Зачем водителям БелАЗов советчики?


Специалисты подрядной организации уверяют, что приехали установить оборудование, которое будет рекомендовать, как экономить топливо и не изнашивать шины /фото автора

На комбинате началось внедрение цифровых технологий для экономии ресурсов. В частности, на новые 240-тонные «БелАЗы» разместят электронные советчики, которые будут подсказывать водителям, как вести машину, чтобы меньше расходовать топлива и меньше изнашивать шины

Установить такое оборудование предложила одна из групп программы подготовкки стратегического кадрового резерва «Новые лидеры Евраза». Устанавливает оборудование подрядная организация из Подмосковья. Руководит проектом Егор Рустамов, представитель фирмы-подрядчика «Piklema Predictive». В Качканарском ГОКе он работает с напарником, инженером по бортовому оборудованию. Сейчас они занимаются внедрением базового оборудования для сбора данных с БелАЗов» и передачи их на сервер.

— У каждой современной машины, в том числе и на БелАЗах, есть CAN-шина двигателя, — рассказывает Егор Рустамов. — Через нее происходит обмен данных и сбор полезной информации по работе самосвала. А именно, расход топлива, мгновенный расход, давление, температура двигателя и топлива, положение педалей и многое другое влияет на эффективность работы автомобиля.

Он говорит, что с помощью установленных терминалов все данные собираются и отправляются на сервер. Терминалы устанавливаются за сиденьем водителя в его кабине, там есть специальный шкаф с дополнительным оборудованием.

Данные накапливаются на сервере, и в дальнейшем это позволит провести математический анализ полученной информации.

— Это нужно для того, чтобы выявить драйверы экономии в зависимости от манеры вождения и иных факторов.

Сбор информации о работе машин позволит контролировать и расход топлива. Аналитики выявят, в какие именно моменты БелАЗы расходуют больше горючего и попытаются разработать методику для более экономного расхода без потерь производительности. В дальнейшем эта методика будет предоставлена водителям в виде рекомендаций.

— Помимо терминалов сбора данных мы устанавливаем на машины датчики, которые позволяют оценивать степень ускорения на участках дороги. В дальнейшем эта информация будет привязана к конкретной дороге. Можно будет понять, в какой конкретной точке самосвал ускоряется или замедляется, как он себя в целом ведет. В дальнейшем ускорения и замедления будут влиять именно на расход топлива.

— Речь даже не о суммарном расходе топлива, а о мгновенном, — говорит Егор Рустамов. — Важно понять, сколько самосвал тратит топлива в каждый момент времени. Это зависит от степени нажатия на педаль газа, то есть, от требуемой мощности и фактической мощности, которая выдается двигателем. Смысл в том, чтобы сократить удельный расход топлива за счет рекомендаций водителям по движению на маршруте. Например, он подъезжает к подъему, ему дается рекомендация ускориться, потому что если он с недостаточной скоростью заедет в горку, топлива потратится больше.

В каком виде будут выдаваться эти рекомендации, пока не определено. Есть несколько вариантов. Возможно, вывод рекомендаций реализуют прямо на экран в кабине водителя.

— Кроме этого, можно передавать рекомендации водителю голосом через радиосвязь. Есть также варианты вывода рекомендаций проектором.

Это же касается и шин БелАЗов. При разных способах эксплуатации ходимость шин может быть разная. Когда много поворотов в одну сторону, шины стачиваются быстрее. Также износ происходит быстрее на подъемах. Многое зависит от состояния дорог, температуры, давления в шинах. Например, перекачанные шины изнашиваются быстрее.

— Мы стремимся увеличить ходимость шин за счет контроля их параметров по давлению воздуха в них, по манере езды. Целевым показателем у нас сейчас является 5% увеличения ходимости шин. Соответственно, рекомендации, которые будут даны водителю, позволят уменьшить износ шин на 4-5 %. В деньгах это получится достаточно значительная сумма в долгосрочной перспективе.


На больших машинах установят умные подсказки /фото автора

Похожую систему специалисты компании «Piklema Predictive» уже успели внедрить на Стойленском ГОКе. Там работа была направлена на контроль технологических параметров работы самосвалов, анализ аварийных ситуаций и поломок. На предприятиях Евраза подобная технология внедряется впервые.

— После монтажа оборудования и сбора данных, проведения всех анализов и настройки всего оборудования, у нас по плану два контрольных замера. То есть, это месяц до внедрения системы и месяц после внедрения системы. Дальше эти параметры будут сравниваться, и уже комиссия сделает вывод об экономии. К концу октября у нас должны будут уже проведены все замеры, получим цифры, и на их основании можно будет давать рекомендации водителям. Дальше все будет зависеть от водителей. Мы можем дать лишь инструмент-рекомендацию, а исполнять ее или нет — это уже зависит от водителя.

По словам Егора Рустамова, впоследствии будут внедрены определенные элементы дополнительной мотивации для водителей, завязанные на экономии топлива и меньшем износе шин.

— В нашу работу входит монтаж оборудования и анализ, которым будут заниматься программисты-аналитики, от правильности их работы и будет зависеть экономия. Не все водители с радостью пропускают нас на свое рабочее место для монтажа оборудования. Некоторые думают, что мы хотим поставить их в какие-то рамки, ограничить их. Думают, что теперь их будут больше контролировать, и жизнь их станет только хуже. Но на самом деле цель не в усилении надзора, а в рекомендациях, которые помогут экономить ресурсы комбината.

Некоторые сомневаются в правильности тех рекомендаций, которые будут им даваться.
— Но все мы понимаем, что ситуации на дороге бывают разные, в любом случае, все будет зависеть от водителя и принимать решения только ему.

Проект по внедрению цифровых технологий для уменьшения потребления ресурсов техникой был разработан одной из групп программы «Новые лидеры Евраза». «Новые лидеры Евраза» — это проект компании, который направлен на подготовку стратегического кадрового резерва руководителей. Один из этапов обучения – предложение идей для улучшения производства. Специалисты придумывают свои пути для более эффективной работы предприятия, после чего лучшие задумки получают финансирование и реализуются. Эта практика существует в Евразе уже много лет.

Дальнейшая оценка работы этого проекта позволит говорить о возможности масштабирования. Если будет положительный результат, подобные технологии будут внедрены и на другую технику комбината.


Иван Стрыков

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.