Неразорвавшийся снаряд
Вот уже 70 лет я живу одной мечтой — увидеть могилку отца, который все 900 дней боролся с врагом и защищал родной Ленинград, откуда наша семья была эвакуирована на Урал
Этому, видно, не суждено произойти. Я до сих пор храню дорогие моему сердцу документы от отца: письма, справки о ранениях, похоронку, лист о наградах. На протяжении последних семи лет систематически посещаю школы, провожу уроки мужества для подрастающего поколения, в которых рассказываю о тех бедах, которые выпали на долю детей войны. Вместе со школьниками вспоминаю тех, кто погиб, защищая родину, а также тех, кто остался жив и сделал нашу жизнь счастливой.
Читателям КЧ, в свою очередь, хочу показать письмо отца, отправленное нам в далеком мае 1944 года. В другом письме (уже от 1943 года) есть такие слова: «Если и умру, то за меня краснеть не будешь».
Да, наше поколение, которым уже по 76 лет и больше, хорошо помнит норму хлеба по 125 и 250 граммов, а иногда и вовсе пустой стол, из еды на котором только чай с кусочками соли. Время идет. Мы всё пережили, но вот в душе у многих детей войны:
«…Обстрел покоя больше не нарушит.
Сирены по ночам не голосят…
Блокады нет. Но след блокадный в душах,
Как тот неразорвавшийся снаряд.
Он может никогда не разорваться,
О нём на время можно позабыть.
Но он в душе у нас, детей войны,
И нет сапёра, чтоб снаряд тот разрядить…»
Всем ветеранам — низкий поклон от нас. Здоровья вам! Тем, кто погиб — вечная память…
Ада Кокшарова, дочь погибшего командира,
майора Степана Алексеевича Иванова