Вероника Кузнецова, бывший замдиректора УЖК «Наш дом»: «Телепортация в прошлое»
Замдиректора управляющей компании — о своем увольнении, плюшевом мишке на первые заработанные деньги, недостатках матриархата и феминизма, роли мужчины в жизни женщины и передовом Качканаре
— Вероника Геннадьевна, почему уволились из УЖК «Наш дом»?
— Муж получил повышение по службе — его назначили техническим директором компании-провайдера. Последние два года мы жили на несколько городов, я ждала, когда дочь закончит 11 классов. Сейчас наша семья воссоединилась. Переехали в пригород Первоуральска.
— Чем дальше молодость, тем сложнее решиться на переезд в другой город. Сомневались?
— Действительно сложнее. Словно корни пускаешь в землю, где жил много лет. Особенно ярко это заметно по нашим родителям, которым очень сложно сорваться и уехать в другое место. Они приезжают в гости и тут же возвращаются обратно.
Дело даже не в работе или квартире.
Когда преподавала в радиотехникуме, то спрашивала студентов: «Что человек может оставить после себя?». Они, молодые, отвечали — деньги, недвижимость. На самом деле можно оставить только имя, которое зарабатываешь годами. А когда приезжаешь в новое место, то там ты никто. Тебя никто не знает, нужно начинать всё с нуля.
— Чем займетесь на новом месте?
— Тем, чем умею. А умею я только работать в жилищно-коммунальной сфере. У меня было несколько предложений по трудоустройству, но в итоге остановилась на одном — воссоединилась с качканарской командой специалистов, которые уехали из города в разное время и создали тут свои компании. Это Владислав Никифоров (бывший начальник УГХ), Сергей Морозов (экс-начальник отдела городского хозяйства в мэрии), Наталья Павленко (бывший бухгалтер УГХ). В этом плане будет привычно работать вместе, но всё остальное — намного сложнее.
— В чём трудности?
— Другая территория, иные правила игры, менталитет жителей, состояние ЖКХ. Всё сложнее, запутаннее, в том числе, и отношения внутри городов. Будто произошла телепортация в прошлое — в Качканаре это проходили, наверное, еще лет десять назад. Всё, что у нас уже отработано, здесь только зарождается.
Сегодня я целый день изучала одну квитанцию — и это я, специалист, а представляете каково людям? Нужно дня три рисовать на ватмане схему, чтобы понять, как устроены взаимоотношения между организациями, кто и за что отвечает. И еще, здесь поразительное терпение у людей, которые не имеют горячей воды с 15 мая! Если бы мы с Виктором Валерьевичем так работали, то качканарцы уже давно сожгли бы наши чучела на площади.
— Давайте вернемся к истокам. С каких ступенек начиналась ваша карьерная лестница?
— Весь мой трудовой путь прошел в трех ведомствах — администрация, Управление городского хозяйства и УЖК «Наш дом».
В Качканар мы с семьей приехали в 1997 году из Кушвы. Здесь я начала работать в администрации — сначала в комитете по экономике, потом в Финансовом управлении. Начинала со специалиста, спустя шесть лет уходила с должности начальника отдела.
Потом уважаемая мною Ольга Аверина (мой учитель, замглавы по экономике) рекомендовала меня в сферу ЖКХ. С 2002 года я начала работать в УГХ (Управление городского хозяйства) в должности заместителя. Затем, когда законодательно разделили управление жилым фондом, мы с Виктором Мокеровым стояли у истоков создания управляющей компании «Наш дом». И с 2006 года вплоть до этого я работала там в должности замдиректора по финансам.
— Помните, на что потратили первые заработанные деньги?
— Я начала работать с 12 лет — мама трудилась в Леспромхозе, где была детская бригада. Мы садили лес, собирали траву. Первый заработок потратила на плюшевого мишку.
Ранний труд дисциплинирует. Представьте, какое испытание предстояло 12-летнему ребенку — встать в шесть утра, уехать с рабочей бригадой. Также это позволяет понять цену денег. Наверное, уже с первого курса я перестала брать деньги у родителей. Несмотря на то, что получала повышенную стипендию, кем мы только не работали с однокурсницами — мыли полы, в том числе. Но потом стали умнее, сдали на проводника.
— Каково быть женщиной-руководителем? Большинство ключевых постов в ведомствах Качканара — от мэрии до полиции — все-таки занимают мужчины.
— И слава богу, что это так. Я — ярый противник феминизма и матриархата. Моё кредо: мир может изменить только мужчина со своей энергетикой. Женщина хорошо смотрится и за его плечом. По-крайней мере, я люблю работать «за пиджаком», чтобы меня не было видно. Мы нужны для других целей.
— Для каких?
— Как говорят: мужчина — голова, женщина — шея. Наша задача — направлять их, подсказывать, помогать, но не более. Принимать решения должны они. Этот принцип, считаю, был хорошо реализован в нашем тандеме с Виктором Мокеровым.
— Как реагировали на вас мужчины-подчиненные?
— С ними намного легче работать, чем с женщинами. Мы, по своей природе, устроены намного сложнее. Мужчины всегда чётко понимают, а женщину сначала нужно понять, разобраться в её интересах, настроении.
Были ли случаи, когда меня не воспринимали за руководителя только потому, что я — женщина? Наверное, только в первый день.
— Можно ли быть успешным руководителем и при этом хорошей хозяйкой?
— Не верю этому. Кто говорит, что можно удачно совмещать карьеру и семью, однозначно лукавит. Когда женщина активно занимается работой, то да, она создает вид, что успевает абсолютно всё. Неправда. Семья, дети всё равно страдают. Жертвовать приходится, в первую очередь, общением с ними.
Еще одно неудобство — трудно абстрагироваться от работы, переступив порог дома. Если ты командуешь на своем рабочем месте, то поневоле начинаешь рулить и в родных стенах — там ведь тоже свое хозяйство, поэтому подсознательно ведешь себя как менеджер. Но дома надо быть просто женой. Если приспособиться к смене социальных ролей, то становится намного проще.
— Можно ли работать строго с 9.00 до 18.00? Или если ты начальник, то остаешься им круглосуточно?
— Думаю, на начальном этапе вряд ли удастся выдержать режим. Но когда налаживаешь команду и работу, то соблюдение строгого графика является признаком хорошего руководителя.
Работа исполнителей должна быть поставлена чётко, кроме, конечно, каких-то авральных дел, новых проектов. К примеру, как у нас бывает во время отопительного периода. Команда должна уметь работать без директора или хотя бы на расстоянии. Самый главный успех моей работы в УЖК — именно создание такой команды, которая сейчас справится и без меня.
— Зачем тогда нужен директор, если и без него все справляются?
— Это лидер, всеми уважаемое авторитетное лицо, который принимает на себя все управленческие решения, берет ответственность за них. Кроме этого, он является своеобразным источником энергии для своего коллектива.
Тем, кто думает, что быть руководителем — очень просто, всегда предлагаю устроить день непослушания и поменяться местами. Я, с нуля прошедшая все этапы, сделаю любую работу специалистов — начиная с бухгалтерии и заканчивая управлением. А они — мою? По статистике, только 1-2% людей могут быть управленцами.
— С этим нужно родиться или руководящий навык можно приобрести в процессе жизни?
— Фифти-фифти. Есть какие-то изначальные качества, то, что дано природой. Остальное — это наработка. На личность человека влияет абсолютно все — семья, учеба, жизненные обстоятельства и так далее. Знаю многих, кто имеет несколько образований и заканчивал разные курсы, но не все из них умеют разговаривать с людьми. У них не получается вести за собой коллектив, но при этом они — шикарные исполнители.
— Неужели вам никогда не хотелось занять директорское кресло?
— С возрастом я перестала считать себя успешной женщиной. В чем мой успех? Вот если бы я была, грубо говоря, президентом страны, успешно при этом воспитывая троих детей… А так, подумаешь, заместитель.
Своих подруг, которые сейчас не работают, воспитывают нескольких детей, ведут хозяйство/дом, в чём-то помогая мужу, живут в равновесии и согласии, разводят цветы и так далее, я считаю более успешными.
— К слову о президенте. Если бы вас назначили на этот пост, чтобы вы сделали в первую очередь?
— Выпустила закон, чтобы женщины работали по пол-дня — времени на дом и детей оставалось бы гораздо больше.
— Странно слышать из уст руководителя, что карьера — не главное.
— Как-то в школе моя дочь писала сочинение на тему: «Кем вы хотите быть». Она написала: «Не знаю, кем, но не хочу быть, как моя мама». Конечно, было больно и обидно от таких слов, но она объяснила свою позицию. Мол, мама все время училась, получила два высших образования, сделала карьеру, но от этого не стала счастливей.
Если я в свое время неправильно расставила жизненные приоритеты, то в дочь, думаю, волью правильные ценности. Уже сейчас советую ей не класть на плаху жизни карьеру. Пусть мужчины работают, они для этого природой созданы.
— Ваша дочь в этом году закончила 11-й класс. Пойдет по стопам матери или вам удалось её отговорить?
— Здесь мое влияние сказалось, несмотря ни на что. В последние годы она много занималась с детьми, была вожатой (респект клубу «Бригантина»). У неё был настрой на пединститут, но я убедила, что раз хорошо получается работать с людьми, то ей лучше поступить УрГУПС (госуниверситет путей и сообщения), который в свое время закончила я. Факультет — экономический, управление персоналом.
— Значит, все-таки будущий руководитель…
— Думаю, нет. Она — нормальная блондинка, женственна, обаятельна. Да, может быть лидером, но у неё другая мечта — заработать денег, купить грузовик и путешествовать по миру.
— И как вы относитесь к этой затее?
— Мечты надо осуществлять. Вот я сейчас в процессе — параллельно с работой занимаюсь домом. Уже обустроила огород, наконец-то сделала альпийскую горку.
— Чем запомнится Качканар?
— Каждое утро я питалась энергией от горы — окна нашей прежней квартиры выходили как раз на неё, поэтому я ежедневно выходила на балкон, чтобы взглянуть в ту сторону. Уезжала из города с большой болью. До сих пор не представляю, как буду жить без местной природы, Дворца спорта, своих тренировок, городской спартакиады.
Помню, экс-заместитель главы Алексей Гаршин в интервью вашей газете говорил, что поставил фотографию с видом города на свой рабочий стол. Я тоже сделала это в первую очередь. Если бы не муж, то никогда бы не уехала. Думала, что встречу здесь старость в позе йоги, которой занимаюсь на фоне горы Качканар. Но, как говорят, ты предполагаешь, а жизнь располагает.
— Каждый человек однажды встает перед выбором. Либо оставить всё, как есть, либо кардинально всё изменить. Вы за какой вариант?
— Нельзя упускать возможности. Особенно в молодости. Как говорит моя мама: замуж нужно выходить столько раз, сколько зовут. Также и тут. Использовать нужно все шансы, которые дает жизнь. Каждый день — это определенная развилка, где нужно делать выбор. Но чем старше, тем чётче должны быть решения. Нужно тщательно оценивать все плюсы и минусы. Но хуже всего — это жалеть о нереализованных проектах.
Елена Ходырева