Алексей Гаршин, бывший первый заместитель главы Качканара: «Вероятно, была международная договоренность»
В 2009 году отвечал за диверсификацию экономики и, в частности, прорабатывал проект добычи скандия. Сейчас работает первым заместителем генерального директора авиакомпании «Полет»
Производство скандия планировалось намного раньше моего приезда в Качканар. Когда я приехал и стал анализировать возможности диверсификации экономики города — получения нового дохода и создания рабочих мест, то этот вариант стал одним из нескольких стратегических направлений.
Мы знали, что ранее, еще до меня, на предприятии была создана лаборатория и получен оксид скандия, который потом успешно прошел экспертизу в Москве. Лабораторию закрыли, но причины мне неизвестны — они остались слухами. Так как это — частное производство, частная компания Евраз, то навязывать им свою идею мы не могли — тему озвучили руководству компании и областным властям. Но собственник шламохранилища, по каким-то независящим от нас и неизвестным причинам, не захотел создавать предприятие. Вероятно, это была международная договоренность, чтобы качканарский скандий не обрушил мировой рынок, может еще что-то. Можно только фантазировать, но проект, так или иначе, не пошел.
Знаю, что еще до меня в Качканар приезжали иностранцы и также делали замеры. Однако эти отвалы входят в стратегический резерв и находятся под федеральной охраной — никого из чужих туда пустить не могли. Что происходит в этом мире сейчас — не имею понятия, потому что не живу в Качканаре уже два года.
Информации или опасений о возможной экологической проблеме у нас не было — не думаю, что опасность выше, чем просто добыча железной руды открытым способом. На тот момент никаких опасений не было. Кроме того, хотели развивать параллельно горнолыжный курорт, а с «убитой» экологией никакой речи о нем быть не могло.
Статья из КЧ №52 от 25.12.2013
Смотрите также:
— КГОК. Шламы. Скандий. Китайцы. Серная кислота
— Последствия разработки скандия из шламов: «море кислоты»
— Перспективы добычи скандия из шламов КГОКа
— Андрей Шенк: «Спрос на редкоземельные металлы будет расти»