Народу нравится!
С утра звонок: некий телевизионный редактор, судя по приподнятой интонации, делающий мне огромный подарок, пригласил в качестве вип-гостя в шоу Андрея Малахова на первом канале! Видимо, предполагалось, что, услышав это, я обомлею от счастья. Каково же было изумление редактора, когда вместо выражения восторга она услышала довольно резкий отказ, в котором я объяснил, что мне не только было бы стыдно пойти на эту передачу, но стыдно и за нее, и за самого Малахова, и за людей, которые это смотрят. Здесь она подсобралась и выдала в ответ не менее резко что-то типа: «У нас высочайшие рейтинги. Народу это шоу очень нравится. А вы, видно, от народа сильно оторвались».
Я подумал, что она права. Я оторвался. А наша страна, народу которой все так нравится, вряд ли сдвинется со своего весьма низкого рейтинга по уровню политической культуры, цивилизации, развитию гражданского общества. Когда участников митингов на Болотной и Сахарова объявляют мерзавцами, сажают в тюрьму, белые ленточки обзывают презервативами – народу нравится. Когда поминают Диму Яковлева и рассказывают, что вся проклятая Америка прямо-таки озадачена желанием разобрать российских детей на запчасти – народу нравится. Когда Аркадий Мамонтов называет Владимира Познера сексотом и провокатором, народу нравится. В новостных передачах на наших официальных телеканалах рассказывают о ситуации на Кипре – объясняют народу, что Европа (коварная и люто ненавидящая Россию) специально затеяла все это, чтобы наши деньги отобрать. А что это за деньги? Не наворованные ли? Или все-таки народные? Неважно. Главное, что Европа плохая. И народу это нравится.
Телевиденье агрессивно формирует в сознании людей образ врага. В волжском городе некто на дорогой машине наехал на пешехода. Люди вышли на улицы: богатый сбил человека! А если человека собьет небогатый на дешевой машине, он что — не виноват? Но народу нравится, когда виноват богатый.
Пошли атаки на некоммерческие организации. Настойчиво создают впечатление, что там одни враги, шпионы, жаждущие отобрать наши деньги и продать наших детей. Все это душится и закрывается. А то, что фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой – это тоже НКО, что эти организации действительно борются за экологию, здоровье, культуру нашего несчастного общества – это народу нравится гораздо меньше.
Законы, которые принимает дума, заставляют поверить: мы живем в стране уродов, преступников и дебилов. А иначе как объяснить, что все эти законы направлены на то, чтобы пресечь, задавить, запретить. Чтобы учебник истории написать для дурачка, не умеющего мыслить, анализировать, выражать самостоятельное мнение. Почитаешь эти законы – у нас сплошные нарушители, алкоголики, наркоманы. Где же собственно народ, который работает, что-то созидает? А народ постепенно превращается в быдло, для которого формируют убогую школьную программу, сведенную к обязательной физкультуре, минимальному русскому языку и переписанной истории.
Все это делается, чтобы отвлечь людей от реальных проблем – от растущей инфляции, от процветающей коррупции, с которой якобы ведут войну, от разрухи в медицине и культуре, от упадка системы образования. Но народу про это не рассказывают – он смотрит шоу Андрея Малахова и ему (народу) это нравится. И пока рейтинг Малахова будет расти, рейтинг нашей страны будет падать.
Не случайно через пятьдесят лет после легендарного спектакля Юрия Любимова в Москве снова появляется брехтовский «Добрый человек из Сезуана». И к огромнейшему сожалению все так же убедительно звучат слова Брехта:
Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны,—
Кожу для них дают
Сами бараны.
PS. Есть одно утешение: у моих детей и у детей многих моих друзей вообще нет телевизора.
Иосиф Райхельгауз, главный режиссер
театра «Школа современной пьесы»
Радио «Эхо Москвы»