За тех, кто в море! Там не спрячешься в окопе, там погибает весь экипаж


На радиостанции 102,8 ФМ старшина второй статьи Северного флота Иван Канисев /фото Ильи Обухова

Как он служил на «мычащей корове»; почему туда призывались на четыре с половиной года; какая ситуация его спасла от гибели при пожаре подводной лодки в Норвежском море; и почему он отходит от дел и дает дорогу молодым

28 июля на пляже пройдет праздник в честь Дня ВМФ. Подробности в конце материала

Александр Власовских: — 28 июля страна отмечает День военно-морского флота РФ . А значит, мы вновь увидим бравых красавцев в тельняшках и бескозырках! Однако наши моряки не только праздновать горазды. Они активно занимаются общественной деятельностью, работают с молодежью, участвуют в ветеранском движении. О том, чем живут и с какими проблемами сталкиваются ветераны морской службы мы поговорим с известным в городе ветераном, старшиной второй статьи Северного флота Иваном Ивановичем Канисевым. Доброе утро, Иван Иванович.
Иван Канисев: — Здравствуйте.

А: — Иван Иванович, расскажите о себе, где, кем служили? Какая военная специальность? Что интересного удалось повидать на службе в армии? В каких краях побывать?
И. И: — Для начала я хочу поздравить наших металлургов с прошедшим праздником. А также всех причастных с наступающим днем ВМФ.
Что могу рассказать о службе? Это было так давно, лет пятьдесят с лишним. Время было другое, само собой и флот был другой. Призывался я из Качканара, это был 1956 год. Работал я тогда на комбинате в цехе сетей и подстанций. Призывали нас хоть и в Качканаре, сам военкомат находился в Нижней Туре. Привезли нас в Мурманск, выставили в шеренгу и сказали, всем у кого есть среднее и высшее образование сделать шаг вперед. Все, кто сделал шаг вперед, попали в подводники, я в том числе. Посадили нас на кораблик и привезли в Северодвинск, где находился учебный центр атомно-подводного флота.
Далее 7 месяцев обучения, в основном, учили служить на атомных подводных лодках. После окончания учебы нас опять же посадили на кораблик, привезли обратно в Мурманск, где и распределили по частям.

А: — Сколько тогда служили в Морфлоте?
И. И: — Призывались на четыре с половиной года. Там очень интересно было, призывались дважды. А увольняли только один раз. Наборы были осенью и весной, за счет этого срок службы был от четырех, до четырех с половиной лет. Мне повезло, я служил на год меньше.

А: — А в сухопутных войсках?
И. И: — Три года.

А: — Куда направились из Мурманска?
И. И: — Опять же на кораблике, нас отправили Мотовский залив. Там в военном городке Западная Лица находились две дивизии торпедных подводных лодок и лодки с крылатыми ракетами.
Изначально я попал на «Ленинский комсомол», первоначально К-3, долго на ней не прослужил, потому что месяца через три начала демобилизоваться часть военнослужащих, как их называли, старики.
Демобилизация подводников проходила следующим образом. Ребята после похода шли отдыхать в санаторий, а оттуда домой. Старики сказали, мол, уходим в автономку, лодка ушла без нас.
А через трое суток оказалось, что в Норвежском море случилась авария. Через некоторое время стали появляться подробности, что горели первый и второй отсек. Дня через два лодка пришла на базу, добровольцев попросили эвакуировать тела, навести приборку, а потом лодка встала на ремонт. Действительно, выяснилось, что загорание началось в первом отсеке. Аварийная бригада ринулась помогать, в результате загорелся и второй отсек.
В лодке лежали торпеды с атомными боеголовками, чтобы все не взорвалось, пришлось затопить отсеки, но люди сгорели, тогда погибло 39 человек.
А раз лодка встала на ремонт, нас перевели на восьмиракетные 675-го проекта, из-за шума мы называли ее «мычащая корова». Собственно на ней и дослужил.

А: — А сколько на то время человек составлял экипаж подводной лодки?
И. И: — Это было так давно, точно и не вспомню, но точно за сотню.

А: — А правда, что атомная подводная лодка размером чуть ли не с футбольное поле?
И. И: — Поле полю рознь, подводная лодка в длину примерно метров 120-130.

А: — Сколько морских миль вы примерно откатали?
И. И: — Не могу сказать, мне это не ведомо.

А: — А автономки лично у вас были?
И. И: — Были, автономка проходит, примерно, раз в год.

А: — А сколько дней длится?
И. И: — Ровно 75 дней. Наш район, в основном был, в Северном море.

А: — В Качканаре существует какое-то «крепко сколоченное» общество ветеранов ВМФ?
И. И: — Когда-то подобное общество начало собираться. Со временем этот костяк стал более централизованным. Проводили встречи, организовывали различные мероприятия. К сожалению, мы не молодеем, кому-то уже за 80. Нашли ребят помоложе, теперь они трудятся на этом поприще. Проводят встречи со школьниками, молодежью.

А: — Насколько мне известно, сейчас ветераны ВМФ взяли под шефство школу имени Новикова и, вроде как, ребята из школ на различных соревнованиях и парадах выступают в морской форме?
И. И: — Да, не без этого, взяли шефство. Стараемся привить культуру и понимание.

А: — А какую-то работу еще ведете?
И. И: — Думаю, ведут, и обширную, я сам от дел уже отошел, включаюсь еще в некоторые мероприятия, но, можно сказать, что потихоньку отхожу, даю дорогу молодым.

А: — Какая-то поддержка ребятам оказывается от города, предприятий, меценатов?
И. И: — Могу выразиться так, желательно чтобы эта поддержка оказывалась бы побольше.

А: — Кто из наших «громких» качканарских фамилий является ветераном ВМФ?
И. И: — У меня, если честно на фамилии память слабовата, перечислить вряд ли смогу.

А: — Иван Иванович, а есть какое-то сформированное понятие фразы «морская душа», что это? И что моряка отличает, например, от пехотинца?
И. И: — О нас много мифов ходит, я не думаю, что кто-то, чем-то отличается, служба она и есть служба, в каких войсках ты бы ни служил.

А: — А с чем было связано увеличение срока службы в Морфлоте?
И. И: — В те времена, когда не было этой автоматизации и компьютеризации, техника была примитивна, так сказать, все было ручным трудом, но, несмотря на это, техника была сложная. Чтобы освоить ее, нужно немало времени. Обучались мы каждый день по восемь часов. Когда приходишь на лодку в первый год, служащий из тебя никакой, я считаю. Здесь не спрячешься в окопе, случись военные действия. Здесь не погибает один человек, здесь погибает весь экипаж. Поэтому восемь месяцев обучения и первый год службы не делают тебя профессионалом, на это нужно время.
Мое мнение, о службе в армии сейчас всего год, отрицательно, за это время невозможно стать специалистом. А если война? Что смогут сделать запасники, которые отслужили всего год?

А: — Очень хороший вопрос. Какие-то особые качества есть у моряков?
И. И: — Не могу сказать, я, если честно, не могу отличить себя от других.

А: — У десантников «Никто, кроме нас», у пограничников «Нельзя уйти с границы, граница пойдет за тобой», а у моряков?
И. И: — Я знаю только один, «За тех, кто в море».

А: — Расскажите о празднике, где, когда, что будет происходить?
И. И: — 28 июля, в воскресенье, будет день ВМФ, праздник проводится всегда в последнее воскресенье июля, так сказать, на закате лета. Изначально мы собираемся у церкви, где в 11.30 состоится молебен памяти святителя Николая Чудотворца, который является покровителем моряков. После чего мы поедем на кладбище в поселке Именновский, к своим ребятам, где проведем мемориальную акцию. И в 13.00 на административной площади пройдет торжественный митинг.
Далее с 14 до 18 часов пройдет спортивно-досуговая программа на территории городского пляжа. Приглашаем всех. Приходите семьями. Кстати, гвоздь программы — фирменное блюдо, макароны по-флотски.

А: — Иван Иванович, есть, что добавить в завершении нашей беседы?
И. И: — Хочу поздравить всех с наступающим днем ВМФ. Пожелать здоровья и благополучия. И приглашаю всех на праздник.

Интервью: Александр Власовских. Текст: Рита Власова. Какого гостя вы хотите услышать в эфире. Позвоните и предложите по телефону 6-102-8.

  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Дядя Коля:

    У нас девиз » Ни кто кроме НАС «

  2. Аватар Дядя Коля:

    Извиняюсь , у подводников девиз » Там где мы — там победа»

  3. Аватар Злюка:

    Господа,что это?Ушел с комбината в 1956 году Авария в норвежском море была в каком году?
    Поплыли на кораблике?

  4. Аватар Иван Канисев.:

    Злюка, сообразить не можешь, что редакция не ту клавишу на компе нажала. И дураку ясно, что ушел в армию в 1966 году. Если же интересует история советского подводного флота, то и сам можешь найти дату аварии, это 1967 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.