Главную награду Берлинале получил фильм о постановке Шекспира в тюрьме
Жюри под председательством английского режиссера Майка Ли присудило «Золотого медведя» фильму Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть» |
Церемония награждения 62-го Берлинского кинофестиваля прошла в субботу вечером. Жюри под председательством английского режиссера Майка Ли присудило «Золотого медведя» фильму Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть». Это остроумная и милосердно короткая (всего 76 минут) история о том, как реальные мафиози, бандиты и убийцы ставят в тюремном театре шекспировского Юлия Цезаря.
Фильм изначально фигурировал в лидерах критических рейтингов и считался одним из наиболее вероятных кандидатов на победу.
Вторая по значению награда, гран-при жюри, досталась молодому и на редкость разностороннему венгерскому режиссеру Бенедеку Флигауфу. Попробовав себя и в экспериментальном кинематографе («Млечный путь»), и в мейнстримной фантастике («Чрево»), Флигауф обратился к социальному кинематографу: его новый фильм «Просто ветер» рассказывает о расправах над цыганским этническим меньшинством.
Любимец местной публики и критики Кристиан Петцольд, один из лидеров так называемой Берлинской школы, довольствовался призом за лучшую режиссуру. Его «Барбара» представляет собой скромный, но практически безупречно скроенный драматический триллер из восточногерманского прошлого.
Специальный приз жюри отошел фильму «Сестра» (L’enfant d’en haut, или Sister) швейцарского режиссера Урсулы Майер.
Совсем юная дебютантка Рэйчел Мванза получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль («Мятежница», Канада). Также жюри отметило китайскую «Долину белого оленя» за операторскую работу («Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения) и португальское «Табу» — за новаторский киноязык (приз имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра). Режиссер «Табу» Мигель Гомеш — экс-кинокритик, снявший прихотливый черно-белый пастиш, — пошутил на церемонии, что уж никак не рассчитывал получить награду за новаторство, ведь он сделал «старомодное кино». Кроме того, «Табу» предсказуемо получило приз международной критики — кино наполнено синефильскими отсылками.
Единственной неожиданностью с некоторой натяжкой можно назвать разве что присуждение сразу двух «Серебряных медведей» рядовой датской костюмной драме «Королевский роман» (за сценарий и лучшую мужскую роль). В остальном список отмеченных картин не вызывает вопросов.
Семейная драма Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», спродюсированная Александром Роднянским, осталась без наград, однако, как отметил продюсер, на кинорынке фильм вызвал существенный интерес.
Лауреатов «Берлинале» в этом году выбирает жюри под руководством британского кинорежиссера Майка Ли. Кроме него, в жюри входят французский режиссер Франсуа Озон, его коллега из Ирана Асгар Фархади, режиссер из Нидерландов Антон Корбейн, актриса Шарлотта Генсбур, актер Джейк Джилленхолл из США, алжирский писатель Буалем Сансал и актриса из Германии Барбара Сукова.
Впервые Берлинский международный кинофестиваль прошел 6 июня 1951 года. Наряду с Каннским и Венецианским фестивалями он считается самым крупным и престижным в мире кино. В разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале имели фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссеров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля. Российское кино до 1975 года на Берлинском фестивале представлено не было. Первой картиной, показанной в Берлине, стал фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства».