«2013 год будет бурным на политику»
До прихода к власти нынешнего мэра Николай Кропачев занимал должность управляющего делами администрации. После он возглавил отделение торгово-промышленной палаты, параллельно занимался выборами в составе городской ТИК |
О политических новостях — почему мэр получил полугодовую отсрочку, по каким правилам пройдут в следующем году выборы, а также о личном — абстрагируется ли он от партии «Единая Россия», как относится к оппозиции, за кого голосовал на последних мэрских выборах и смотрел ли скандальную «Анатомию протеста» по НТВ — рассказывает Николай Кропачев, единоросс, которого в августе поставили главой территориально-избирательной комиссии Качканара
— По идее, через пять месяцев — в марте 2013 года — качканарцы должны были бы переизбирать мэра и думу. Сейчас в стране одобрен единый день голосования. На какую дату переносятся выборы?
— В сентябре закон об едином дне голосования был принят Советом федерации и подписан президентом. Выборы будут проходить во второе воскресенье сентября. В 2013 году этот день выпадает на 8 сентября, следовательно, выборы главы и думы, которые должны были состояться в марте, переносятся на эту дату. Полномочия Сергея Набоких, Геннадия Русских и депутатов будут продлены.
— Вы являетесь сторонником «Единой России». В связи с тем, что сейчас будете заниматься городскими выборами и, по сути, должны быть независимы в своей работе, планируете ли выходить из партии?
— Я был не просто членом партии, а состоял в политсовете местного отделения. В прошлый четверг прошла конференция, во время которой я заявил о своем выходе из политического совета.
Устав партии также предусматривает возможность приостановить членство на какой-то период. Но здесь неоднозначная ситуация. С одной стороны, я должен быть независим от партий, с другой — в состав ТИК пришел работать именно по рекомендации «Единой России». Немного двойная ситуация, поэтому будем обсуждать этот вопрос с коллегами по партии.
— По старой дружбе будете помогать партийным единомышленникам? Возможно, оказывать какую-то помощь, которую не видно со стороны?
— Нет. Есть закон о выборах, избирательный кодекс Свердловской области, согласно которым все партии равны. В Качканаре всегда было и будет так. Необходимо понимать, что решения принимает не председатель ТИК, а комиссия, в которой есть представители почти всех партий, которые работают в нашем городе — «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». Приоритет будет только один — закон, по другому здесь никак.
— Сейчас депутат екатеринбургской думы Леонид Волков создает альтернативный избирательный комитет — ЦВК — по всей России, который проводит выборы в координационный совет российской оппозиции — своеобразный оппозиционный праймериз. Как вы относитесь к этому? Нужно ли как-то упорядочить оппозицию?
— Эта альтернатива может привести только к одному — усилению контроля за выборами со стороны общественных организаций. Если вы помните, после 4 декабря 2011 года, когда мы избирали Заксобрание области и Госдуму, во многих городах начались определенные движения за честные выборы.
В Качканаре тоже нашлись ребята, которые решили поддержать московских протестующих. Состоялась встреча, на которой присутствовали представители ТИК, глава. Руководители местных отделений партий сказали, что у них нет претензий друг к другу по результатам выборов — каждая партия заняла то, что наработала. В Качканаре никогда не было махинаций.
Когда поговорили с протестующими ребятами, спросили, знают ли они процедуру подсчета голосов, присутствовали ли при ней, выяснилось, что нет, только голосовали. Пожалуйста, если есть подозрения, приходи на избирательный участок в качестве наблюдателя, смотри, контролируй, делай свои выводы, а не читай, что блогеры в интернете написали.
— Нужен ли вообще контроль со стороны общественности?
— Это дело каждого избирателя. Закон сегодня позволяет не только голосовать.
Если у вас есть желание убедиться в правильности подсчета голосов, вы можете прийти и стать наблюдателем — от партии, какого-либо общественного движения.
— Как вы относитесь к нынешней оппозиции?
— Если это конструктивная оппозиция, то — конструктивно. Если с их стороны идет некая деструкция, то необходимо всё ставить на свои места с помощью закона.
— Навальный, Удальцов — конструктивные или деструктивные оппозиционеры?
— В зависимости от того, как они себя ведут. Если подготавливают митинги и проводят их в рамках закона, то вопросов к ним нет. Между прочим, в России один из самых лояльных законов о проведении шествий, манифестаций и митингов.
— Когда столичные города сотрясало от народных волнений по поводу результатов выборов, вы следили за ситуацией?
— Тяжело было не отслеживать эту ситуацию, потому что она была на всех каналах. Наверное, в столице были какие-то поползновения в работе избирательных комиссий, которые подтолкнули эту ситуацию к развитию. Не зря к президентским выборам на всех избирательных участках поставили видеонаблюдение. Были затрачены большие федеральные средства, чтобы люди могли в режиме он-лайн зайти и посмотреть, что творится на их избирательных участках — во сколько они открылись, во сколько закрылись, как ведут себя наблюдатели, как вскрываются урны, как составляются протоколы…
— Очень бурную реакцию у людей вызвали передачи «Анатомия протеста», в которых в крайне негативном свете изображалась российская оппозиция. Смотрели их?
— Нет, эти фильмы прошли мимо меня.
— Почему митинги и волнения, в основном, происходят в столичных городах? В провинциальных муниципалитетах, например, в Качканаре, почти никогда не бывает серьезных эксцессов.
— Потому что это маленький город, все у всех на виду. У нас в природе не может быть таких вещей.
— За кого вы голосовали на прошлых выборах? Кому из кандидатов на пост мэра Качканара отдали предпочтение?
— Я не делаю из этого секрета, голосовал за Глухих. На тот момент он мне казался человеком, который более других подготовлен к тому, чтобы возглавить город. Ожидал его победы 50/50. Кандидат был нормальным, но его окружение, команда агитаторов и пиарщиков, была отвязной.
— Как думаете, Глухих был бы хорошим градоначальником?
— Не вижу смысла сейчас об этом говорить. История уже произошла.
— Следующие выборы будут через 11 месяцев. А когда стартует выдвижение кандидатов на пост главы Качканара?
— За 70 дней до голосования.
— Чем сейчас, в свободную от выборов пору, занимается территориально-избирательная комиссия?
— Сейчас плотно занимаемся изменением границ избирательных округов, до 1 декабря мы должны внести в думу свои предложения. Границы меняются в связи с тем, что со следующего года мы будем выбирать думу по новым правилам.
Сегодня в городе существует 20 одномандатных округов и столько же избирательных участков, по несколько в каждом микрорайоне. Таким образом в думу избирались ранее 20 депутатов — по одному с участка. Сейчас 10 кандидатов будут выбирать жители по такой же системе, а оставшихся выдвинут политические партии.
Места будут распределены в зависимости от того, сколько населения проголосует за ту или иную партию. Те партии, которые не преодолеют 5% порог, участвовать в распределении мандатов не будут.
— В чем плюс такой системы?
— Идет активизация деятельности политических партий на уровне муниципалитетов. Когда мы идем голосовать за Госдуму, то голосуем четко за конкретную партию — за ее программу, достижения, предложения. То же самое происходит, когда мы выбираем Заксобрание.
Елена Ходырева
Эх, Николай, Николай. Что ж ты едросом заделался?!Зачем свою биографию то портишь?
Интересное интервью — понравились вопросы.
Дружище, так он походу разделался, а не на оборот.