«В пять лет прочитать книжку о смысле жизни». Интервью с методистом библиотеки

Ольга Радченко, методист городской библиотеки имени Селянина

На радио «Мастер FM» прошла передача «Роман с книгой»

Антон: Сегодня мы немного отойдем от традиционных наших правил и поговорим не о каком-то отдельно взятом произведении, а, если можно так выразиться, целом жанре произведений. В гостях у нас Ольга Радченко, методист городской библиотеки имени Селянина. Добрый день вам, точнее, доброе утро.

Ольга: Здравствуйте!

Инна: Здравствуйте, здравствуйте, кстати, замечательное утро, светит солнце.

Антон: А говорить мы будем сегодня о детской литературе. Давайте сразу проясним, что такое детская литература?

Ольга: Ой, ну это целый мир. И не только для детей. Мир для мам, пап, бабушек и дедушек. Если говорить о мире современной детской литературы, то, конечно, он поразительно яркий, многогранный, удивительный, иногда даже очень неожиданный, т.е. я могу говорить об этом бесконечно…

Инна: Ну, понятно, видно, что Ольга вовлечена в этот процесс.

Антон: Вот как следует из энциклопедии, детская литература предназначена для детей до 15-16 лет. Вот согласны ли вы с верхним порогом аудитории?

Инна: А если я себя чувствую ребенком в 30?

Ольга: Я все чаще и чаще, могу вам сказать, что появляются у нас книги, которые идут с пометкой от 0 до +99.

Инна: Да вы что? То есть интересны всегда, в любом возрасте?

Ольга: Да, есть и такие книги. И каждый человек найдет в своем возрасте что-то такое, что его тронет на его уровне развития. И, кстати, с такими книгами я пришла сегодня.

Антон: Вот сегодня вы с ними нас обязательно познакомите, чуть позже. А вопрос следующий к вам: всю ли детскую литературу можно считать развивающей? Или все-таки какая-то развлекательная, а какая-то развивающая?

Ольга: Ну, конечно, есть развлекательная литература, но, если, философствовать по этому поводу, то вы обязательно найдете здесь такое зерно разума, педагогическую такую ноту. И в развлекательной литературе, можно найти массу полезного. При провождении мамы с ребенком, если они хохочут вместе, значит, они общаются, рождается самое главное между ними.

Антон: То есть уже какая-то социальная роль в литературе, может быть даже в развлекательной.

Инна: Около года назад, произошел скандал, который был связан с детской литературой, наверняка вы наслышаны. В книжном магазине Екатеринбурга обнаружили книги по половому воспитанию 8-12 лет. Скажите, должна ли вообще подобная литература существовать для детей и есть ли такая в нашей библиотеке?

Ольга: Есть книги по половому воспитанию разных авторов. Книги с картинками.

Инна: Ну, прямо нацелены для детей. Детская аудитория, правильно?

Ольга: Конечно. Вы знаете, если погрузиться в мир детской литературы, то я вам как мама трех детей могу сказать, что тема о половом воспитании, о сексе, о рождении детей, не самые животрепещущие темы, которые можно с опаской предложить ребенку, есть и другие книги, которые мы, библиотекари, не каждому ребенку предложим, и покажем не каждому родителю. Есть родители, которые вообще не готовы обсуждать тему смерти с ребенком, смысла жизни.

Инна: Действительно, он только родился, начинает познавать жизнь, а тут…

Ольга: Приходят у нас иногда книги о половом воспитании, которые вызывают не однозначную реакцию у нас, у библиотекарей.

Антон: Успокойте нас, скажите, что вы их читаете.

Ольга: Обязательно читаем (смеется). Ну, например, на счет скандалов в прошлом году, была такая книга «С кем бы побегать?» Вы не слышали это? Это замечательная книга, мы, библиотекари называем «полосатая серия», на самом деле эта серия называется «вот это книга». К сожалению, навскидку не скажу автора. Это не наш автор…

Инна: Ну, а что за содержание в этой книге?

Ольга: Тема наркотики. Потрясающая книга. Я сама её прочитала, вместе со своим сыном-подростком. Не один раз мы о ней беседовали, когда я рассказала, что родительский комитет, выдвинул предложение убрать эту книгу, запретить, то я была против этого решения. Да, вот это как раз тема пострашнее полового воспитания.

Инна: И не однозначно с одной стороны, вот родительский комитет выступил против, может быть нашли там одно-два слова, которое их, собственно говоря…

Ольга: Очень ярко и реалистично описана эта проблема, без прикрас.

Антон: А на какой возраст вот эта книга?

Ольга: Подростковый, там история брата и сестры. Брат наркозависимый и они не из благополучной семьи, без родителей. Сестра пытается извлечь его из этого мира, т.е. все, на что она идет – ради брата, вот все как есть, так и написано.

Инна: Ведь это уже более подростковый возраст? Вы говорите, что со своим ребенком даже читали. А если говорить о более маленьких детях? Вот насколько значима детская литература в таком возрасте?

Ольга: Конечно, все мы помним Паустовского, Барто, Зощенко и Маршака.

Инна: Особенно Барто!

Ольга: Ну, знаете, Барто еще, наверное, никто не перешагнул.

Инна: А что, пользуется популярностью по-прежнему?

Ольга: Обязательно. Школьную программу никто не отменял. Первоклассники с удовольствием приходят к нам на программу, называется «Про тебя и про меня». И мы как раз говорим о том, что нее смотря на то, что жила она сто лет назад, родилась сто лет назад, но стихи «Про тебя и про меня». Ничего не изменилось в детском мире, и портфели, и школа. И все читают, конечно же. Ну и на смену тут, конечно, другие авторы и другие темы. Более разнообразные и даже более смелые.

Инна: Мне даже интересно, что за смелые темы? Я хочу сказать, что это от времени все-таки зависит, наверное, да? XXI век, 2014 год, дети немного изменились. Как вы считаете?

Ольга: Изменились. Вот могли бы вы представить, что в пять лет вы хотели бы прочитать книжку о смысле жизни?

Инна: Я? Нет!

Ольга: Вот. Она есть и пользуется спросом у нас единственная в библиотеке. Называется «Кораблик любви». Написана простым детским языком, а для чего живем, для чего мы рождаемся, какой смысл в моем существовании? И там всё прекрасно написано.

Антон: А, по-моему, можно про смысл жизни ребенку объяснить на примере «Винни-Пух и все, все, все». Вот у Винни-Пуха — у него мед, у тигра — попрыгать на хвосте, как вариант. Это вопрос все-таки педагогики, как вы упомянули школьные моменты. Не так давно опубликовали постановление «100 рекомендованных книг для прочтения школьникам». Насколько правильным, вы считаете навязывать школьникам, что им читать?

Ольга: Здесь, наверное, не вопрос навязывания. Я считаю, что в каждом государстве, уважающем себя, должен быть такой список. Насколько он будет адекватным и объективным, мы, наверное, к этому вопросу вообще можем не прийти, потому что, сколько людей — столько и мнений. Но, тем не менее, эти списки есть, есть списки наших авторов, зарубежных авторов. Ну, я смотрю, есть, что в этих списках почитать. Конечно, мне хочется еще и еще включить.

Инна: Но что там сто, действительно, но я прочитала сто, может быть мне хочется двести.

Ольга: Но, тем не менее, должно быть какое-то направление тех книг, которые должен каждый прочитать и знать.

Инна: Скажите, пожалуйста, а насколько сейчас популярна детская литература в библиотеке?

Ольга: Популярна. Ну, если вас интересуют цифры, я могу даже сказать цифры. У нас два абонемента: мы разделяем людей младшего школьного возраста и старшего школьного возраста. Младшие приходят до 5 класса, и дошкольники и детсадовцы и мамочки, которые только что родили, и, с пятого класса и старше. Если в младшем абонементе всегда читали больше, оживленней и шумно, дети играют и учат уроки. В среднем, в день приходят около 50 школьников, не считая организованные классы, если они приходят к нам на мероприятия. Я честно вам скажу, не все приходят туда за книгой, кто-то поиграть, кто-то пообщаться, кто-то взять книгу и принести обратно, пусть так. Но цифры говорят, что сто книг на младшем абонементе выдаем, на старшем — в два раза меньше, но там и ребята более загружены, у всех доп. образование. Эта ситуация была всегда.

Антон: Более подкованы в интернете.

Ольга: Конечно, электронные книги никто не отменял.

Антон: Уйти от этого мы не сможем. К сожалению или к счастью. А вот такой вопрос, какие книги, по вашему опыту, предпочтительнее сейчас? Зарубежные или отечественные? Ганс Христиан Андерсен или Агния Барто, про которую мы сегодня тоже уже говорили?

Ольга: Не могу сказать ни про тех, ни про других однозначно, что нужно всё. Ну как вы выживете без Ганса Христиана Андерсена? Ну, никак.

Инна: Стойкий оловянный солдатик и вот что всплывает сразу, да?

Ольга: И в детстве бывает интерпретация что он и деревянный и стойкий (смеется).

Инна: Главное, что ребенок понимает, что он хочет и всё.

Ольга: И Барто, и Андерсон будут существовать, мы не будем же рассуждать на тему умрет ли театр, если появилось кино? И жизнь показывает, что жизнь не умирает и имеет право на существование.

Звонок в студию. Вопрос от слушателя в аудиоверсии программы.

Ольга: У каждого ребенка путь к книге свой. Дети приходят, методично берут то, что задали и уходят. «Здравствуйте, До свидания». Некоторых, наоборот, не интересует школьная программа, «а дайте что-нибудь веселенькое, журналы». Есть такие, которые годами могут к нам ходить, листать журналы, делать домашнюю работу, общаться, но книги домой не брать. Но, что я хочу сказать, рано или поздно такие дети начинают читать. Они видят, что дети приходят, делятся впечатлениями, тут же проходят какие-то мероприятия. Во-вторых, библиотека называется на профессиональном языке – это громкие чтения. Каждый день библиотекарь читает вслух детям, ну что-то там по теме, сегодня у нас День кошек, а давайте-ка прочитаем стихотворение про котят, назовем знаменитых книжных кошек, тут же викторина, загадки. Потом у нас и мультики показывают и экранизации фильмов. Рано или поздно дети начинают читать. И даже если мы возьмем саму пессимистичную ситуацию, что, закончив школу, он так и не подойдет к книге, я буду очень счастлива, что своему ребенку он скажет: «Знаешь, я вообще вырос в этой библиотеке».

Инна: Мужчина говорил, что ребенок на тройки скатился, может быть он все свое время в библиотеке оставляет? Вот вы ранее озвучили, что там даже уроки делают ребята.

Ольга: Делают уроки. Мы, конечно, не даем болтаться детям в библиотеке просто так. Для этого у нас очень много сил положено и организовано пространство. Есть у нас и детский уголок, где они играют, игрушки, есть и столы, где они могут читать, есть укромные уголки с креслами, где они могут посидеть в тишине в одиночку. Есть дети, которые любят мастерить и для этого, пожалуйста, детский читальный зал. У нас там работает замечательный человек Татьяна Владимировна, и мастерская «1,5 жирафа» абсолютно бесплатно после обеда принимает всех детей. Они что только там не делают, и лепят, и вырезают и рисуют, это тоже неотъемлемая часть детства. Если он после школы пойдет и сотворит очередное произведение искусства, то это тоже польза. И читаем мы с ними обязательно. Я хочу успокоить папу позвонившего, пусть ребенок и дальше ходит в библиотеку. Если родители ограничивают время провождения в библиотеке, то можно позвонить нам по телефону 6-02-99. Всех, как мы называем, библиотечных детей, мы знаем в лицо и по именам, и мы будем ему говорить: «Так, твои родители уже беспокоятся, иди домой, делай уроки, и приходи завтра».

Инна: Сейчас хотим поговорить о новой литературе. Конечно, Ганс Христиан Андерсен и Агния Барто — это замечательно, но давайте поговорим о чем-то современном, новом, о чем я не знаю и Антон.

Ольга: Мне было безумно трудно выбрать книги, хотелось прийти и взять сразу.

Антон: Я смотрю, книги не отечественные.

Ольга: Нет. Значит, Марджери Уильямс, это английская писательница и её книга «Плюшевый заяц или как игрушки становятся настоящими». Почему я взяла эту книгу? Ну, вот закончилась зима и для нас, для детской библиотеки, именно эта зима останется в памяти именно с этой книгой. Пришла она к нам около года назад, может быть чуть больше. И очень тихо стояла на полке, говорила шепотом, лишь изредка, попадая в руки читателям. Хоть мы, библиотекари, понимали, что это потрясающая книга, замечательная сказка, но как-то бывают книги, о которых не сразу начинают говорить. Есть книги, которые приходят сразу и исчезают с полок, мы сами не можем её найти, да я её видела где-то, но вот она появится и прочитается сразу. Эта стояла долго, мы её предлагали. Вот ее посмотрят и откладывают на место. И вот она заговорила, заговорила замечательно. Конечно, не обошлось без нашей читательницы, есть у нас такая волонтер, библиотекарь Овчинникова Ирина. Её голосом мы сделали мероприятие, приглашали ни один первый класс, даже, по-моему, второй у нас был. Потрясающая книга.

Антон: И после этого она пошла в народ.

Ольга: Сказке сто лет уже. Но ее мало кто знает, но эта сказка, которая можно читать и детям, и взрослым.

Инна: А можно подержать в руках? Так, «плюшевый заяц или как игрушки становятся настоящими». Слушайте, во-первых, картинки классные, красивые. Стильные, я бы сказала, сейчас можно выражаться такими словами. Кстати, тоненькая.

Ольга: Ну, да, вы за вечер с ребенком ее осилите, я думаю, но разговор будет не на один вечер. История о том, как игрушки действительно становятся настоящими. Началась история в Новый год. Мальчику подарили кучу игрушек и вот одна из игрушек действительно стала настоящей. Что такое «настоящая» вообще, для ребенка объясняется на простом детском языке, на примере игрушки. Вот взрослый, я её читала и видела как многие родители, вот на глазах слезы наворачивались просто (неразборчиво). Заяц спрашивает у старой лошадки, которая давно живет в этой детской не одно поколение, что значит быть настоящим, она говорит, что от новых, блестящих игрушек очень быстро устают. Они ломаются, у них много острых углов, а внутри у них пусто. А настоящими становятся те, с которыми не просто играют, а которых любят, целуют, прижимают к сердцу крепко-крепко. И заяц спрашивает, а как это по волшебству, они становятся раз и настоящими? Нет, за то время пока ты станешь настоящим и шкурка у тебя вытрепится, и усы облезут с хвостом. Но для того, кто тебя любит, ты всегда останешься новым и красивым. Потому что ты станешь для него настоящим. Это и о любви тоже, когда ты любишь кого-то и для тебя он настоящий и в 20 лет, и в 70, вот он такой, каким ты его видел, каким ты его полюбил. Замечательная история.

Антон: Мне кажется, с этой книги можно начать целый уик-енд для ребенка. Прочитать книгу, поговорить, а затем, если вы помните, есть трилогия игрушек, которая во многом по смыслу совпадает.

Инна: А что за вторая книга?

Ольга: Так, ну вторую книгу я выбрала весеннюю. И, конечно же, она о любви. Вообще 1 марта был всемирный день кошек, которую год в библиотеке празднуем, делаем поделки с ребятами, и я вот принесла, что ни на есть кошачью историю. Написала ее японская писательница Якосана. Написала она её давно, книжка даже старше меня, но она тоже пока мало известна. Пришла она к нам в библиотеку и мы этому очень рады. Сказка про кота: обыкновенный полосатый кот, а необыкновенным он был, потому что он мог возрождаться и жить миллион раз. И был он у короля и у старушки. Он перерождался, хозяйкой его была обыкновенная девочка, и шут, и вор, в общем, каждый раз он миллион раз умирал, миллион раз возрождался. Как кот, который гулял сам по себе, он рассмотрел мир, видел приключения, помимо того, что он никогда никого не любил. И вот однажды, когда он решил прожить жизнь без хозяина, в свободной жизни он вдруг встретил самую обыкновенную белую кошку. Что-то в ее глазах ему приглянулось. И вот он подошел к ней, даже хотел сделать сальто перед ней и сказать: «Вот знаешь, я когда-то жил в цирке». Подойдя он сказал: «Я миллион раз умирал, а можно я останусь с тобой навсегда?»

Инна: Как замечательно.

Ольга: Да. И кошка родила ему много котят, и были они счастливы.

Инна: Даже семейная немного история такая? Т.е. пришло время, кот наконец-то нагулялся (смеется).

Ольга: Когда котята выросли, стала она по-старее и стала мурлыкать уже по-нежнее. И вдруг она стала неподвижной и он понял, что кошка умерла. Больше всего в жизни кот не хотел расставаться ней, и настало утро, вечер, день, а кот плакал и не переставал плакать. Он лег рядом с кошкой и стал навсегда неподвижным.

Инна: Понимаю, что история такая на слезу пробивает, вы сами уже практически плачете, я думаю наши слушатели тоже. Но это правильно, все время пробуждать в ребенке именно такие чувства? Чувства жалости, чувства любви. Наверняка, нужно читать что-то помимо вот этой литературы, что-то развлекательное, правильно?

Ольга: Обязательно. Говоря даже вот об этом полосатом коте, тут вообще кучу тем можно развить. Что такое любовь и вообще есть ли смысл жить десять раз?

Инна: Я понимаю, мало прочитать, надо как-то попытаться, проанализировать с ребенком то, что прочитали.

Ольга: Да, вот о чем я еще не сказала. Вот большинство книг, которые написаны с пометкой «для чтения взрослыми детям», это не зря редакция ставит для чтения взрослыми детям. Чтобы ребенок не оставался один на один с этой книгой. Слог такой Японский, краткий, мелодичный, но не многословный. Здесь между строк с ребенком нужно разговаривать, услышать темы, что он тебе говорит, а говорят они с удовольствием, что ему понравилось, что нет.

Антон: С удовольствием задают вопросы.

Ольга: Миллионы.

Инна: В этом уже, наверняка, многие родители убедились.

Антон: Вот на примере книги мы понимаем, что любое произведение многогранно и к каждому нужно подходить по особенному как-то, с разных сторон. На этом у нас «Роман с книгой» завершен. Ольга, спасибо, что к нам пришли.

Инна: Я бы сказала, что роман с книгой, роман с литературой. И конечно какой-то призыв хотелось бы от вас, Ольга Михайловна, нашим родителям, дети которых еще пока не ходят в библиотеку, может быть сидят в интернете или как-то по-другому проводят свое время.

Ольга: Ну, моя любимая фраза, которую я всегда говорю родителям, что лучшая книга для вашего ребенка — это книга прочитанная вами. Вы меня еще раз пригласите, я приду с веселеньким, почитаю смешные веселые книги и историями поделюсь. Ну, я считаю, что каждый родитель должен определиться, что читать своему ребенку. Для этого есть мы, библиотекари, приходите, мы вам посоветуем, расскажем, но выбирать все-таки вам.

Инна: Спасибо за то, что пришли и уделили нам время!


Аудиоверсия интервью:

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Когда-то считалось, что лучший подарок — это книга. Недавно я произнес эту мысль одной знакомой, которая выбирала подарок имениннику. Фраза вызвала у нее недоумение и даже на дне рождения она упомянула эти мои слова, которые стали поводом для саркастических шуток… Жаль. Если б книгу и сегодня можно было дарить всем и люди считали это за честь, то это могло б сэкономить немало средств.

  2. Аватар Левая палочка Твикс:

    Мда,стрюк,ну и знакомые у тебя… Интересно,а они твою ахинею в газете читают? ‘сэкономить немало средств’,а что,мамкиной пенсии перестало хватать?

  3. Аватар zliuka:

    Книжки по цене нынче идут наравне с китайскими духами, и даже дороже. Срюк-вонючка можешь их в подарок покупать laugh Хотя тебе и на них денег не хватит laugh Но советовать всё же можешь 😡 laugh

  4. 53771 wrote:

    Когда-то считалось, что лучший подарок — это книга.

    Когда то и грампластинка была отличным подарком. Сейчас — разве что для немногочисленного племени аудиофилов, но им еще попробуй угоди. smile
    Книга, в понимании как «пачка бумаги с напечатанным текстом», потихоньку уходит, уступая место электронным читалкам и т.п.

  5. Аватар }{AM:

    Когда то и грампластинка была отличным подарком. Сейчас — разве что для немногочисленного племени аудиофилов, но им еще попробуй угоди.
    ой да ладно, у тебя же получилось! 😉

  6. Аватар Левая палочка Твикс:

    Владимир,это твое мнение. Мне же нравится держать в руках не электронную пластмасску,а нормальную книгу.

  7. Аватар Человек:
    53771 wrote:

    уступая место электронным читалкам

    А анекдот
    — Давайте ему книгу подарим.
    — Не, книга у него уже есть
    перестает быть анекдотом.

  8. 53771 wrote:

    Владимир,это твое мнение. Мне же нравится держать в руках не электронную пластмасску,а нормальную книгу.

    Так кто бы спорил… Мне, например, приятно взять с полки фотоаппарат прошлого века, поглядеть в видоискатель, пощелкать затвором… И таких аппаратов целая полка. Но снимать я, как и подавляющее большинство, буду не на пленку, а на цифру. Хотя, порой, и возникает желание купить пленку, реактивы и «тряхнуть стариной».
    А вот домашнюю библиотеку я большей частью отдал в общество инвалидов, меньшей — убрал в кладовку. Потому, что мне гораздо проще и быстрее найти нужное произведение или справочник в интернете, а внешний вид «полки с корешками» меня не возбуждает.

  9. Аватар львица:

    Да, что тут не светится… 8) На чужих костях карьеру не строить, всех старых работников повыживали…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.