Качканарцы нашли, как отдохнуть от старости
Пенсионерам Качканара надоело «общение» с телевизором и одиночество в четырех стенах. Они организуют клубы выходного дня, танцуют забытые русские вальсы, тягают тяжелые гири и организуют самобытные музеи
Место, где нет старости
В просторном зале на втором этаже Дворца культуры играет веселая музыка и звучит смех. Громкий женский голос пытается преодолеть звуковые барьеры, чтобы обратить на себя внимание мужчины, который робко сидит в углу на скамейке. Это местный «Клуб выходного дня», и он впервые пришел на занятия.
По залу, отражаясь в зеркальной стене, плавно вальсируют нарядно одетые пары. В них не сразу можно разглядеть пенсионеров. Миловидная женщина в изящном платье в синий цветочек отделяется от круга танцующих, представляется Ниной Владимировной и кокетливо сообщает, что ей около 70-ти лет и посещает она этот клуб уже на протяжении 17 лет, то есть с его основания.
— У нас нет руководителя. Мы выбрали старшую, которая и координирует работу клуба, — не спеша говорит женщина, украдкой поглядывая на подпрыгивающих людей.
Пожилые люди посещают этот клуб бесплатно. Они приходят сюда, чтобы общаться, танцевать, отмечать свои дни рождения и прочие праздники за чаепитием. Обычно каждый приносит что-нибудь к чаю, потому что все понимают — пенсии небольшие и имениннику затруднительно одному оплатить чаепитие. За столом кто-то рассказывает необычный рецепт или читает новые стихи собственного сочинения.
70- летний Вячеслав Федорович танцует в клубе выходного дня на протяжении десяти лет |
— В клубе мы получаем колоссальную зарядку друг от друга. Приходим сюда и не можем наговориться, разбираем наболевшие вопросы, помогаем советом. Но помощь не только на словах. Однажды одна женщина из нашего коллектива заболела, а ей надо было садить картошку. Так мы собрались, вскопали ей огород и сделали всю работу, — во время разговора Нина Владимировна пританцовывает, параллельно поправляя платье.
Общение для нее и ее приятелей — стимул, чтобы не раскисать и не поддаваться старости, следить за собой, покупать красивые вещи и делать прически.
— Представить не могу, чем бы я занималась, если бы никуда не ходила. Может быть, шила или вышивала, но тогда от безделия просто опустилась бы — иголке с ниткой ведь все равно, как я выгляжу. Для них не буду укладывать волосы или снимать халат. Тут же всё по-другому — стараешься отложить деньги с пенсии, чтобы купить наряд или украшение, — рассказывает женщина, которую язык не поворачивается назвать пенсионеркой.
Присоединиться к коллективу клуба совсем несложно, но многие здесь почему-то не задерживаются. По словам Нины Владимировны, только единицы загораются общей атмосферой, потихоньку вливаются в коллектив и начинают ходить постоянно.
— Пока у меня ноги бегают, буду сюда приходить снова и снова. Это общение очень трудно заменить телевизором, — поспешно подытоживает Нина Владимировна и поворачивается в сторону стульев, — пойду, попробую, пригласить на танец того незнакомого мужчину, а то он уже пол-вечера просидел один.
Зазвучал вальс, но попытки разговорить незнакомца оказались безрезультатными. Нина Владимировна вернулась к танцующим, подменив в одной из пар седого мужчину с солдатской выправкой, присевшего отдохнуть.
— Я прихожу сюда уже около 10 лет. Мне здесь нравится, душа просит танцев и общения, — сообщил мужчина, представившийся Вячеславом Федоровичем. — Мне 70 лет, но тут не чувствуешь старости. Ее здесь просто нет. Оденешься, помоешься, побреешься, прихорошишься и настроение поднимается. Начинаешь среди женщин чувствовать себя мужчиной.
Он — не единственный танцор в семье, его 9-летняя внучка тоже ходит в танцевальный. Вместе они часто устраивают дома мини-концерты, соревнуясь в «Самбо», «Квик-степ» и «Ча-ча-ча».
— Я как-то звал своих друзей в наш клуб, попрыгать немного, — говорит Вячеслав Федорович, — но они только смеются надо мной, упираются, хотя сами ходят еле-еле.
Вдруг музыка в зале утихла. Запыхавшиеся участники клуба начали расставлять стулья, удобно устраиваясь перед телевизором — кто-то принес диск с новыми фотографиями.
«На спорт зарабатываю, собирая чагу»
В просторной квартире 76-летнего заслуженного мастера гиревого спорта Валентина Полуляхова — повсюду кубки, награды. Половина стола завалена блестящими медалями.
— Спортом я начал заниматься с 14 лет. В свое время получил несколько спортивных разрядов: по бегу, лыжам, стрельбе, прыжкам с парашютом и гимнастике. Но бег я всегда ценил больше, — рассказывает пожилой спортсмен. Тихая речь Валентина Александровича, который всегда сидит с идеально прямой спиной, завораживает.
Гирями он заинтересовался случайно, почти в 40 лет. Сначала его включили в команду фабрики, где он работал бригадиром, для выступления на городских соревнованиях.
— И так получилось, что ничего не понимая в этом виде спорта, я случайно поставил новый городской рекорд. На следующий год я специально начал готовиться к этим соревнованиям, потому что упрямый и люблю побеждать, — веселится Валентин Александрович.
Валентину Полуляхову — 76 лет. Но он не перестает заниматься тяжелым спортом |
Тренировки прошли не зря — через год он поставил сразу три рекорда, и его жизнь потекла в направлении гиревого спорта. Начав с городских соревнований, постепенно он начал выезжать на область, потом на Европу и мир.
Денег для этого требуется очень много: на дорогу, различные взносы. Пенсии не хватает, а государство никакой надбавки за заслуги не делает — «гири» пока не признаны олимпийским видом спорта. Поэтому после выхода на пенсию ему пришлось создать своеобразный бизнес.
— Я всегда был в гармонии с природой, поэтому решил зарабатывать, собирая сосновые шишки. Сдавал их в лесничества, которые добывали из них семена и выращивали саженцы. Так, за полгода я заработал около 25 тысяч рублей. Потом стал собирать березовую чагу и сдавать ее в фирмы, которые производят лекарство от рака. Таким образом я за зиму могу заработать на свои поездки около 30.000 рублей. Эх, если бы не тратился на эти мероприятия, то давно купил бы себе новую машину, — потирая худые колени, улыбается Валентин Александрович.
Сбор чаги, по словам пенсионера, очень тяжелая работа. Обычно он уходит за 25 километров от города, берет с собой только пустой рюкзак, который позволяет приносить за один раз около 30 килограммов. После вылазки в лес чагу надо мелко нарубить и высушить.
— У меня уже давно все переплелось: работа со спортом и наоборот. Спорт мне нужен, чтобы у меня были силы на мои походы в лес. А постоянные походы в лес нужны, чтобы я мог заработать себе на спорт. Уже не могу остановиться или остаться в стороне. Привык поддерживать физическую форму, мышцы в тонусе. А соревнования — это повод, чтобы не сдаваться, — говорит гиревик.
Валентин Полуляхов — частый гость в гиревом отделении «Афганца». Туда он ходит 2-3 раза в неделю. Помимо тренировок, признается пенсионер, он ищет там и общения с людьми.
— Гири я поднимаю не только в клубе, но и дома. Это стиль жизни. Если не иду в лес, то утром встаю, немного разминаюсь и начинаю заниматься. Перед соревнованиями по пять раз в неделю тренируюсь, иногда даже по два раза в день, — рассказывает спортсмен о распорядке своего дня.
В день он может поднять пудовую гирю (16 килограммов) от 300 до 500 раз. Однажды на одних соревнованиях он поднял гирю 2.121 раз подряд. А как-то, поспорив со знакомым, поднял четыре тысячи раз обычный карандаш. В России таких людей, как он, немного.
— А мне просто жить без спорта скучно, — говорит Валентин Александрович.
Сейчас он зарабатывает на первенство мира, которое состоится в следующем году.
«Музей своими руками: графские стулья и старинные часы»
В квартире 61-летней Надежды Павловой — творческий беспорядок. На диване разложены клубки с шерстью, спицы, ленты, расшитые полотенца и газетные вырезки.
— Когда вышла на пенсию, то два года просидела дома, не зная чем заняться. Потом знакомая пригласила меня петь в хоре, но мне показалось, что это не мое, но в клуб «Берегиня» я все равно пришла. Первое время просто приходила и присматривалась, потом потихоньку вместе с другими женщинами начала заниматься вышивкой, вязанием крючком, — перебирая руками газеты, рассказывает женщина.
В клубе регулярно проходили выставки работ. Выставлялось абсолютно все: от шалей и скатертей, расшитых вручную, до связанной детской одежды. Потом, следуя тенденциям моды, участники клуба начали вышивать бисером, а Надежда Васильевна стала пробовать себя в пении и увлеклась русской культурой, получив должность культорганизатора.
Надежда Павлова редко прибегает к услугам швеи и концертные костюмы шьет самостоятельно |
— В нашем клубе не только поют и рукодельничают, но и восстанавливают истинные русские традиции. Даже название «Берегиня» означает, что мы оберегаем русское наследие, которое до сих пор сохранилось только в некоторых глухих деревнях, где живут старообрядцы, — чуть хриплым голосом, но с чувством, говорит женщина.
Для этого она организовала на базе клуба своеобразный музей, который периодически пополняется новыми экспонатами. Обстановка самого помещения передает быт уральских поселков середины прошлого века.
— Там, за исключением некоторых экспонатов, я воссоздала обстановку дома моих родителей на Косье, откуда я родом. Там висят часы, которые подарили моему отцу еще на 40-летие. Они на протяжении 55 лет ни разу не ломались и одного завода им хватает на неделю. Но моя гордость — это стулья, которые достались моей семье из поместья графа Шувалова, которое было раскулачено в 1917 году во время революции. Одна моя знакомая, которая прожила до ста лет, рассказывала, что раньше усадьбу украшали фонтаны и зеркала, но потом все разбили и раздали беднякам, — вспоминает Надежда Васильевна. В музей она также перевезла и другие раритетные вещи: этажерки, различную посуду, самовары, кровать.
Другие женщины из клуба специально ездили в экспедиции по Свердловской области, чтобы собрать «раритетные» песни, которым уже больше ста лет, чтобы хор смог исполнять их на своих концертах.
— Мы часто проводим праздничные вечера. Каждый год в конце марта проходит день театра, где мы разыгрываем различные сценки и постановки, поем. Участвуем в городских праздниках. Сейчас вот готовимся ко Дню матери, который пройдет в конце ноября, параллельно пишем новогодний сценарий, — говорит культорг клуба «Берегиня».
К каждому мероприятию женщины самостоятельно шьют новые наряды: платья, сарафаны и кокошники. Таких вещей в шкафу культорга больше, чем повседневной одежды.
— Скоро девать их будет некуда, — шутит женщина, доставая из шкафа цветной сарафан и кокошник. — Мы на все руки от скуки.
61-летняя Надежда Павлова считает, что активность зависит не от возраста, а от состояния души самого человек. Многие пенсионеры, по ее словам, обижены на старость и разочарованы, а есть и те, кто и в 80 лет будет петь частушки и плясать.
Куда могут пойти пенсионеры:
«Клуб выходного дня» (танцы, чаепитие)
Дворец культуры, кабинет №210 (второй этаж)
Занятия проходят по воскресениям с 16.00 до 18.00
Клуб «Берегиня» (пение, прикладное искусство)
5а мкр-он, дом №2 (подъезд с внешней стороны дома)
График работы: вторник — суббота с 15.00 до 21.00
Клуб «Семейный очаг» (танцы)
6а мкр-он, дом №1а
График работы: каждый четверг с 19.00 до 21.00
Клуб «Здоровье» (теннис, тренажерный зал)
8 мкр-он, дом №35. Телефон: 2-51-47
График работы: вторник — суббота с 12.00 до 20.00
Клуб «Афганец» (тренажерный зал, гиревой спорт, беговая дорожка)
10 мкр-он, дом №20. Телефон: 6-72-00
График работы: четверг с 14.00 до 20.00
Клуб «Импульс» (гимнастика, тренажеры, теннис)
Поселок Валериановск, ул. Кирова, дом №49
График работы: каждая пятница с 18.00 до 19.30
Клуб «Ветеран» (пение и прикладное творчество)
Поселок Валериановск, ул. Чапаева, дом №9
График работы: среда — четверг с 15.00 до 20.00
Надежда Лесникова
А как вы проводите свой досуг? Чем занимаетесь и увлекаетесь?
Как считаете: должны ли пенсионеры вести активную жизнь или им следует больше отдыхать?