И все это — школа. И все это — юность
От автора: «В этом году исполнится 50 лет со дня окончания этими людьми средней школы. В моей жизни они были первыми учениками, к которым я вошла в класс не как студентка-практикантка, а как настоящий учитель» /фото предоставлено автором
По-разному приходят в школу учителя и по-разному складываются их судьбы. Я в единственную в моей практике школу пришла молодым специалистом. Сколько трудностей ждало меня впереди!
И это неизбежно, так как диплом педагогического ВУЗа — это только документ на право приобщения к большому и необычно сложному труду. У меня не было опыта, я не могла ни с чем сравнить каждую новую педагогическую ситуацию.
Моя школа №4 тоже не имела опыта, она только что была сдана в эксплуатацию. Для школы это было время сильных личностей и больших свершений.
В школе с первых дней царила атмосфера увлеченности и творческого подъема. В это время формировалась система ученического самоуправления. Осмысление ответственности за судьбу новой школы формировало у учащихся чувство ее хозяев.
Добрые, уважительные отношения между учителями и учениками помогали успешной организации учебной деятельности и общественно-полезного труда, занимавшего в жизни школы важное место.
Среди детей, которых мне предстояло обучать математике, были любознательные, озорные ученики двух шестых классов. Мне предстояло найти путь к каждому юному созданию. А они ждали, каким будет урок, целые 45 минут нашей совместной деятельности.
Дети взрослели, набиралась опыта и я. Училась быть и уравновешенной, и строгой, и уступчивой, и требовательной, и невозмутимой, и жизнерадостной.
После окончания этими детьми неполной средней школы были сформированы два девятых класса, в одном из которых я стала классным руководителем.
Деятельность, условия жизни, атмосфера школы — это главные ориентиры в жизни каждого класса. Школьники собирали макулатуру и металлолом, озеленяли территорию, убирали урожай картофеля в подхозе «Сигнальный», боролись за честь класса и школы в спортивных состязаниях, участвовали в тематических конкурсах — все это способствовало становлению коллектива и моего 9А класса. Комсоргом избрали собранную и ответственную Таню Долгих, которая была главным организатором деятельности класса до окончания школы. Для текущих дел создавали временные руководящие органы. Недостатка в творческих учениках не было.
Главным занятием для ребят была, конечно же, учеба. Придя в девятый класс, он вступили на финишную прямую, которая вела их к главной цели — получению аттестата о среднем образовании.
Понимая важность образования в своей будущей жизни, ребята старались сделать учение частью своей ежедневной жизни. Были сбои, неудачи, приходилось иногда в усиленном режиме приводить свои знания в соответствие со школьной программой, но ребята не сдавались.
Я же смекнула, что в этой ситуации смогу решить важную воспитательную задачу — дать возможность ученикам получить опыт преодоления трудностей. Ведь, пройдет чуть больше года, и они вступят во взрослую жизнь. А взрослая жизнь — это борьба, в которой побеждает не сильнейший, а научившийся не сдаваться.
Пригласили нас в село Старая Калитва Воронежской области, куда мы отправляли запрос. До конца учебного года сформировали трудовой отряд, а в середине июля отправились в путь.
Встретили нас приветливо. В первый же день председатель колхоза провел инструктаж о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Особенно внимательными просил быть с неразорвавшимися снарядами, которые встречались в этих местах со времен Великой Отечественной Войны.
Трудовую смену выдержали стойко. Убирали вишню, яблоки, окапывали приствольные круги у плодовых деревьев. И все это в изнуряющую жару.
Вторую часть дня проводили на пляже. Вот сейчас пишу, а передо мной, словно с высоты птичьего полета, открывается южная картинка — медленно течет Дон, окаймленный светлым песком пляжа, теплый воздух с холмов наполняет эту благодать, а на ее фоне ставшие родными лица моих «юных колхозников».
Работой ребят в колхозе остались довольны. Помимо причитающейся заработной платы каждый участник трудового отряда получил премию — литровую банку свежего ароматного меда. Домой возвращались загоревшими, повзрослевшими, довольными собой.
В этом году исполнится 50 лет со дня окончания этими людьми средней школы. В моей жизни они были первыми учениками, к которым я вошла в класс не как студентка-практикантка, а как настоящий учитель. Они были первым выпуском, в котором я была классным руководителем и с которыми я впервые совершила дальнее путешествие и остро почувствовала свою ответственность за здоровье и жизни детей.
Таня Долгих (Татьяна Леонидовна Вишневская) преподавала математику в лицее №6 Качканара. Ее уроки отличались большой требовательностью к себе и учащимся, исключительной продуманностью, нестандартностью, умением использовать весь материал урока для развития мыслительной деятельности учащихся.
Люба Собянина (Людмила Арсентьевна Безбородова) так же преподавала математику в лицее №6. Ее успех в реализации целей урока достигался благодаря правильному выбору методов и приемов обучения. Решающую роль здесь играла не педагогическая мода, а опыт и особенности мастерства учителя, которые всегда шли вровень с развитием педагогической науки.
Люба Жарова (Любовь Александровна Маматова) работала преподавателем математики в системе профтехобразования. Увлеченность своим делом, трудолюбие, четкость в работе, жизнерадостность — вот те качества, которые ей характерны.
Анатолий Аркадьевич Сергеев, учитель русского языка и литературы, был директором Валериановской школы.
Люда Пайвина преподавала французский язык за пределами нашего города.
Я благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность сделать первые шаги на педагогическом поприще именно с этими неугомонными, решительными, добрыми детьми.
Дорогие мои повзрослевшие дети! Желаю вам и вашим близким доброго здоровья, радости, процветания и творческих успехов! Пусть судьба будет к вам благосклонна!
Римма Сабанина (Воскресенская), ветеран школы №4