ДМИТЛАГ: О КАНАЛСТРОЕ И КАНАЛОАРМЕЙЦАХ

Первым опытом использования массового труда заключенных в СССР для возведения объектов государственного значения стало строительство Беломоро-Балтийского канала. Именно тогда в обиход был введен термин «Заключенный каналоармеец», или ЗК (ЗэКа), откуда и пошло известное всем и каждому нынешнее «Зэк».

Опыт создания Беломоробалта решено было распространить и на строительство канала Москва-Волга. Прокладка канала и возведение прилегающей инфраструктуры явилось одной из наиболее значимых строек в масштабах минувшего столетия, являя собой выдающийся образец сочетания самоотверженного труда, торжества инженерного гения и государственного принуждения в форме прямого насилия над личностью.

Основной грандиозной и одновременно исключительно сложной целью, поставленной руководством страны перед всеми строителями канала, было, пронизав толщу Клинско-Дмитровской гряды и пройдя почти 130 км, удалить более 150 млн. кубометров породы, с тем, чтобы соединить совершенно обмелевшую Москву-реку с Волгой, обеспечив столицу государства рабочих и крестьян неисчерпаемыми водными ресурсами великой русской реки. Не последнюю роль играло также развитие судоходства.

Идею прокладки канала нельзя было назвать новой. Впервые мысль о возможности осуществления такого строительства высказал еще Петр I. Замысел попытались реализовать во время царствования Николая I, соединив реки Сестру и Истру каналом протяженностью 8 км, позднее заброшенным. Лишь в 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении канала Москва-Волга. На рассмотрение было предложено несколько вариантов проектов, из которых наиболее целесообразным оказался водный путь через город Дмитров.

В 1932 году Наркомат водного транспорта приступил к строительству канала, но темпы развертывания работ оказались неудовлетворительными. Строительство надо было завершить в минимально короткие сроки, на пределе человеческих возможностей, что можно было сделать лишь путем привлечения подневольного труда тысяч заключенных. Вот почему строительство было перепоручено Главному управлению лагерей (ГУЛАГ ОГПУ), в рамках которого создали структуру, получившую название Дмитровский лагерь (Дмитлаг).

Управление Дмитлага разместили в г. Дмитрове, на территории бывшего Борисоглебского монастыря. Возглавил Дмитлаг небезызвестный Семен Фирин, в прошлом кадровый чекист, отличившийся на строительстве Беломоробалта и славившийся своей жестокостью. Пост начальника строительства был поручен бывшему анархисту Лазарю Когану. Начальником Третьего, карательного отдела стал Сергей Пузицкий. Подлинной «душой канала», по выражению самих каналоармейцев, явился Главный инженер Сергей Жук (впоследствии академик и Герой Социалистического труда), который имел богатый опыт возведения различных гидросооружений.

Непосредственное строительство канала осуществляли не только «ЗэКа» из числа уголовников и политзаключенных, но и вольнонаемный персонал. Многие были переведены либо приехали сюда по собственному желанию с недавно завершенного строительства Беломоро-Балтийского канала. В числе узников были и опытнейшие специалисты, такие, например, как бывший член Временного правительства профессор Николай Некрасов, которому в г. Дмитрове установлена мемориальная доска.

Основной комплекс работ, особенно на первых порах, осуществлялся преимущественно вручную. Впрочем, по мере развертывания строительные работы были значительно механизированы. Так, здесь был создан уникальный по тем временам, не имевший аналогов в мире экскаваторный парк, насчитывавший более 170 мощных землеройных машин, введены в строй системы ленточных транспортеров, подающих бетон. Удаляемый грунт вывозили в низменную пойму Клязьмы десятки поездов, следовавших по новопроведенным железным дорогам общей протяженностью более 700 км. Потребности канала обеспечивали крупнейшие заводы и промышленные комбинаты СССР.

Строительство было завершено в рекордные сроки: канал ввели в эксплуатацию уже в 1937 г. А в следующем, 1938 г. был расформирован и сам Дмитлаг.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter