Стратегическое планирование комбината невозможно без заключений геологов
Рядом с буром для геологоразведки расположен пульт, за которым находится оператор. Всего станцию в смену обслуживают два человека
ГОК приобрел новое оборудование для геологических работ — в распоряжение специалистов пришло две установки. Одна предназначена для колонкового бурения. Другая является передвижным геофизическим комплексом и работает уже с буровзрывными скважинами
Благодаря новой технике эффективность геологического подразделения выросла в разы.
Первый и более дорогой агрегат для бурения скважин сейчас находится на Северном карьере. Он оснащен буровыми трубами для проведения буровых работ с помощью алмазных коронок.
— При классическом колонковом бурении буровые трубы опускаются в скважину, разбуривается горная порода, получается проба в виде кернового столбика, — говорит о процессе главный геолог геологической службы управления комбината Дмитрий Нахтигал. — Раньше буровому персоналу приходилось разбирать всю буровую колонну, чтобы извлечь пробу. А это трудоемкий процесс, требующий больших временных затрат . Сейчас в новой станции реализована конструкция, напоминающая лифт. Буровые трубы у станка полые. На конце бурового става находится кернорватель и керноприемник. То есть, в процессе углубления керн отрезается и сохраняется в устройстве. Потом по лебедке керн поднимается внутри буровой колонны на поверхность, где его извлекают. Не нужно теперь производить демонтаж всей конструкции.
Пробы используются для проведения химического и магнитного анализов состава керна, которые проводит Управление контроля продукции. Керн увозят в лаборатории, где его истирают до порошка и обследуют, чтобы получить данные для планирования дальнейших горных работ, которые напрямую зависят от результатов геологоразведки.
— У нас есть план работ на год, он расписан поквартально. В плане есть отметки устьев, где надо пробурить скважину в шестьдесят метров. Есть участки, где требуется всего тридцать метров. Шестидесяти метров для наших работ достаточно, поскольку на такой глубине минимальны искривления скважин. По плану мы должны извлекать определенное количество керна из тех скважин, которые нами обозначены. Из этого керна извлекаются данные о минеральном составе. В лаборатории керн измельчается, обследуется. В основном нас интересует наличие в нем железа, ванадия, титана и других полезных компонентов. Эти сведения в дальнейшем будут использоваться в стратегическом планировании комбината.
Буровой станок представляет из себя оборудованный фургон. Бурение производится вертикально под ним. Управление — внутри. Для питания станции был приобретен генератор, который позволит ей работать на любых удаленных участках местности.
В дальнейшем эта станция будет проводить работы на Собственно-Качканарском месторождении (СКМ).
Второй новинкой стала новая каротажная станция. Она представляет из себя грузовик, в фургон которого помещено оборудование для геологических измерений. Одна такая машина работает в комбинате с 2007 года.
— Перед нами каротажная геофизическая станция, предназначенная для исследования буровзрывных скважин, — рассказывает ведущий геофизик геологической службы Павел Лузянин. — С помощью этой станции мы определяем содержание железа в скважинах. Эта информация нам необходима для еженедельного планирования работ. Мы занимаемся оперативным планированием. То есть, разведка работает на долгосрочную перспективу, а мы на ежесменную, но при этом наша информация также важна при долгосрочных прогнозах.
Новая машина каротажной станции
Он говорит, что специалисты работают быстро — утром измеряют, днем уже готовы результаты. Информация идет в производственный отдел, где уже планируют наряды.
— Не в каждом забое одинаковое содержание руды, поэтому нам необходимо определять, где и сколько ее, чтобы было понятно, откуда ее извлекать. Работают наши каротажные станции на всех карьерах. Обслуживаются бригадой из четырех человек. На СКМ также будем работать, когда придет время.
Новая машина каротажной станции имеет некоторые отличия от старой. У новой дополнительные ящики для шламовых проб, которые прикреплены сбоку, под фургоном. На старой машине пробы приходилось складывать в фургон. Кроме этого, у новой машины более мощный генератор.
Каротажная станция обошлась комбинату в семь с половиной миллионов рублей.
Основную ценность в машине представляют приборы, предназначенные для работы со скважинами. Работают они в полуавтоматическом режиме. Фургон грузовика разделен на две комнаты. Одна из них выделена для оператора, где он с помощью компьютера может управлять работой. Во второй находится спускоподъемное оборудование, внешне напоминающее кран, но вместо крюка на конце его троса находится вытянутый датчик измерения.
— До приобретения каротажных станций нам приходилось работать в ручном режиме. Бригада выходила работать в морозную погоду, своими руками опускали датчик в скважину, а он тяжелый, килограмма три-четыре. Производительность и точность измерений была меньше. Измеряли только каждые полтора метра. То есть, на скважине в пятнадцать метров мы производили всего десять измерений. С нынешней аппаратурой мы на аналогичной скважине производим 150 измерений. Детальность стала намного выше. Работники наши довольны. На современном и новом оборудовании всегда работать приятней и удобней.
Среди геофизиков на комбинате немало женщин, поэтому удобные условия труда в приобретении нового оборудования играют не последнюю роль. Павел Лузянин указал в техническом задании, что в новой каротажной станции должны быть удобные кресла. Этот пункт был учтен при закупке, и в новой машине операторская оснащена комфортабельными креслами. Скрытая от посторонних глаз, но немаловажная деталь.
Кроме того, обе каротажные станции оснащены кондиционерами для работы в фургоне жарким летом. Оператору приходится проводить у монитора в тесном помещении немало времени, которое при ярком солнце может превратиться в духовку.
Евраз продолжает модернизировать производство, согласно программе по развитию комбината, улучшать условия труда и производительность. Впереди СКМ и много новых проектов.
Статья из КЧ №07 от 19.02.2020
Иван Стрыков, фото автора