасности жизни (КБЖ), технологию, один час на русский и математику для усиленной подготовки к экзаменам. Распределение оставшихся часов зависит от направленности обучения класса. Если класс информационно-технологический, то в программу включают дополнительный час информатики и иностранного языка.

В школе №7 вариативные часы старшеклассников расходуются по запросам самих учащихся.

— Когда школьники пишут заявление на прием в 10 класс, они указывают направленность своего обучения. Если у них класс углубленного изучения какого-то конкретного предмета, то вариативная часть добавляется именно на него. Русский у них один раз в неделю, но так установлено законом, и мы ничего изменить не можем, — пояснила завуч школы.

«Полностью здоровых детей — почти нет»

Помимо этого, в прошлом году вышел министерский приказ о введении во всех школах страны дополнительного урока физкультуры. Теперь у всех учащихся с 1 по 11 класс три часа физической нагрузки в неделю вместо прежних двух. С этим нововведением большинство педагогов согласны — считается, что нынешние дети стали меньше заниматься спортом, а один час физкультуры — это возможность подтянуть им здоровье.

— Детей с первой, самой хорошей, группой здоровья у нас почти нет. У кого-то кариес, у кого-то скалиоз. У кого-то более серьезные заболевания, у многих имеются хронические болезни. Причина, на мой взгляд, в том, что сейчас дети сидят за компьютерами и из дома почти никуда не выходят, — говорит директор шестого лицея. Дополнительный час, подчеркивает она, выделен не за счет других предметов.

По словам преподавателя физкультуры Светланы Чумановой, из-за колоссальной нагрузки, обрушившейся на физруков, лицею пришлось пригласить еще одного специалиста:

— Такая ситуация не только в нашем учебном заведении. Хотя, этот лишний час — спорный вопрос. Детям-спортсменам он, скорее всего, не нужен. Он нужен лишь тем, кто не занимается дополнительно спортом. Но нас, учителей физкультуры, все устраивает. Мы даже рады, что можем дать детям больше, чем раньше.

Надежда Лесникова

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Ольга:

    Количество уроков русского языка, начиная с 7 класса, все меньше, зато ГИА после 9 класса никто не отменяет. И господин Фурсенко, дабы облегчить учать выпускников 11 классов, предложил в конце 9 класса сдавать ЕГЭ по русскому языку.Заложниками всей ситуации становятся учителя-филологи, которые за 3 урока в неделю должны не только научить грамотно писать, но и освоить программу, которая входит в часть В ГИА. А реально ли это — решать вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.