«Остался миллиард тонн руды»
Владимир Бобров: на будущем месторождении будет всего один карьер. /фото автора |
Куратор разработки нового месторождения и экс-директор КГОКа Владимир Бобров: на сколько хватит нынешних залежей, сколько рабочих потребуется на первом этапе, зачем необходимо сносить здание старой горнолыжки и будет ли востребована руда с горы Качканар через 10-20 лет
— Вы приступаете к первой очереди реализации проекта. В чем это заключается?
— Работа разбита на три очереди. Первая включает в себя реконструкцию станции Южная, от которой пойдет два пути — на погрузочный склад и еще один для приемки крупногабаритного оборудования. Затем из района Южной залежи пойдет линия ЛЭП, начнет строиться мощная подстанция, затем первичный карьер, с которого планируется начать первичную отработку месторождения. После — серия автодорог, вырубка леса, организация отвала для вскрышных пород и плодородного слоя, две очистные станции для вод карьера и отвала
Сложности, конечно, будут. Мы будем включаться в работу уже действующего предприятия, поэтому предстоит снос некоторых зданий и строений нашего комбината, которые мешают нам сформировать перегрузку руды.
— Какие именно здания?
— Которые можно снести, которые не обслуживают инфраструктуру ни Западного карьера, ни промплощадки. Сейчас они эксплуатируются, но используются, например, для складирования запасных частей и так далее. В том числе, в этом же районе находится здание старой горнолыжки — в общем, все те здания, которые уже потеряли свои функции.
— В 2015 году начнете добывать руду. Что дальше?
— В 2016 году начнем строительство дробильного комплекса, усреднительного склада дробленой руды, участкового и магистрального конвейера. Параллельно — возведение основной площадки. До 2018 года мы должны построить и ввести в эксплуатацию всю промплощадку (АБК, заправочные станции, автоучасток с большими боксами под 220-тонные машины, ремонтно-складские помещения).
Дальше начнется третий этап: строительство еще двух дробильных комплексов. Но это уже в долгосрочной перспективе. Все этапы расписаны по годам и привязаны к выбытию мощностей Гусевогорского месторождения.
— Какие-либо подготовительные работы уже осуществлены?
— Сейчас мы защитили технический проект по всему месторождению. Под каждое здание и сооружение, дороги, линии ЛЭП, подстанцию — будет создаваться рабочая документация. Будут снова проводиться уточняющие инженерно-геологические и топографические изыскания.
— То есть, начинается бумажный этап?
— Этап выработки технических решений, планирования и прогнозирования закрылся госэкспертизой. Сейчас — начало реализации проекта. Документация нужна для заключения договоров на строительство — параллельно мы будем делать и документы, и заключать контракты. Первые тендерные процедуры начнутся в марте текущего года.
— Ожидается, что добывать железную руду на Собственно-Качканарском месторождении начнут в 2015 году. Имеется ввиду начало, середина или конец года?
— Середина. В конце 2014 года к нам начнет поступать оборудование (конкурсные процедуры начнем проводить уже в следующем месяце). Срок изготовления крупногабаритного оборудования — до полутора лет, плюс монтаж, на который может уйти до шести месяцев.
— Какие объемы будут добываться на первоначальном этапе?
— СКМ мы начнем отрабатывать с 3 миллионов тонн руды (сегодня на Гусевогорском месторождении ежегодно добывают 55). Объемы, конечно, не значительные, но показывают, что в 2015 году мы уже не достигнем планки в 55 миллионов тонн без СКМ. Любой добычной карьер имеет предельный контур как по поверхности, так и по глубине. Чем глубже в землю уходим — тем больше перегрузок возникает, снижается и производительность карьера соответственно.
— Какими темпами будут наращиваться объемы?
— Первая очередь предполагает добычу 7 миллионов тонн ежегодно, вторая — 31,5 млн. Мы не сразу планируем выйти на такую цифру, потому что необходим период освоения. Запускаем и в течение четырех лет выходим на проектную мощность.
— Известно ли, сколько примерно человек будут задействованы на первоначальном этапе добычи руды на СКМ (в 2015-2016 годах)? Из каких резервов будет набран пул рабочих?
— Первоначальный этап — это три экскаватора, два станка. Все люди, которые будут задействованы в их работе, будут переведены с Гусевогорского месторождения. На первом этапе большого перепрофилирования не будет, так как техника по своим мощностям практически, как и на действующих карьерах. Численность- десятки человек.
— Сколько запасов руды осталось на Гусевогорском месторождении? До какого года его, ориентировочно, должно хватить?
— Осталось порядка миллиарда тонн. Детальный план составлен до 2061 года. К тому времени Главный карьер останется на производительности в 7 миллионов тонн, Северный — 4 млн тонн. В ближайшие десятилетия перераспределение мощностей и будет происходить. Первой выйдет из строя Южная залежь (2014 год), затем Западный карьер (2037-2039 год). Главный и Северный карьеры — это уже очень далекая перспектива. Правда, я надеюсь на наших горняков, что они сформируют прирост запасов на Гусевогорском месторождении и продлят их срок эксплуатации.
— Что в будущем будете делать с этими карьерами? Так и останутся огромные дыры в земле?
— Конечно, рекультивировать. Засыпка карьера. Я бы подумал над тем, чтобы использовать имеющееся выработанное пространство под складирование хвостов. Зачем засорять территорию, создавать новое хвостохранилище, повышать себестоимость, когда можно, по аналогии с Высокогорским ГОКом, рекультивировать карьеры именно таким образом.
— Сколько карьеров планируется на СКМ?
— Один.
— Когда месторождение заработает в полную силу?
— Когда выйдет из эксплуатации все Гусевогорское месторождение. Это за пределами 2061 года. Очень далекая перспектива.
— Тогда, учитывая сроки, вопрос: «Сколько рабочих на тот момент планируется задействовать в работе предприятия», уже не актуален.
— Необходимо понимать, что Собственно-Качканарского месторождение вводится за счет снижения мощностей действующих карьеров. Рабочие будет просто перераспределяться, повышая свою квалификацию.
— Будет ли востребована наша руда через 10-20 лет?
— Обязательно. Наличие ванадия формирует естественное легирование транспортной стали. Благодаря этому Качканар и выиграл. Когда в свое время принималось решение разрабатывать такие бедные руды, то ванадиевая составляющая ставилась в основу для сталелитейного производства на НТМК.
Елена Ходырева
Смотрите также:
— Государство одобрило новый карьер: гору Качканар начнут копать через 28 месяцев
самое главное,чтоб в 2061 работники,задействованные на и вок
руг разработки скм разговаривали бы на русском языке,а то ма
ло ли что!-при такой нестабильности в мире.
Елена, а почему не спросили за горнолыжную трассу? В том смысле что, что то от оборудования и инфраструктуры останется от прежней горнолыжной трассы при разработке СКМ. Тут как то прозвучало предложение перенести трассу в район утянки, а почему бы и нет, но без помощи КГОКа этот проект не реализовать. Интересно было бы знать мнение Владимира Боброва по этому вопросу. Ведь понятно, что для разработки месторождения будут направлена и техника и иные ресурсы. Вот как то бы по ходу разработки реализовать и проект строителства горнолыжной трассы в районе п.Утянка там и места красивые. Многое же говорится о социальном партнерстве бизнеса и власти. Что такое затраты на возведение трассы на фоне затрат по реализации СКМ пустяк тем более по горе не так уж и далеко для техники да и монастырь могли бы в тот район перенести. Зачем рушить созданное? Мы и так многое развалили за время рыночных преобразований. А вдруг руководство КГОКа бы откликнулось. Хотят они или нет, но они здесь живут и думаю им не безразлично социально — оздоровительное развитие города.
Хорошая идея!
izbiratel, не смешите людей, какое руководство гока здесь живет, здесь живут наемные рабочие, а руководство живет в москве, а вот им то вот как раз наплевать на социально — оздоровительное развитие города.
Даже и не думай!В этом проекте на восстановление и компенсацию экологии заложено 0 рублей,быдлу она ни к чему *CRAZY*
МААССКВАА- ТАМ ЖИРНЫЕ ДЯДИ ЕЗДЯТ НА МЕРСЕДЕСАХ ЛЕКСУСАХ БУМЕРАХ — ДАВАЙ КАЧКАНАР — НАМ РРРУУУДЫЫ — ДА ПОБОЛЬШЕЕЕЕЕ