Гончар. Новое ремесло в Качканаре

2402-3
Депутат Максим Бархатов и начальник управления образованием Марина Мальцева попробовали себя в новом ремесле

В художественной школе открыли гончарную мастерскую. Теперь желающие лепить из глины смогут создавать предметы искусства на специальном оборудовании. Появиться студии помог благотворительный конкурс «Евраз: город друзей — город идей!»

Идея о гончарной мастерской пришла педагогам художественной школы в прошлом году, и они выдвинулись на конкурс. Проект был одобрен и Евраз выделил на закупку гончарных кругов сто тысяч рублей — школа приобрела три агрегата.

— Как солнце вращается гончарный круг, так и в нашей школе, благодаря победе на конкурсе грантов «Город друзей — город идей!», появились три солнышка — три гончарных круга, — рассказывает педагог школы Марина Попова после песни ребят из младших классов «Пусть всегда будет солнце!». — Дорогие гости, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на одном из этапов реализации проекта «Приобщение к истокам. Гончарная мастерская». Тема этого проекта сегодня достаточно актуальна, ведь всем известно, какое влияние народное творчество оказывает на духовное и нравственное развитие подрастающего поколения. Но, к сожалению, ценные традиции со временем забываются. Хочется, чтобы народные промыслы не уходили из быта, не исчезали из сферы культуры, а были сохранены, развивались и возрождались. Народная мудрость гласит, что без прошлого нет будущего — вот почему мы убеждены, что надо попытаться восстановить азы гончарного ремесла, которое послужит духовному возрождению и нравственному становлению подрастающего поколения.

Она говорит, что основное предназначение проекта «Приобщение к истокам. Гончарная мастерская» — это определение условий для освоения учащимися школы новых программ, касающихся возрождения и сохранения народных традиций, самобытных промыслов, гончарного искусства, а также приобщения более широких слоев населения к традиционной народной культуре через выставочную деятельность и через мастер-классы.

Гончарный круг — это невысокая тумба, на поверхности которой установлен вращающийся круг и место для складывания инструментов, глины и воды. Рядом находится педаль, регулирующая скорость вращения.

Устройства работают от электричества.

— Первый этап работы — подготовка глины, — комментирует работу учениц Марина Попова. — Приготавливаем глиняный ком. Желательно подготовить сразу несколько комков глины, которые следует накрыть влажной тряпочкой, чтобы глиняное тесто не высохло.

2402-5
Первыми гончарные круги запустили ученицы художественной школы

— После того, как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части. Потом части снова соединяются сильным шлепком. Это повторяется несколько раз, затем глине придается форма шара. Во время работы необходимо помнить, что главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глину за пределы круга. Нельзя забывать, что во время работы руки должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Второй этап — центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга, глина бросается на круг и прижимается нижней частью. Далее руками производится выравнивание краев глины. Руки при этом должны быть напряжены. Вращение осуществляется нажатием на педаль. Чем сильнее давление на педаль, тем выше скорость вращения круга.

Третий этап — формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки — в глиняной массе создается углубление. Так получается основа сосуда.

Четвертый этап — вытягивание стенок. Указательный и средний палец во время этого процесса должны оказываться во внутренней стороне изделия, остальные пальцы — с внешней. Сложность вытягивания заключается в том, что стенки должны быть одинаковой толщины, а выровнять их с первого раза достаточно сложно.

2402-4
Первые работы учеников и гостей школы

Все этапы можно повторять по несколько раз, пока не получится удовлетворительный вариант изделия.

Педагоги детской художественной школы предложили гостям попробовать себя на гончарном круге. Первым решился Максим Бархатов. Около десяти минут он старался выстроить из глины что-то стоящее, но в итоге смял свои труды и вышел из-за гончарного круга. Процесс ему понравился, но признал, что без опыта сделать что-то ровное довольно сложно.

После него к инструменту подошла Марина Мальцева. Она внимательно отнеслась к урокам, озвученным педагогами, поэтому смогла сделать небольшую пиалу.

Следом за гончарный круг присели Ульяна Ахметьянова и Петр Блинов. Они усердно старались работать с глиной, но не смогли добиться удовлетворительного результата. Несмотря на это, все гости остались довольны гончарным процессом.

Как подытожили педагоги школы, попробовать себя в роли гончара может теперь любой желающий.

Статья из КЧ №23 от 12.06.2019


Иван Стрыков, фото автора

  •  
  • 6
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар }{AM:

    Хм pardon …а печь для обжига? unknw

  2. Аватар Ленивый:

    …а печь для обжига?

    Она должна быть в художке, дети там всегда из глины лепили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.