Экс-начальник Управления образованием Качканара Светлана Копылова: «Могла бы стать поваром или министром»
Светлана Копылова возглавляла Управление образованием с сентября 2010 года |
Кто займет пост начальника Управления образованием, почему управление — это мужское занятие, какая школа в Качканаре самая лучшая, зачем Русских и Набоких нужно сесть друг на против друга и взяться за руки, почему она не печет пирожки — Светлана Копылова, уезжая из города, дала итоговое интервью
— Расскажите подробнее о новой должности.
— С 10 апреля я — руководитель информцентра по ЕГЭ в областном институте образования. На экзамене школьник сначала решает задания на черновике, а потом вписывает ответы в бланк. Потом этот пакет документов и отсылается нам. Мы их сканируем и в электронном виде передаем в федеральный центр тестирования, где уже ответы проверяют машинным способом.
Работа требует большой корректности. Это постоянное движение, формирование баз данных, постоянные обновления. Мы перегружаем, кодируем… Сейчас у меня в подчинении пять человек, секретаря нет. На время экзаменов наш штат увеличивается.
— От кого поступило предложение?
— Ректор института Оксана Гредина (жена экс-председателя областного правительства Анатолия Гредина) предложила мне на выбор два направления. Второй вариант — наука в чистом виде, преподавание учителям. Время подумать было. Я выбрала центр, но планирую дополнительно заниматься преподаванием.
Не вынашивала замысел, как мне уйти в другое место. Всё сравнивала. В Качканаре моей работой были 25 учебных учреждений, вопросы по ним — какие только могут присниться во сне и случиться в жизни.
А в центре у меня только несколько частных вопросов, но они касаются всей области и частично федерации.
— Увеличилась зарплата?
— Количество нулей будет зависеть от того, насколько я результативно буду работать.
— Что сделали первым делом, когда пришли на новое место работы? Первое распоряжение?
— Включение в работу началось намного раньше. Все эти технологические процессы требуют много усилий. Их надо просто понять. Главная сложность — все сразу запомнить.
Первым делом направила запросы в муниципалитеты. Предложила воспользоваться результатами репетиционного тестирования детей, чтобы понять, в каких знаниях у них пробел. Примет Качканар предложение или нет — узнаем в эту среду. Я бы приняла.
— Как вас приняли новые коллеги?
— С большой радостью. Они меня ждали. Мы давно знакомы, и эти люди понимают, кто я.
— Все мосты в Качканаре сожжены?
— Здесь у меня остается мама, сестра, брат и куча друзей, поэтому буду приезжать в гости. Также тут меня дожидается любимая кошечка Мирослава, дворянская порода — черная с черными глазами. Очень грациозное существо — Багира в молодости.
Там мне приходится снимать жилье, но когда обзаведусь собственным, то заберу кошку с собой.
— Какие неудачи были на посту начальника образованием?
— Начальная организация закупок. Время моего прихода на эту должность как раз совпало с реформой местного самоуправления. Вся структура управления поменялась в один момент. Пришлось поспешно перенимать новый опыт, на тот, который уже имелся, нельзя было опереться. Также у нас не было юриста, который мог бы проконсультировать. Я, не имея юробразования, допускала ошибки. Все штрафы выплачивала лично.
— Что было самым тяжелым?
— Когда за спиной семь тысяч детей и полторы тысячи педагогов, и их благополучие зависит от тебя, то иногда потряхивало. Это невероятно тяжелая психологическая нагрузка.
А вообще самоедство — черта моего характера.
— За что можете себя похвалить?
— Я — креативный руководитель. Мы много лет нарабатывали систему инновационного мышления, прививали вкус к достижениям. Я стояла у истоков. Просто собирала перед собой аудиторию и объясняла, что значит работать по-новому. И если появлялась идея, то к ней необходимо было приделать еще ручки и ножки, делали все сами.
Такими показателями не каждая территория может гордиться. Люди начали испытывать кайф от того, что делают.
— Что можно было сделать лучше, но не вышло?
— Перед нами министерство поставило задачу — уменьшить количество образовательных учреждений, чтобы сократить расходы. Мы этого не сделали. Но оптимизация никак не должна отразиться на детях. Возможно, с запуском новой школы появятся другие решения, но это уже не мой вопрос.
— С какими трудностями столкнулись при запуске восьмой школы?
— С несостыковками законодательства. Некоторые требования не совпадают. Например, по окнам. По СанПиНам (санитарные правила и нормы) проветривать кабинеты нужно только через формуги, а по СНиПам (строительные нормы и правила) соответствуют окна, которые распахиваются створками на себя. Это нонсенс, но несмотря на это виноватой остается система образования. Мы не можем повлиять на строителей, потому что у них свои нормы, проект. Теперь предстоит сделать так, как требуют СанПиНы и поменять окна во всех 43 кабинетов. Это опять траты, очевидно, из местного бюджета.
— Какая школа в Качканаре лучшая?
— Они все индивидуальны. У валериановской школы есть возможность работать с каждым учеником в отдельности. Вторая школа часто идет поперек тенденциям, но они настолько друг друга чувствуют… Третья школа — здесь все получится у ребят, у которых не вышло в другом месте. Даже не знаю в чем их секрет, но можно назвать это гуманностью.
В школе Новикова замечательные традиции, у них получается беречь свою историю. Пятая школа. Там есть классы, где учатся особенные дети с задержкой психического развития. С ними работают учителя, которых в природе очень мало. Лицей просто уникален, они очень продуктивно работают. В седьмой очень профессиональные учителя. У них получается сохранять у детей тягу к знаниям.
— Кто вас заменит?
— Марина Мальцева подписала распоряжение главы, но остается в прежней должности главного специалиста. Она в курсе всех событий, через нее идут все самые важные документы.
Марина Андреевна самый подходящий человек на должность начальника, но последнее слово за мэром.
— Что в Качканаре должно происходить по-другому?
— Хотелось бы, чтобы взаимоотношение администрации и думы стало более конструктивным. Понимание можно достигнуть разными путями. Например, сесть друг напротив друга, заглянуть в глаза, взяться за руки и выслушать друг друга.
Также хотелось бы, чтобы люди любили свой город. Не мусорили.
— Многие девочки мечтают быть принцессами. О чем вы думали в детстве?
— Всегда хотела быть ученым. Я из семьи учителей в нескольких поколениях. Все свое сознательное детство провела в школе. Оно уходило на что, чтобы помочь подготовиться бабушке к проведению уроков: изготовление наглядных пособий, наведение порядка в классе. Можно сказать, что я стала учителем уже в 9 лет.
Мне не доверяли только две вещи: проверять тетради и мыть дома пол до 15 лет. Последнее меня особо обижало.
— Какое у вас образование?
— После школы я старалась избежать семейной участи и объявила, что не пойду в пединститут. Высшее образование получала значительно позже, но оно не педагогическое. Первый диплом — социальное управление, второй — преподаватель философии.
Также есть корочки повара третьего разряда. Помню, друзья узнав, что я повар-профессионал нещадно этим пользовались. Я действительно неплохая кулинарка, только запретила себе готовить торты, но нафаршировать индейку — легче простого. Готовка приносит мне огромное удовольствие.
Также я библиотекарь, до этого работала в торговле — в колпаке и переднике продавала молоко. Работала в столовой, сначала на раздаче, потом поваром в кондитерском цехе. Даже поступала на технолога, но меня не взяли, потому что там требовалось зрение до минус трех, а у меня было -3,5.
Успела поработать страховым агентом, потом оказалась библиотекарем в 136 лицее, доросла до замруководителя. Позже перешла в Управление образованием, начала специалистом по защите прав детей. Параллельно приходилось подрабатывать в шестой школе социологом. Тогда был актуальным вопрос денег.
— Какая следующая ступень в карьере?
— Меня часто упрекали в карьеризме. Было забавно это слушать, потому что у меня никогда не было коварных планов. Мое движение по службе обусловлено тем, что я немного по-другому работаю. Я — философ, а это позволяет адаптироваться в любой сфере. Например, могу спокойно общаться с производственниками, математиками, экономистами, и мы поймем друг друга.
— Могли бы стать министром образования?
— У нас очень адекватный министр, поэтому пусть он трудится на своем посту (смеется). Но мои знания и наработки позволяют. Хотя я не хотела бы оказаться на этом посту. Управление — однозначно мужское занятие. Женщина должна заниматься домом и детьми, сохранять и украшать то, что есть. Задача мужчины — раздвигать горизонты и идти вперед.
Я стала управленцем, потому что так выпала моя карта. Надо зарабатывать на жизнь. Но с удовольствием бы занималась дома пирожками, борщами и цветами.
Надежда Лесникова
Мутная биография.