Брошенный завод в Красноуральске может стать причиной техногенной катастрофы
Министерство промышленности попыталось внести в бюджет 2012 года расходы на ликвидацию четырех предприятий, производства которых грозят обернуться техногенными катастрофами и гибелью тысяч людей.
Эти огромные военно-химические производства, которые находятся в Волгограде, Красноярске, Свердловской и Тульской областях, с каждым днем представляют все большую экологическую угрозу, но денег на их ликвидацию у государства не находится.
— Мы включили эти деньги в проект бюджета, но до его утверждения не можем сказать, какие суммы в итоге будут утверждены, — сообщил представитель Минпромторга газете «Известия». — Речь идет о ликвидации предприятий, на которых еще в советское время изготавливали химическое оружие и взрывчатые вещества.
На то, чтобы обезвредить хотя бы одну из таких «экологических бомб» — волгоградский «Химпром», — придется потратить около 11 миллиардов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось бы строительство футбольного стадиона мирового уровня.
На этом предприятии изготавливалось химическое оружие. Однако производство, основу которого составлял хлор, было построено без очистных сооружений. Ядовитые отходы сбрасывали в бассейн «Белое море». Предприятие было закрыто в 1987 году, но до сих пор 1,5 миллиона кубических метров ядовитых отходов хранятся всего в 200 метрах от берега Волги.
Однажды они уже попали в реку из-за обрушения дамбы. Чтобы это не повторилось вновь, чиновники предлагают ликвидировать «Белое море» за счет федерального бюджета.
А в Тульской области, в 170 километрах от Москвы, расположена настоящая бомба замедленного действия — «Алексинский химический комбинат». На предприятии находится более 200 тысяч тонн отходов производства взрывчатки. Их необходимо хранить под слоем воды, поскольку, подсохнув, они способны сдетонировать или самовоспламениться. Но вода из прудков-отстойников для хранения отходов стала уходить, некоторые из них высохли. Взрыв может прогреметь в любой момент, и если это произойдет, зона поражения растянется на 5-6 км от комбината.
Кроме того, вокруг экс-предприятия распространяется кислотный туман. В его хранилищах остались реагенты для производства нитроцеллюлозы, в том числе 2150 тонн смесей азотной и серной кислот. Но емкости, в которых они хранятся, начали протекать. В итоге ежегодно в атмосферу выбрасывается 12,7 тонн серной кислоты и 8 тонн азотной. Чтобы решить эту проблему, потребуется не менее 2 с половиной миллиардов рублей.
Схожая картина и на красноярском химкомбинате «Енисей». Если сдетонируют отходы этого производства, то взрыв повлечет за собой цепную реакцию — на воздух взлетят соседние биохимический завод, производство синтетических каучуков и целлюлозно-бумажный комбинат. В Минпромторге подсчитали, что в этом случае погибнут до 12 тысяч человек. На ликвидацию взрывоопасных отходов потребуется 2,1 миллиарда рублей.
В Свердловской области угрозу представляет гексогеновое производство на Красноуральском химическом заводе. За 50 лет в его грунте, стенах и под фундаментами скопился критический объем взрывоопасных веществ. Если они сдетонируют, ущерб составит 50-70 миллиардов рублей, а ликвидация опасности потребует лишь 704 миллионов.
Несмотря на огромную опасность, которую представляют эти предприятия, ранее они никогда не оказывались в центре внимания чиновников, журналистов и экологов, поскольку информация о них не попадала в открытые источники. Руководитель токсической программы Гринписа Алексей Киселев сообщил, что не располагает данными о «Химпроме», АХК, «Енисее» и Красноуральском заводе. — Мы не можем владеть информацией по всем заводам. Это невозможно и главное — абсолютно контрпродуктивно, — заявил он. -Я вообще не понимаю, почему именно эти четыре завода. Я знаю еще больше заводов с такими же проблемами, которые также могут рвануть.
Кроме того, Киселев раскрыл одну немаловажную подробность: «Что касается волгоградского «Химпрома», я вообще удивлен, почему его собирается финансировать государство. Насколько я знаю, он имеет конкретного собственника в данный момент, который занимается на этом заводе предпринимательской деятельностью». А вот ликвидация двух других производств вопросов у экологов не вызвала.
— Вообще, это проблема всей нашей страны, — продолжил руководитель токсической программы Гринписа России, — когда военную базу, старый военный завод бросают. Понятно, что там много всего накоплено, и когда оно бесконтрольно, то может стать опасным.