И все это — школа. И все это — юность


От автора: «В этом году исполнится 50 лет со дня окончания этими людьми средней школы. В моей жизни они были первыми учениками, к которым я вошла в класс не как студентка-практикантка, а как настоящий учитель» /фото предоставлено автором

По-разному приходят в школу учителя и по-разному складываются их судьбы. Я в единственную в моей практике школу пришла молодым специалистом. Сколько трудностей ждало меня впереди!

И это неизбежно, так как диплом педагогического ВУЗа — это только документ на право приобщения к большому и необычно сложному труду. У меня не было опыта, я не могла ни с чем сравнить каждую новую педагогическую ситуацию.

Моя школа №4 тоже не имела опыта, она только что была сдана в эксплуатацию. Для школы это было время сильных личностей и больших свершений.

Директор школы И.В. Звягин и его заместители Н.П. Петрова и З.Л. Рябова тогда не думали, что творят историю школы, но навсегда остались в ней.

В школе с первых дней царила атмосфера увлеченности и творческого подъема. В это время формировалась система ученического самоуправления. Осмысление ответственности за судьбу новой школы формировало у учащихся чувство ее хозяев.

Добрые, уважительные отношения между учителями и учениками помогали успешной организации учебной деятельности и общественно-полезного труда, занимавшего в жизни школы важное место.

Среди детей, которых мне предстояло обучать математике, были любознательные, озорные ученики двух шестых классов. Мне предстояло найти путь к каждому юному созданию. А они ждали, каким будет урок, целые 45 минут нашей совместной деятельности.

Дети взрослели, набиралась опыта и я. Училась быть и уравновешенной, и строгой, и уступчивой, и требовательной, и невозмутимой, и жизнерадостной.

После окончания этими детьми неполной средней школы были сформированы два девятых класса, в одном из которых я стала классным руководителем.

Директором школы в это время был талантливый педагог К.Н. Новиков. Он всегда считался с мнением учеников. Совместными усилиями искали решение проблем ученического сообщества.

Деятельность, условия жизни, атмосфера школы — это главные ориентиры в жизни каждого класса. Школьники собирали макулатуру и металлолом, озеленяли территорию, убирали урожай картофеля в подхозе «Сигнальный», боролись за честь класса и школы в спортивных состязаниях, участвовали в тематических конкурсах — все это способствовало становлению коллектива и моего 9А класса. Комсоргом избрали собранную и ответственную Таню Долгих, которая была главным организатором деятельности класса до окончания школы. Для текущих дел создавали временные руководящие органы. Недостатка в творческих учениках не было.

Главным занятием для ребят была, конечно же, учеба. Придя в девятый класс, он вступили на финишную прямую, которая вела их к главной цели — получению аттестата о среднем образовании.

Понимая важность образования в своей будущей жизни, ребята старались сделать учение частью своей ежедневной жизни. Были сбои, неудачи, приходилось иногда в усиленном режиме приводить свои знания в соответствие со школьной программой, но ребята не сдавались.

Однажды ко мне обратились мои девятиклассники — не могла бы я вместе с ними поехать в южные края собирать урожай фруктов. Моими учениками, конечно же, двигало желание реализовать мечту о новых ярких впечатлениях, что вполне естественно для юношеского возраста.

Я же смекнула, что в этой ситуации смогу решить важную воспитательную задачу — дать возможность ученикам получить опыт преодоления трудностей. Ведь, пройдет чуть больше года, и они вступят во взрослую жизнь. А взрослая жизнь — это борьба, в которой побеждает не сильнейший, а научившийся не сдаваться.

Пригласили нас в село Старая Калитва Воронежской области, куда мы отправляли запрос. До конца учебного года сформировали трудовой отряд, а в середине июля отправились в путь.

Встретили нас приветливо. В первый же день председатель колхоза провел инструктаж о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Особенно внимательными просил быть с неразорвавшимися снарядами, которые встречались в этих местах со времен Великой Отечественной Войны.

Я оцепенела от испуга, когда мужская часть нашего отряда в этот же вечер отыскала какой-то снаряд и принесла его в спальню. Снаряд изъяли, повторный инструктаж пришлось проводить уже мне самой.

Трудовую смену выдержали стойко. Убирали вишню, яблоки, окапывали приствольные круги у плодовых деревьев. И все это в изнуряющую жару.

Вторую часть дня проводили на пляже. Вот сейчас пишу, а передо мной, словно с высоты птичьего полета, открывается южная картинка — медленно течет Дон, окаймленный светлым песком пляжа, теплый воздух с холмов наполняет эту благодать, а на ее фоне ставшие родными лица моих «юных колхозников».

Работой ребят в колхозе остались довольны. Помимо причитающейся заработной платы каждый участник трудового отряда получил премию — литровую банку свежего ароматного меда. Домой возвращались загоревшими, повзрослевшими, довольными собой.

В этом году исполнится 50 лет со дня окончания этими людьми средней школы. В моей жизни они были первыми учениками, к которым я вошла в класс не как студентка-практикантка, а как настоящий учитель. Они были первым выпуском, в котором я была классным руководителем и с которыми я впервые совершила дальнее путешествие и остро почувствовала свою ответственность за здоровье и жизни детей.

Этот выпуск единственный в моей практике, где стали учителями пять выпускников, причем трое из них учителями математики.

Таня Долгих (Татьяна Леонидовна Вишневская) преподавала математику в лицее №6 Качканара. Ее уроки отличались большой требовательностью к себе и учащимся, исключительной продуманностью, нестандартностью, умением использовать весь материал урока для развития мыслительной деятельности учащихся.

Люба Собянина (Людмила Арсентьевна Безбородова) так же преподавала математику в лицее №6. Ее успех в реализации целей урока достигался благодаря правильному выбору методов и приемов обучения. Решающую роль здесь играла не педагогическая мода, а опыт и особенности мастерства учителя, которые всегда шли вровень с развитием педагогической науки.

Люба Жарова (Любовь Александровна Маматова) работала преподавателем математики в системе профтехобразования. Увлеченность своим делом, трудолюбие, четкость в работе, жизнерадостность — вот те качества, которые ей характерны.

Анатолий Аркадьевич Сергеев, учитель русского языка и литературы, был директором Валериановской школы.

Люда Пайвина преподавала французский язык за пределами нашего города.

Я благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность сделать первые шаги на педагогическом поприще именно с этими неугомонными, решительными, добрыми детьми.

Дорогие мои повзрослевшие дети! Желаю вам и вашим близким доброго здоровья, радости, процветания и творческих успехов! Пусть судьба будет к вам благосклонна!

Римма Сабанина (Воскресенская), ветеран школы №4

  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.