Энергичный, упрямый и счастливый сотрудник КАМАЗ
Энергичный, упрямый и счастливый сотрудник КАМАЗ
Рамиль Азаматов вошел в список принятых на работу на «КАМАЗ» под 13-м номером. Симпатичный 29-летний беспартийный холостяк сразу произвел впечатление, ему пророчили крутую и счастливую карьеру. Эрудированного специалиста с хорошими техническим знаниями и явной склонностью к лидерству назначили начальником конструкторского бюро подвесок.
Вскоре он стал и неформальным, и официальным руководителем зиловской группы. В его КБ были разработаны пневматические подвески и автомобили со съемным кузовом — тогда этими темами мало кто занимался и в Союзе.
Первый образец современных камазовских контейнеровозов был назван так — «Каматейнер» (КАМАЗ+контейнер). Затем Азаматова «посадили» на компоновку всего автомобиля. В итоге получился тот самый, знакомый нам сегодня КАМАЗ с плавным ходом, удобный для вождения, комфортабельный и стремительно плывущий по дороге — на радость своему хозяину.
Он был тогда отчаянным спорщиком, отличался упрямством и в то же время абсолютной порядочностью и честностью (на наш взгляд, Рамиль Абдреевич и сейчас такой же!). Если убеждался в чьей-либо правоте, то воспринимал позицию оппонента и отстаивал ее до конца. Это не всегда нравилось управленцам-администраторам, и впоследствии тем удалось его дважды «подловить» и добиться увольнения. Но непотопляемого и прочного, как одно из своих детищ — бронеавтомобиль на шасси КАМАЗ, второго главного конструктора оба раза возвращали назад. Без таких носителей своего духа «КАМАЗ» жить не может.
Барун сразу же подметил, как Азаматов (в переводе с татарского «азамат» — удалец, добрый молодец) с легкостью входит в контакт с людьми и при всей своей задиристости умеет ладить с ними, и увидел в нем удачное дополнение к самому себе. «За что бы он ни брался, дело заканчивалось конкретным результатом, и не было случая, чтобы он говорил, что у него что-то не получается, — так написал о своем преемнике Владимир Наумович в известной своей книге «Ступени». — Его, конечно, можно было заставить подчиниться, но лучше было дать ему свободу и время — чтобы он добрался до истины сам». И вправду, аргамак с логотипа «КАМАЗа» в неволе — это всего лишь обыкновенная лошадь. «КАМАЗ» и камазовцы точно так же — обретают свою подлинную силу только в творческом полете.
В 1977 году Рамиль Абдреевич стал главным конструктором по автомобилям, а в 1986 году возглавил всю службу. Нет нужды подробно описывать КАМАЗы «эпохи Азаматова» — они всегда получались такими, каков был и есть в жизни и в работе их главный разработчик. Возьмите хотя бы упомянутое нами славное семейство трех «Мустангов» (1984-88 годы). Сегодня, уже при Данисе Валееве, число армейцев с «КАМАЗа» утроилось. Осуществилась многолетняя мечта: автомобили прошли коренную модернизацию с перспективой использования в войсках до 2015 года.
При Рамиле Азаматове родилось семейство магистральных автомобилей с базовой моделью 6410 и бронированные автомобили на основе модели 43269. Идея последнего была привезена Рамилем Абдреевичем из военного Афганистана, где он побывал еще в восьмидесятые годы. Затем, после ухода СССР из этой страны, тема была закрыта, возобновлена и успешно завершена в 1999 году.
В истории любых эпохальных явлений прямые пути попадаются редко. Ее ход скорее похож на движение автомобиля по казахстанским дорогам — изобилует зигзагами, подъемами, спусками, виражами, подвержен крутым рывкам с неизбежными затем торможениями. И это нужно воспринимать без излишних эмоций, как должное.
В середине девяностых годов завершился первый этап восхождения «КАМАЗа». Вместе с ним закончился и период второго главного конструктора «КАМАЗа». Есть люди, которые могут и хотят тащить воз только в гору. Все, что со знаком минус, — не для них. Азаматов как раз из числа таких, довольно редких, но богатырских по складу людей — спринтерских тяжеловозов. Рамиль Абдреевич и его коллеги-единомышленники «отпахали» свое девятилетие на совесть.
Вдумчиво и талантливо
Преемственность поколений не нарушилась. В 1995 году бразды правления в конструкторской службе «КАМАЗа» перешли к заместителю главного — «вдумчивому и талантливому тихоне» (характеристика В.Н. Баруна) Данису Валееву, прошедшему школу первого главного конструктора по двигателям Александра Анатольевича Шестакова.
Сначала предприятию предстояло спуститься в крутой овраг — пережить нелегкие времена. «КАМАЗу» надо было, прежде всего, сохраниться физически, но при этом незаметно, исподволь копить силы для следующего рывка — когда трасса снова выйдет на равнинную местность. Так оно и случилось. Большинство сегодняшних, во многом революционных для российского автопрома новинок «КАМАЗа», как мы уже знаем, зародилось в головах конструкторов еще в дорыночные времена, когда они не могли быть востребованы, да и не было возможности их реализовать в производстве. Дальновидные идеи были развиты и воплощены в металле уже в пору второго подъема предприятия — за последние пять-шесть лет.
Почти все, на что в первую очередь ставит компания, как на наиболее перспективную и рентабельную продукцию в ближайшие годы, появилось в «эпоху третьего главного» — Даниса Валеева. Это семейство транспортных автомобилей с осевой нагрузкой 9 т и полной массой 24 т с базовым автомобилем КАМАЗ-65115. Пополнилось множеством спецавтомобилей для всех отраслей экономики семейство полноприводных автомобилей с осевой нагрузкой 6-8 т на основе тягача 43118 — многоцелевого, как мы говорим, назначения.
Семейство автомобилей повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 10-13 т — это продолжающиеся появляться на свет и по сей день «дети» самосвала КАМАЗ-6520. Подняв потолок грузоподъемности КАМАЗов за счет новейших моделей (65225, 65226, 65228) до высоты, ранее не планировавшейся даже партийными функционерами СССР, мы «опустились» и в класс городских развозных автомобилей (4308 и 4307). Это семейство также обещает быть многочисленным — за счет разработки опять-таки спецавтомобилей.
А история продолжает свой бег: свежие и оригинальные идеи в стенах НТЦ бьют ключом. На благо родного «КАМАЗа» и страны.