Город может заработать на производстве… мусора


В гостях у радиоведущих в прямом эфире на 102,8 ФМ председатель общественной городской комиссии по ЖКХ Геннадий Русских /фото Ильи Обухова

Геннадий Русских просит поддержать его инициативу, а взамен обещает, что деньги, оплаченные за вывоз мусора, вернутся в город или даже самому плательщику. Он приводит простой пример — его семья платит за 60 кг мусора в месяц на двоих, а собирает максимум 10

Александр Власовских: — Реформа ТКО, не говорит о ней только ленивый… Появилась внезапно, реализуется непонятно, из реальных ощутимых результатов только повышение тарифов. Откуда взялись эти рег.операторы? Чем они должны заниматься? И за что мы им платим деньги? Все эти вопросы мы зададим сегодня. Доброе утро, Геннадий Владимирович.
Геннадий Русских: — Здравствуйте.

А: — Что вообще такое эта мусорная реформа? Какие в идеале задачи она перед собой поставила? На какой стадии она находится сейчас?
Г: — Вся реформа по обращению с отходами имеет перед собой решение трех задач, которые я сформулировал.
Первая серьезная тема — это экология. Решение проблемы в том, чтобы сократить захоронения отходов на полигонах, тем самым уменьшить или исключить отрицательное влияние на экологию. Сегодня, эта задача обозначена президентом. По его указу, к 2024 году мы должны сократить захоронение отходов на 60%, а к 2030 году на 80%. Тем самым получить экологическое оздоровление захоронений и полигонов.
Вторая задача — экономическая. В результате разбора бытовых отходов, мы выделяем целую группу, которая может быть отправлена на повторное использование или переработку. К примеру, исследование совета при президенте РФ по правам человека — если в одном регионе будут отбирать отходы и перерабатывать их, ежегодно мы сможем извлекать доход экономики не менее 68 миллиардов рублей. То есть, сегодня мы миллиарды закапываем безвозвратно.

А: — Значительная сумма.
Г: — Очень значительная! Думаю, если бы считали в уральском регионе, она бы была не меньше.
Еще одна экономическая задача — это создание новой отрасли переработки с новыми рабочими местами, с миллиардными доходами. В условиях дефицита рабочих мест и экономики, это будет серьезным шагом для укрепления экономики.
Третья задача, которую решает эта реформа, — это социальная. Она, прежде всего, заключается в том, чтобы воспитать экологическую культуру у людей. Чтобы поведение человека было направлено на сохранение и оздоровление окружающей среды. Это три главные цели, которые ставит перед собой данная реформа.

А: — С задачами понятно, а на какой стадии их достижение?
Г: — Начну с себя, не буду давать оценку правительству, области, считаю, что сегодня мы должны исходить из такого принципа — все зависит от нас. Как мы будем себя вести, так и будем жить, как будем работать, так мы будем и богаты. Поэтому я хочу поделиться с качканарцами, что делаем мы, общественники.

Г: — Наша общественная комиссия по вопросам ЖКХ состоит из более 20 человек. Как только началась мусорная реформа, напомню, это было 1 января 2019, мы с первого дня ощутили, какие эмоции она вызвала у населения. Было множество вопросов и негодований. И нам пришлось приложить много усилий, чтобы разобраться.

Г: — А ответы, в первую очередь в том, чтобы защитить интересы населения. Вопросы по реформе распределились на две группы. Первая — необоснованные нормативы образования отходов, которые невольно дают завышение. Непонятно где взяли количество людей, почитали и установили, что столько-то килограммов мусора мы производим.
Второй — инвестиционная составляющая. Проведя определенный диалог с министерством ЖКХ и энергетики, к сожалению, конкретных ответов на эти вопросы мы не услышали. Те ответы, которые были получены, население не устраивало.

А: — Подождите, то есть это происходило так, — вы пришли и спросили, куда ушла инвестиционная составляющая? Что вам ответили?
Г: — Нам ответили, что все согласно их каким-то нормативным документам. Но мы эти нормативные документы, которые регулируют данную инвестиционную составляющую, к сожалению, не могли найти в том плане, в котором нам про них говорили. Поэтому, посоветовавшись в комиссии, мы поставили цель — помочь решить вопросы, которые возникают у населения.
Населению не интересно, как будет решаться эта проблема, им нужен результат. В связи с этим мы прекратили диалог вопросов и ответов и стали искать пути решения сами.
В первую очередь изучили зарубежный опыт, европейских и азиатских стран. Потом посмотрели на коллег, которые занимаются этим не первый год — Мытищи, Нижний Новгород, они раздельно собирают и утилизируют отходы.

Г: — Учитывая этот опыт, мы нашли очень интересный для себя документ, который, по моему мнению, сверхважен для всей системы государственного управления, документ о праве человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления. Руководствуясь полученными знаниями, мы выдвинули свои предложения по утилизации ТКО.

А: — Геннадий Владимирович, у вас есть конкретный план действий. Первый блок действий связан с пропагандой, обучением школьников, наглядная агитация, различные мастер-классы, листовки и другое. Почему именно так?
Г: — Чтобы не быть голословным, мы с комиссией направили на рассмотрение программу о раздельном сборе твердых отходов главе, депутатам думы. Центральным звеном программы является подготовка населения, их обучение.
Зачем? Потому что человек является исполнителем данной программы. Мы должны научить и сагитировать его. Причем заниматься обучением нужно с малого возраста, за рубежом это делается с детского сада, мы начнем со школ.
У нас уже создана городская рабочая группа, прошло второе заседание, и на следующем мы будем уже проговаривать совместно с представителями управления образованием, как реализовывать обучение детей.
Почему в первую очередь мы взялись за детей? Дети, придя домой, будут приучать к порядку и взрослых. Если мы будем продолжать обращаться с мусором, как сейчас, складировать его на полигонах, то экологическая обстановка будет только ухудшаться. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни дети — наиболее заинтересованная часть населения, которая потребует от взрослых серьезного подхода к реализации реформы.

А: — Сколько будет стоить ваша программа городу, если ее внедрять? Каких затрат требует и какие выгоды сулит?
Г: — Я сейчас не могу обсчитать, назвать конкретную цифру, но есть механизм, где видно, каким образом данная программа может финансироваться. На сегодняшний день у нас есть инвестиционная составляющая, исходит она из тарифа, по которому мы платим за вывоз мусора. Как нам говорили, эти деньги уходят на инфраструктуру для обеспечения раздельного сбора мусора.

А: — Год сдавали, ничего не изменилось.
Г: — Да, к сожалению это так. Так получается, что сегодняшнее законодательство подвело субъект, который не был до конца проработан. Причем это не по всей области, а в основном по Северному округу.

Г: — Из этого положения выход есть, и мы конкретно предлагаем, в первую очередь, реализовать пилотный проект на базе муниципалитета. Почему на базе муниципалитета? Потому что сегодня в законодательстве очень много казусов, которые не дают возможность эффективно работать по реализации данной программы. По моему мнению, заключаются они в том, что муниципалитет не оправданно отведен на второй план, является, чуть ли не второстепенным лицом.

А: — То есть его никто не спрашивает?
Г: — Там написано, что муниципалитет участвует. Юридическая служба администрации проработала вопрос того, где чьи полномочия. И получилось так, что в полномочия муниципалитета входит только разъяснительная работа, а в остальном мы просто принимаем участие.
В каком виде участвовать, сегодня не знает никто, практики такой нет. Но есть практика реализации пилотных проектов. Чтобы уйти от выяснения взаимоотношений, на которое тратится огромное количество времени, которое, в свою очередь, для нашего населения, стоит дорого, мы пришли к реализации проекта.
Наш оператор, которому мы платим деньги, на вопрос о том, когда начнется раздельный сбор мусора, отвечает ориентировочно 2024-2025 год, а это еще пять лет. За этот период мы заплатим туда более ста миллионов рублей. Вот она, так называемая, инвестиционная составляющая. Мы сегодня говорим, что этих денежных средств нам хватит, и даже еще останется, если реализовать этот пилотный проект на базе Качканара.
Мы, кстати, не одни такие в области. Сегодня Нижний Тагил тоже ставит вопрос о реализации у себя на территории города проекта по раздельному сбору ТКО. Раздельный сбор отходов принесет людям положительные результаты.

А: — Почему?
Г: — В первую очередь, уменьшая захоронения, мы улучшаем экологическую обстановку. Увеличивая раздельный сбор отходов, который пойдет на вторичную переработку, мы уменьшаем оплату за захоронение отходов.

А: — Каким образом?
Г: — Отвечу. Допустим, наша плата на захоронение отходов составляет 100 рублей, на эту сумму мы захороним 100 килограммов отходов. Мы берем и начинаем сортировать мусор, и спокойно 50 килограммов отправляем на переработку, а это польза для экономики.

А: — Я же не просто так спросил, мы уже говорили, что какие-то умные дяди и тети без меня посчитали, сколько мусора я выбрасываю в год и за него плачу. Зачем мне еще заморачиваться с разделением мусора, если я буду платить столько же?

Г: — При переходе на раздельный сбор мусора, мы получаем право и возможность перехода на учет по факту производства мусора.

А: — Как эта система учета должна работать? Кто должен это учитывать?
Г: — Система учета должна работать на уровне оператора, который проводит захоронение отходов. Мы уже подготовили вопрос региональному оператору, насколько он технически готов к реализации этого проекта.

А: — Понятно, а если оператор скажет — нет?
Г: — Это еще больше скажет о том, что данной программой должен руководить не региональный оператор, а муниципалитет, потому что их интересы разнятся.
У муниципальной власти в первую очередь стоит задача защитить интересы населения. У регионального оператора, как у коммерческой структуры, получение прибыли.

А: — Есть вопрос, касающийся регионального оператора. Кто он такой, что он делает?
Г: — Региональный оператор, на мой взгляд, появился в этой реформе не от того лица, от которого должен был быть. На региональном операторе во многом возложены функции государства, а он не может их исполнять ни по своему назначению, ни по своей структуре без участия муниципалитета. Поэтому мы и просим отдать право управления процессом муниципальной власти. Все остальные должны быть помощниками.

А: — Люди хотят конкретики, присылают вопросы. Спрашивают — кто у нас региональный оператор? Уже два месяца нет квитанции.
Г: — У нас региональным оператором является компания ООО «Рифей», под ее управлением сейчас находится 23 муниципалитета. Ее контора находится в Тюмени, представительство есть в Нижнем Тагиле, есть выездной офис и в Качканаре, но они не всегда способны ответить на вопросы, возникающие у населения.

А: — Так что делать человеку, если ему не предоставили квитанцию?
Г: — Непредставление квитанции — это невыполнение полномочий регионального оператора. Сейчас я пока не могу ответить на этот вопрос конкретно, но мы запросили правительство области направить к нам на изучение соглашение между министерством энергетики и ЖКХ и региональным оператором. Главная задача — это увидеть, насколько выполнены обязанности по предоставлению качественной услуги. С учетом обращения населения, у нас есть все условия проработать возможность обращения в суд, как это делает сейчас Нижний Тагил.

А: — Давайте все же конкретно, по пунктам разберем вашу программу. Что она принесет для Качканара? Что должно появиться? Первый пункт — всеобуч населения. Второй?
Г: — Давайте для начала разберем, что нам нужно сделать, а потом за счет чего. Мы предлагаем и предполагаем, что с 2020 года стоит начать раздельный сбор мусора, а в первую очередь бумажные отходы. Бумажных отходов у нас 15-25 %.
Второе направление с 2021 года — сбор пищевых отходов в отдельный контейнер, с учетом классификации он должен быть черного цвета. И уже сегодня часть определенных пластиковых отходов мы готовы собирать в отдельный контейнер частного предпринимателя для передачи их на переработку. Если мы перейдем на такой сбор, то мы снизим захоронение отходов на 60 %, а еще повысим экономику, соответственно.
Как это сделать? В первую очередь муниципалитет обращается к губернатору Свердловской области о наделении муниципалитета правами по реализации пилотного проекта. Второе- после наделения правами мы приступаем к подготовке проектно-сметной документации. Чтобы работать на перспективу, мы должны запросить у правительства и перечень перерабатывающих предприятий, готовы ли они принять наши отходы.
Мы должны просчитать экономику, насколько это рентабельно. Кроме того, мы должны получить одобрение со стороны губернатора в части оформления муниципального займа для финансирования для создания инфраструктуры.

А: — То есть вы предлагаете платить инвестиционную часть не куда-то там, а оставить в городе?
Г: — Да. Сегодня, с точки зрения ответственности она обезличена. Мы предлагаем эти деньги переоформить в муниципальный заем. Так деньги остаются в городе, становятся подотчетными, появляется возможность возврата денежных средств населению, и люди видят, что деньги остаются в городе и идут на решение их жизненно важных задач, которые близки на их территории.
Так что, я думаю, чтобы не тратить время зря, мы должны идти по технологии раздельного сбора мусора через пилотный проект.

А: — Вы очень ратуете за мусорную реформу, за раздельный сбор мусора, а сами вы им занимаетесь?
Г: — Я занимаюсь этой темой с 2016 года, когда начали ставить отдельные контейнеры для пластика. Все свои органические, пищевые отходы я везу в сад, удобрять землю.
Вторые, пластиковые отходы, я несу Олегу Кирдяшкину на переработку. Что у меня остается для захоронения на полигоне, да практически ничего. Я мусор стал выносить раз в месяц, свой небольшой кулек, килограммов 4-5. Недавно вспоминал, что предпоследний кулек я унес 6 января, а следующий вчера, 9 февраля.

А: — При этом, сколько килограммов мусора прописали на вас?
Г: — Моя норма в многоквартирном доме составляет 30 килограммов на человека. Нас двое, получается 60. А по факту, десять бы набрать.

А: — Сколько вам понадобилось времени, чтобы войти в эту систему, приучить себя и домочадцев?
Г: — Тут, конечно, многое зависит от воли человека, от его позиции. Я адаптировался примерно 2-3 месяца, уточнял виды отходов, чтобы лишний мусор не складывать в другое место. Супруге пришлось потяжелее, но в мировоззрении мы сошлись, и она тоже адаптировалась.

А: — Как вы оцениваете перспективу вашей программы, примут ее в области или нет?
Г: — Логически рассуждая и исходя из здравого смысла, сегодня такой пилотный проект поможет области решить поставленные задачи.

А: — В завершении беседы, ваше обращение к горожанам по сегодняшней теме.
Г: — Уважаемые качканарцы, чем больше мусора мы будем сортировать и отправлять на переработку, тем меньше отходов пойдет на захоронение. Мы можем сами поспособствовать снижению оплаты за ТКО. А главное, в результате этого экономика будет получать дополнительный доход и оздоравливаться. Так позаботимся же о том, чтобы нынешнее и будущее поколение жило при хорошей экологии.

Статья из КЧ №06 от 12.02.2020

Интервью: Александр Власовских. Текст: Рита Власова.
Какого гостя вы хотите услышать в эфире? Позвоните и предложите по телефону 6-102-8.


Смотрите также:
В Качканаре готовят мусорную революцию

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Сэр:

    Диалог ни оо чем, ни одного конкретного предложения. Надо что то делать, надо сортировать. Скажите когда конкретно появяться контейнеры для раздельного сбора, что в какой бачек кидать и на сколько снизится плата. Вот это будет конкретика.

  2. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни дети — наиболее заинтересованная часть населения, которая потребует от взрослых серьезного подхода к реализации реформы.

    вы серьезно? сами хоть верите? или приход весны так действует laugh

  3. Город может заработать на производстве… мусора

    так нам мусор производить или сортировать для переработки? rofl

  4. Аватар zero:

    «…Г: — Уважаемые качканарцы, чем больше мусора мы будем…» производить, тем меньше будем расстраиваться по поводу оплаты по завышенному тарифу, в частности, когда берётся за все 60 кг, при факте всего лишь — 10 кг. …На эту программу ни средств ни полномочий не надо ни у кого просить… Хотя, конечно, как посмотреть… Вспоминается (не совсем цензурный) стих из не так уж далекого прошлого: «Вышла новая программа: ср@ть не меньше килограмма. Жрать дают по двести грамм — как же выср@ть килограмм?» …»Крематорий» — «Маленькая девочка со взглядом волчицы», а теперь ещё и с генеральскими погонами…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.