«Худшие дороги за всю историю Качканара». Куда утекает наш транспортный налог
Ежегодно каждый качканарский автомобилист платит транспортный налог — от 2000 до 6500 рублей. Эти деньги оседают в области и федерации, а Качканар остаётся у разбитого корыта. Итог — дороги разрушаются, законодательная машина продолжает высасывать деньги из наших карманов, на ремонт дорожного полотна выделяются сущие копейки, а местные чиновники в бессилии разводят руками и уже даже ничего не обещают. Крайними остаёмся мы — автовладельцы, которым все чаще приходится заруливать в автосервисы и опустошать свои кошельки
«Налоговые объедки»
19.500 — именно столько машин, по официальной статистике, передвигаются по убитым качканарским дорогам. Даже при сухих подсчетах, что владелец каждой из них отчисляет по 2.000 рублей в качестве транспортного налога, то получается внушительная сумма — 39 миллионов рублей ежегодно.
Сегодня эти платежи полностью уходят в область и федерацию. Качканару не остается ни рубля. Если раскатать губу и предположить, что эти миллионы станут оседать в качканарском бюджете, то дорожная проблема в нашем городе решится одномоментно. Этих денег хватит на то, чтобы капитально перестелить дорожное полотно на двух-трех улицах — и так каждый год.
— Но этого никогда не будет, — обрывает рассуждения на полуслове местный чиновник, работающий в сфере ЖКХ. — Сегодня многие задаются вопросом: «Почему мы платим налог, а дороги в городе не ремонтируются»? Да потому что мы подчиняемся федеральным законам! Москва не позволит оставить себя без денег, поэтому основные налоговые платежи — от налога на прибыль от добычи полезных ископаемых (который платит Евраз за работу в Качканаре) до транспортного налога — стекаются в федерацию. Нам, малым городам, остаются только налоговые объедки.
Дорожные фонды
Ситуация, объясняют коммунальщики, осложняется тем, что если до 2002 года транспортный налог был целевым — его можно было потратить только на дороги, то сейчас никаких рамок нет — регионы тратят эти деньги по своему усмотрению. Несколько лет назад маленьким городам кинули спасательный круг — разрешили создавать специальные дорожные фонды.
В Качканаре такой фонд появился в прошлом году, рассказывает спикер городской думы Геннадий Русских. Однако по факту он оказался формальностью — сегодня его формируют за счет акцизов на бензин и некоторых других отчислений, но итоговая сумма остается без изменений — как тратили 33-35 миллионов рублей ежегодно на содержание городских дорог, так и продолжают тратить.
Со стороны кажется, что это много — хватит, чтобы отремонтировать Гикалова, да еще и на капремонт Энтузиастов останется. Но львиная доля денег, говорят в администрации и думе, уходит на содержание — вывоз снега, летнюю уборку и так далее. То, что остается, спускают на ямочный ремонт.
Любые просьбы о дополнительном выделении финансов натыкаются на равнодушную броню: «Денег нет».
— Попробуй зайти к финансистам и попросить денег. На любую подобную просьбу присылают отписку: «На данный момент дополнительных источников финансирования в бюджете не имеется и выделить средства не представляется возможным» (чиновник зачитывает вслух документ, который получил на днях в ответ на просьбу о выделении денег на благоустройство города).
Пробравшись сквозь несколько абзацев унылых формулировок, он переводит с чиновничьего языка на русский — «в общем, денег нет и вряд ли будут».
Фамилия-заклинание
Денег на капремонты можно добиться, попав в какую-нибудь областную программу. Но если просканировать документы, опубликованные на сайте различных министерств, то складывается впечатление, что Качканар — один из самых богатых городов области — занимает в области роль невидимки. В списке реконструкций и капремонтов дорог на 2014 год, который был составлен в рамках дорожных фондов, наш город не фигурирует — зато там есть Кушва, Верхотурье, деревни более мелкого пошиба.
Уже полгода наши чиновники и депутаты, отвечая на вопросы журналистов и населения, кивают головой в сторону областного правительства и произносят фамилию-заклинание «Паслер», имея ввиду обещание председателя областного правительства Дениса Паслера.
В сентябре прошлого года он прилюдно, под прицелами видеокамер, пообещал жителям Качканара выделить в 2014 году 120 миллионов рублей на ремонт трех дорог (Гикалова, Энтузиастов, Свердлова). «Четверг», проведя небольшое расследование совместно в депутатами заксобрания, еще несколько месяцев назад озвучил вердикт — ремонта нынче не будет. Несмотря на это, сотрудники мэрии и УГХ по-прежнему продолжают кормить город обещаниями, что «вот-вот» и «ремонта начнется». По факту же — на календаре середина мая, а область до сих пор не получила от наших чиновников проект на ремонт нужных улиц. Без него денег — не видеть.
В городе сегодня 108 километров дорог, сюда же включены Валериановск с Именновским и частный сектор. Интенсивно эксплуатируется только 36 километров. Всего в городе 19.500 автомобилей. Если посчитать, что длина одной машины, в среднем, четыре метра, то из всего качканарского транспорта можно составить змейку протияженностью 90 километров.
Ремонт Гикалова
— Капремонт… — вздыхает замглавы по ЖКХ Владимир Зюзь. — Дело в том, что мы завязли в экспертизе из-за одного слова. Заменили словосочетание «капитальный ремонт» на «реконструкцию» — потому что планировали сделать дополнительную третью полосу (протяженностью 150 метров от перекрестка у «Кедра»). А там уже нужна была другая экспертиза. Никто не знал, никто не подсказал.
Повторные лабораторные испытания, по его словам, уже провели, обновленный проект отдали на повторную экспертизу в Екатеринбург. Результаты должны озвучить «примерно через две недели». Дырявую, как решето, Энтузиастов ремонтировать в этом году точно не будут — ограничатся заделыванием ямок щебнем. Есть шансы, говорит замглавы, что деньги выделят на реконструкцию Гикалова — от 13 до 17 миллионов рублей.
На резонный вопрос журналиста: «Областной бюджет уже сверстан, все деньги распланированы. Кто выступит спонсором ремонта?», отвечает: «Раз Паслер пообещал, то он придержал для нас деньги».
В других коммунальных инстанциях про 120 миллионов вспоминают с меньшим энтузиазмом:
— Это космические деньги и нам никто их не обещал, — теперь говорит замначальника УГХ Анатолий Мамаев. — Нас просто спросили, сколько в идеале требуется средств на все дороги, и мы приблизительно просчитали.
Чиновники вспоминают, что когда Паслер приезжал в Качканар, то отметил, что «дороги у нас нормальные — не хуже, чем в других городах Северного округа, потому что мы все подвержены проблеме обводнения дорог».
«Совет директоров»
Есть еще один способ решить дорожную проблему, которую команда Сергея Набоких почему-то не рассматривает — это перемотать время на 2006-2007 годы и воспользоваться опытом предшественника, мэра Анатолия Калугина. В его бытность, вспоминают эксперты КЧ, существовал совет директоров.
— Туда входили руководители почти всех крупных предприятий — КГОКа, Металлиста, Ремэлектро, ЖКХ, Горэнерго…, — вспоминает Николай Шушпанов, экс-руководитель предприятия «Монолит», которое специализировалось на дорожных ремонтах.
Участники «директорских встреч», которые проводились с подачи мэра, вспоминают, что в ходе дискуссий решалось очень много дорожных вопросов.
— За годы правления Калугина фирма «Магистраль» под руководством Владимира Огибенина оказала городу благотворительность примерно на 23 миллиона рублей — это точная цифра, — говорит Николай Шушпанов. — Только 1,8 миллионов ушло на ремонт улицы
Крылова. Потом клали плитку на площади перед администрацией — потратили гораздо больше денег, чем получили от мэрии. Потом дорога в сады, дорога на Именновский (до 39 километра)… Свою лепту, думаю, вносили и Металлист, и Ремэлектро.
Сергей Липатов — бывший замглавы по коммуналке — застал тот период. Экс-чиновник вспоминает, что руководители предприятий нормально относились к просьбам помочь и не воспринимали обращения мэрии как попрошайничество:
— Как к тебе относятся — так и работа идет, — комментирует он. — В бытность Калугина был совет директоров, а сегодня — совет малого предпринимательства. Разницу чувствуете? Это не говорит, что с малым и средним бизнесом не надо работать — надо, но не только с ними. Не знаю, какие сегодня у главы отношения с директорами предприятий, но изначальная позиция Сергея Набоких — город отдельно, а комбинат отдельно — была, на мой взгляд, неверной тактикой.
Анатолий Мамаев из УГХ:
«Сегодня наши дороги в самом худшем состоянии за всю историю Качканара. Ещё в прошлому году всё было не так плохо»
Транспортный налог
Количество машин в Качканаре по данным УГХ
19 500 — личный легковой транспорт,
3 000 — иногородний легковой — приезжают в гости или едут транзитом
Налог платят не все: на налоговом учете в Качканаре стоят только местные владельцы транспорта мощнее ста «лошадей»:
- 2011 — 9926
- 2012 — 12407
- 2013 — 14780
Ставки транспортного налога с каждым годом снижаются. За одну лошадиную силу своего авто владелец автомобиля мощностью
от 100 до 150 л.с. платил:
- 2011 — 19,10
- 2012– 13,40
- 2013 – 9,40
Ставка не изменится до 2017 года
Сколько налога собрали с автовладельцев в Качканаре:
Еду и думаю: «Какая прелесть! Как на аттракционе!»
Владимир Зюзь, замглавы по ЖКХ
«Плохо везде»
— На мне числится две машины. Одну («Ниссан» 1998 года выпуска) еще восемь лет назад отдал старшему сыну, на второй — УАЗик — передвигается младший. Транспортный налог не платим, потому что их двигатели — менее 90 лошадиных сил. До того, как поправки вступили в силу, я платил примерно 2300-2400 рублей в год за каждую.
Сейчас у меня личного транспорта нет, но в этом или следующем году планирую приобрести какую-нибудь подержанную машину.
Если купим, то запишем имущество на жену — потому что пенсионеры освобождаются от транспортного налога, если двигатель их машины менее 120 лошадиных сил.
Как мне езда по качканарским дорогам? Всё познается в сравнении. Если передвигаться только по Качканару, не выезжая за пределы города, то состояние дорожного полотна тянет на «троечку», где-то, может, и похуже. Если сравнивать с другими уральскими муниципалитетами, то можно смело ставить «четвёрку» — даже в сравнении с Кушвой, которую хвалят, или Нижним Тагилом.
Недавно мы ездили в Пермь с водителем, он не даст соврать, так там вообще невозможно проехать — хотя, вроде, это областной город. Плохо везде. Это вопрос российского масштаба.
Елена Беляева, директор ООО ЖКХ (компания, в том числе, занимается ямочным ремонтом дорог)
«Из мизера денег — конфетку»
— Я за рулём никогда не ездила, передвигаюсь на служебном автомобиле в роли пассажира. В нашей семье есть машина, транспортный налог платим, но сумму подсказать не смогу — я освобождена от уплаты как пенсионер, платят близкие.
После весны состояние качканарских дорог, конечно, безобразное. Но с мнением некоторых качканарцев, что деньги на ямочный ремонт тратятся неэффективно, я не согласна. С его помощью дорожное полотно можно более-менее привести в чувство. Мы за миллион рублей делаем так, чтобы по этому участку можно было проехать, в то время как на капитальный ремонт потребуется уже 20 миллионов, которых сегодня нет в бюджете.
Претензии от жителей, какие-то неприятные высказывания в свой адрес — мол, почему дороги такие плохие — я, как руководитель компании, слышу часто. Пытаюсь аргументировать, но не всегда получается. Даже когда в газете «Четверг» читаю, что мы закапываем деньги в асфальт, мне тоже становится очень обидно. Я всем всегда говорю: придите и поработайте здесь, попробуйте сами сделать так, чтобы всё было хорошо. Тогда вы поймете, что мы не закапываем бюджетные деньги, а стараемся сделать из того мизера, который даётся, конфетку.
Сергей Липатов, занимал должность замглавы по ЖКХ с 2007 по 2010 годы, работал при Калугине и при Набоких, потом пробовал стать мэром — участвовал в праймериз, сейчас возглавляет торгово-промышленную палату
«Совесть надо иметь!»
— Каждый день езжу на машине «Hyundai Tucson», ежегодно плачу примерно 3500 рублей в качестве транспортного налога. Как мне на такой хорошей машине передвигаться по Качканару? От езды по нашим дорогам она стала уже нехорошей — подвеска бренчит, всё бренчит…
За пять лет в городе не отремонтировали ни куска дороги — совесть-то надо иметь! Одними заплатами дорожное полотно сегодня уже не спасти. Дороги нужно поддерживать каждый год — делать хотя бы понемногу. Ждем, когда выделят обещанные 120 миллионов? Да их не дадут! А если и дадут, то растянут лет на пять — такими темпами этих денег не хватит даже на заплаты.
Еще пять-шесть лет назад дороги в городе строились. Вспомните Свердлова, Крылова… Потом Демский клал асфальт напротив своего торгового центра, затем делали объездную дорогу ниже «Металлиста». Хотя финансовое положение города тогда практически не отличалось от нынешнего — количество денег не уменьшилось, их просто, скорее всего, стали распределять по-другому. Если говорить просто, то тогда, в моем понимании, у власти стоял хозяйственник, а сейчас — не хозяйственник.
Вот депутаты сегодня стараются договариваться с КГОКом — брать шлам, отсыпать парковочки. А почему бы администрации не объединиться? Дума могла бы брать шлам, а мэрия — ровнять его и сразу укатывать в асфальт.
Раньше наши дороги отличались от иногородних — всегда были гораздо лучше. Теперь же они идентичны, везде ямы. Хотя, по идее, наш город — один из самых благополучных в области.
Николай Шушпанов, возглавлял «Монолит» (специализация предприятия — дорожные ремонты)
«Мы предлагали пару проектов, но…»
— Передвигаюсь на «KIA Sportage» 2007 года выпуска. Транспортный налог, который плачу ежегодно, составляет примерно 4500 рублей.
Легко ли мне ездить по Качканару? Не очень, но что поделать — бывает. Во всех маленьких городах дороги сегодня примерно в одинаковом состоянии — плохом. Причина в нехватке денег. Как жить, если практически все налоги уходят в область и федерацию? Более менее сегодня живут только Москва, Питер, областные города.
Раньше нашим дорогам уделялось больше внимание, но надеюсь, что предвыборное обещание Сергея Михайловича (Набоких — прим.авт) о выделении городу 120 миллионов рублей на капитальный ремонт, будет исполнено. Мы предлагали очень много вариантов и проектов для блага города, но они не пошли дальше обсуждения — вроде глава пытался, пробовал, но…
Геннадий Русских, спикер городской думы
«Уповайте на Паслера»
— Езжу на «Renault Duster», машину приобрел совсем недавно в автокредит, который сейчас постепенно выплачиваю. Во сколько встанет транспортный налог — даже не знаю. За прошлый автомобиль — старенькую «Ниву», прослужившую мне много лет — платил совсем немного, вроде около четырехсот рублей в год.
Впечатления от езды по качканарским дорогам — неописуемые, оставляю этот вопрос без комментариев (смеётся — прим.авт.). Я — такой же простой человек, как и остальные автомобилисты, поэтому мои эмоции ничем не отличаются. Это ужас в глазах. Взять ту же Энтузиастов — местами не дорога, а просто направление для движения, потому что там яма на яме.
Ямочный метод уже давно не даёт нужного эффекта — ремонта хватает, максимум, на лето, а уже осенью или в следующем сезоне дыры в асфальте появляются по новой. Вывод: деньги тратятся впустую.
Как представитель власти постоянно слышу — не только от избирателей, но и от знакомых — фразы вроде: «Как так, Геннадий? Почему у нас такие плохие дороги?». Но сейчас я, как и остальные качканарцы, уповаю только на те 120 миллионов, которые господин Паслер — председатель областного правительства — пообещал во время предвыборной кампании Набоких.
Эдуард Маслов, начальник УГХ (управление городского хоз-ва)
«Человек ко всему привыкнет»
— У меня «Hyundai Santa Fe» 2008 года выпуска, в прошлом году транспортный налог на ее владение составил порядка 5.600 рублей.
Считаю, что ездить по нашим дорогам вполне нормально, при условии, если объезжать всё, что надо, и выбирать соответствующий режим. Все мы, как водители, можем достойно сосуществовать на дорогах, человек ко всему может привыкнуть.
На днях проехался по Нижнему Тагилу и подумал, что Качканар еще ничего. Поэтому если люди думают, что у нас хуже, то пусть все-таки съездят в Тагил. Что же делать, если у нас разрешено всё, что запрещено — например, грузовики прутся, куда ни попадя. На сегодняшний день самая плохая улица — Энтузиастов, но нельзя заделать ямы в сырость, также нельзя их заделать без денег, поэтому ездим на чем есть. Если брать по 10-бальной системе, то я бы оценил всю нашу дорожную систему на пять баллов.
Анатолий Мамаев, замначальника УГХ
«Надо вообще все дороги перерыть»
— Когда еду по нашим дорогам, то испытываю самые положительные ощущения. Думаю, как все тихо и спокойно едут, никто не гоняет, ДТП нет, бабушек не сбивают. Какая прелесть!
Вообще надо все дороги перерыть рвами. Потому что как только мы начинаем приводить их в нормальное состояние, то тут же начинаются гонки. К праздничной эстафете 9 мая сделали дорогу — так около налоговой инспекции стали как сумасшедшие носиться.
У меня «Шевроле Лачетти» до ста лошадей, за которые транспортный налог пока не платят, и «Фольксваген Пассат», за который я последний раз заплатил 5.800 рублей. Из-за наших дорог мне не приходится дополнительно тратиться на машину, потому что не ломаю её на ухабах. Потому, что соблюдаю скоростной режим. Фигурное катание вокруг наших ям полезно для навыка. Музыку включаю — и поехал. Как на аттракционе! По-крайней мере, колесо ни разу не оторвал.
Угрохали в ключевые дороги
Посмотрите сначала на цифры — суммы, потраченные на ямочный ремонт с 2009 года. Затем — на фотографии, иллюстрирующее состояние дорог на сегодняшний день. Потом сделайте вывод об эффективности бюджетных трат
Вот если бы эти товарищи,чьи фото мы узрели в статье,платили транспортный налог не 3 тире 5 тыс руб,а 13 или 15 тыс,то может и дороги ремонтировались бы лучше
Поразительно, вспомнили про багатейшие в ТЕ ГОДЫ организации. А Горэнерго тогда не было уже, было СКС. Сейчас все предприятия банкроты или почти. ИМ самим бы выжить. Липатов С.С. молодец, про Свердлова вспомнил, своевременно, он же за качестом работ вел контроль.
Ага,а тебя,балабола,посадить на конную тягу..Вот и трясись по своим рвам..а еще лучше роликовые коньки одевай и катайся по ним,фигурист хренов…
то когда Паслер приезжал в Качканар, то отметил, что «дороги у нас нормальные — не хуже, чем в других городах Северного округа
У нас на ф.Обогащение тоже комиссии водят по чистым дорожкам и в чистые места.
Если брать по 10-бальной системе, то я бы оценил всю нашу дорожную систему на пять баллов.
Т.е. на два с плюсом. Как любят чиновники завуалировать цифры. То пенсия поднялась на столько-то процентов, то оценку дорог на пять баллов. а конкретики ни какой. *PARDON* и действий ни каких.
Ну выделяли бы по 10 тыс в год на дорогу, а не по 300. Лучше было бы. Инфа 146%
Фигурное катание вокруг наших ям полезно для навыка. Музыку включаю — и поехал. Как на аттракционе! По-крайней мере, колесо ни разу не оторвал.
Так вам уважаемый на атракционах нужно работать, здесь то , что делаете? *PARDON*
«Плохо везде»
А когда мы услышем — хорошо везде?
«Совесть надо иметь!»
Точно, совесть нужно иметь плюс честь. 😉
Всё правильно. Денег нет и не будет! мы вывозим в отвалы ГОКа миллионы тонн высевов и щебня. проезжаем в пяти метрах! по рельсам от фирмы МОНОЛИТ . засыпаем лес! уже некуда валить! тратим миллионы на разработку новых хвостохранилищ. но гоковскому начальству проще в отвал, чем на благое дело! непроще ли найти какой-нибудь компромис? просто даром валить щебень МОНОЛИТУ в замен Огибенин вам весь город в асфальт закатает!!!! 8)
Высказывания Мамаева это типа прикол что ли ? или это в серьез? . как сказал наш сосед из екб рэпер «СЯВА» -» я ваще в ах_е» —
господин Мамаев еще тот ритор
Такое ощущение,что у гр.Мамаева с головой не в порядке. Зам.начальника,а такую дурь несет. Аварийность-то как раз повышается когда по ‘встречке’ ямы объезжаешь!
Надо менять всю администрацию города вместе с мэром и руководство жкх,на молодых и грамотных и тех у кого в голове есть хоть что то разумное,а у этих пыль в голове да песок из ж…. сыпется, глядишь и до маразма не далеко, а у кого то уже он начался….
Человек знаешь в чем прикол? Хрен ты их поганой метелкой выгонешь.
Человек, а ты придешь? Мы вот конкурс проводили на вакантные должности, поломничества не наблюдали. Некоторые должности остались вакантными, будет новый конкурс — приходи.
Это как это??? =-O А старых то куда? Если бы на скамью подсудимых, тогда другое дело
И где на замену столько разумных хозяйственников, а не политиканов найтить? В Кчк не уродилось стока, может из-за границы выписывать мэнэгеров, как при Петре 1? Дорого. Ток что пущай энти сидять, как говорится «дурак, зато свой»
Где увидите совесть выкинутую нашими правителями — НЕ ПОДБИРАЙТЕ!Она всё равно маловата и гниловата
Вот из за таких понятий дураки в России не переведутся =-O
Восстанавливйте ливнивые канавы,вода идет не по ней а по проезжей части.Взять хотя бы ул.Октябрьскую,вода идет от горгаза вниз дальше по ней,итог дорога разбивается.Линевка по которой должна идти вода по четной стороне-сухая.Раньше вода шла за старым гастрономом и в эту линевку.Таже беда за Унивесамом,троллейбусного кольца(положили лежачего полиц.-вода стоит дороги нет)Восстанавливайте линевки,тогда и дороги буду сохраняться не на один сезон.
Надо искать причину разрушения дорог