Где помогают аутистам в Качканаре
После недлительных курсов в нашем городе девочка начала произносить много слов, хотя до этого почти не говорила. «У нее появился стимул!», — уверена мама
Часто родители не идут за установлением диагноза, если нет рядом поддержки. А нередко и вообще скрывают или отрицают расстройство у своего ребенка. Без лечения эти дети оказываются не способны к обучению — то есть не получат профессию и, в итоге, окажутся на обочине жизни
У четырехлетней Маши Хромушиной обнаружили аутизм. Мама девочки, как сама говорит, неожиданно нашла серьезную поддержку. По совету специалистов администрации она обратилась в отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями при Центре социальной помощи семье и детям Качканара.
— Не все родители детей-инвалидов знают, что у нас в городе существует такой реабилитационный центр, — рассказывает Лидия Хромушина. — Кто-то, может, и знает, но не особо туда рвутся, поскольку сомневаются по тем или иным причинам. Но в этом центре очень хорошие специалисты, которые действительно умеют работать с детьми.
Мама ходила на занятия с дочерью три недели, после ей предложили пройти еще один курс.
— И знаете, я увидела колоссальный прогресс в развитии доченьки! Мы ходили туда, как в детский сад, пять раз в неделю. Машу кормили завтраком и обедом. Занимались конкретные специалисты- дефектолог, психолог и логопед.
В каждой группе по 6-7 детей, занятия со всеми проводятся индивидуально.
— Там несколько специально оборудованных помещений, которые действительно помогают развиваться детям, используются различные программы. Недавно пришла новая программа, и педагоги попросили продлить занятия для Маши, чтобы она смогла получить результаты от новшества. Я впечатлена результатами! Дочка стала общительней. Конечно, не все дети сразу поддаются обучению, у всех восприятие программы происходит по-разному. Но есть, к чему стремиться.
— Насколько мне известно, в России до трех лет вообще не устанавливается диагноз аутизм, — говорит Лидия. — То есть, врачи до этого срока стараются детей просто наблюдать. Тянут, тянут, а время потом упущено. Я понимала, что с ребенком что-то не так, сравнивая с развитием старшей дочки, которой шесть лет. Старшая заговорила в полтора года, а младшая в два года не могла произнести ни одного слова. Пятьдесят раз говорим ей: «Маша, Маша», а она сидит на полу и не реагирует. По внешним признакам она совершенно не отличалась от других детей, обычная физически развитая девочка.
Как только Маше был поставлен диагноз, мама начала с ней ездить по больницам, например, наблюдение ведет частный психиатр в Екатеринбурге.
— Наши врачи не особо активно стараются помогать таким детям. Мы к ним приходим, а они просто советуют таблеток каких-нибудь попить. Этот диагноз в России вообще особо не исследуется, относятся как-то спокойно и не волнуются, что таких детей становится все больше. И ничего у нас не делается, чтобы как-то это минимизировать.
— отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза;
— не играет с детьми;
— не выносит прикосновений;
— не разговаривает, а если говорит, то не может внятно выразиться;
— часто устраивает истерики;
— пассивен или, наоборот, гиперактивен;
— не осознает опасности, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Марина Короткевич руководит отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.
— Наше отделение появилось в 2009 году. Педагоги оказывали услуги, но не так, как сейчас. В основном, занимались патронажем — ходили заниматься к детям домой, — поясняет она. — Каждому особому ребенку выдается для обучения индивидуальная программа, которая утверждается специальной комиссией, составляется план реабилитации. Также первые полгода бесплатно работает пункт проката — выдают костыли, каталки, специальные матрацы для перевозки детей.
Дневные группы по семь человек с курсом по пятнадцать дней появились здесь в прошлом году. С июля 2018 года обучение прошли восемьдесят детей. Всего в базе по Качканару числится 197 детей-инвалидов.
Помимо занятий, детей водят на экскурсии, организуют праздники.
— Очень помогают женсовет и молодежная организация ГОКа. Также мы защитили проект на благотворительном конкурсе «Евраз: город идей — город друзей!» и получили грант на сто с лишним тысяч рублей для строительства детской площадки на дворовой территории отделения.
Развивающие устройства, которых в отделении много и подобраны они правильно, дают серьезный толчок в развитии аутистов. Например, бизиборд помогает познакомиться с внешним миром /фото автора
С детьми проводят игры на профессиональную ориентацию, объясняют, какими качествами должен обладать человек, чтобы получить ту или иную профессию. Даже рассказывают о стоимости обучения в том или ином вузе, о том, что существуют бюджетные отделения.
Немало внимания уделяется правописанию в особых прописях.
Вместо традиционных оценок им ставят наклейки. Наличие — хорошая отметка, отсутствие — плохая.
Детей учат складывать слова из ограниченного количества букв, четко произносить звуки, определять принадлежность одних предметов к другим.
В спортивной комнате установлены тренажеры, где занятия проводятся даже вне групп. Любой родитель может прийти с ребенком-инвалидом и позаниматься.
— Важно, чтобы ребенок сам занимался, а педагог его только подталкивал, — рассказывает социальный педагог Ольга Гневанова (на фото с бизибордом). — Но некоторые дети бывают тяжелые, сами они что-то сделать не могут, им нужно помогать. Ребята очень хорошие у нас, с творческим потенциалом, молодцы! К каждому ребенку нужен свой подход. Аутисты — это люди, у которых внутри свой мир, и не каждого они готовы в него пустить. Но, постепенно мы заходим в их мир, ребенок становится более открытым.
Телефон отделения (34341) 6-87-63.
Автор: Иван Стрыков
Статья из КЧ №17 от 01.05.2019