Во второй школе Качканара учат детей с дефектами речи
На благотворительные средства Евраза в 300.000 рублей в 2020 году был оборудован кабинет логопсихотерапии. Авторы проекта приобрели световой стол, стол-песочницу, панно «Морское дно», различные светильники и интересные лава-лампы, водный фонтан с подсветкой, воздушно-пузырьковую колонну, сухой бассейн и сухой душ, тактильно-массажный инвентарь (дорожку, ячейки, маты), шторы и уютную мебель для кабинета
Логопед и психолог рассказывают, почему у детей бывают проблемы с речью, и как с этим справляться
— Сегодня во второй школе учится около 50 детей с ограниченными возможностями, — рассказывает педагог-логопед Ирина Грачева. — В приоритете их совместное обучение с другими ребятами в обычных классах.
Она говорит, что общения родителей с детьми сейчас крайне мало.
— Очень удобно использовать гаджеты, а общаться с детьми стало некогда. Ведь раньше, как только ребенок родится, с ним сразу начинали разговаривать и общаться, сейчас же родители сами сидят в телефонах, в интернете. А ребенок, смотрит на родителей. Когда он говорит, видит артикуляцию губ, это тоже важный элемент речевого развития. Если родитель с ним не разговаривает, то что ребенок увидит?
Она уверена, что все начинается с семьи. Отсюда и снижение коммуникации.
— Я считаю, что семья в развитии ребенка играет не просто большую роль, а просто огромную. Если есть какие-то дефекты или какие-то отклонения, в первую очередь об этом родители должны задуматься и начать действовать. Сейчас часто они ведут очень пассивное участие в жизни своих детей. Родили, накормили, нарядили, что-то организовали, может быть, отдых, а вот именно общения нет, из-за этого и развиваются проблемы.
Ирина Грачева говорит, что также важную роль играет питание.
— Здоровье ребенка — это целый комплекс. На его здоровье влияет беременность. Если она шла не очень гладко и послеродовой период тоже, и если обнаруживается какая-либо проблема, нужно просто биться во все двери.
— Это не страшно, это не какая-то патология. Но встречаются моменты и патологические. Иногда мы просто не можем достучаться до родителей, что пора бить во все колокола.
Вторая школа выиграла в областном конкурсе по организации инновационной площадки по работе с детьми с ОВЗ для внедрения инклюзивного образования в обычной общеобразовательной школе.
— Проект мы разработали в прошлом учебном году, потом сделали заявку в Евраз и получили средства, потом началась пандемия, и мы только летом закупили оборудование. Нам выделили только часть средств по заявке, но мы благодарны за это до безумия, потому что у нас появилась возможность реализовать мечты работать с такими детьми и помогать им, чем сможем. В связи с пандемией в школе существует особый режим работы, мы не можем всех желающих детей брать туда, потому что существуют требования к обработке помещения. Эта площадка только для нашей школы.
В школе нет специальных классов, дети учатся в обычных, в этом и заключается инклюзия.
— Дети существуют в обычной среде, чтобы у всех детей, которые рядом обучаются в норме развивалось к ним чувство толерантности, — говорит Ирина Грачева
Педагог-психолог Мария Васильева рассказывает, что с нарушениями речи у детей в школе работает логопед, с эмоциональной сферой — психолог.
— Категория детей, у которых сформирована задержка психического развития, выражается в нескольких направлениях. Это нарушение интеллекта, дети немного отстают в развитии от своих сверстников, и, в связи с этим, у ребенка в поведении могут быть отклонения. В эмоциональной сфере тоже могут быть отклонения, такие дети могут быть более ранимы, более тревожны, где-то агрессивны.
Если факт задержки развития установлен, комиссия дает рекомендации, поясняет в чем задержка -только в интеллектуальной сфере, либо это логопедические отклонения.
— Может быть, еще необходима помощь психолога в умении снимать тревожность, когда что-то не получается, — говорит психолог. — В умении снимать агрессивность, если у детей все-таки сформирована задержка. И это уже следствие, а причина — нарушение мозговой деятельности.
Приобретенное на благотворительные деньги Евраза оборудование позволяет снимать у детей эмоциональное напряжение, говорит Мария Васильева.
— Все занятия проводятся после уроков, я позволяю им поиграть, попрыгать и полазить в бассейне с шариками, проводим ароматерапию, капаем масла, также установлено расслабляющее кресло, чтобы они смогли лечь отдохнуть, с одной стороны дети смогут и поиграть, и, в тоже время, мы учим их расслабляться, чтобы они смогли лечь и расслабиться. Проводим песочную терапию, которая позволяет тактильно работать, развивается мелкая моторика, которая нам нужна для развития речи, и, вообще, для координации, она влияет на речь, на письмо. Когда мы рисуем песочком, ребенок может рассказать, как прошел его день, изучаем эмоциональный словарь, проговариваем, что было хорошего, что было плохого.
Она так же, как и логопед, делает упор на причины, возникающие из-за экологии, питания, нарушений в течение беременности.
— Медина шагнула вперед, недоношенных детей выхаживают. Но у них еще не сформировано то, что должно быть сформировано в животике, мозг должен созревать, а он созревает на последних этапах беременности. А сегодня медицина научилась спасать детей на ранних сроках.
Она уверена, что это хорошо, но есть и обратная сторона.
— Все, что не сформировалось внутриутробно, внеутробно уже не будет сформировано. Да и родовые травмы ведут к последствиям нарушения кровотока. И те мамочки, которые активно занимаются своими детьми и находят отклонения, которые наблюдают за ними и обращаются в больницы, обращаются к узким специалистам, проводят раннее лечение, массажи, медикаментозное лечение, успевают все компенсировать. Чем раньше ребенок получает коррекцию, тем быстрее он уходит в норму.
— Ранняя коррекция не получается, и ребенок получает коррекцию, когда он уже приходит в школу, когда ребенок получает оценки. Часто именно тогда родители начинают понимать. А время упущено.
Проект второй школы, реализованный на благотворительные деньги Евраза, направлен на раннюю коррекцию.
— Если ребенок получает заключение уже в шестом классе, то мы можем помочь только по мелочи. Например, пятиклассниками мы занимаемся, чтобы сгладить эмоциональную сферу, а старшим ребятам мы мало чем можем помочь. Упор идет на начальную школу.
В планах работа не только с детьми с ОВЗ, в четвертой четверти предстоит работа с первоклассниками. — Они пришли в школу в этом году, пусть даже в норме, но они испытывают период адаптации, привыкания к учебной среде и требованиям, — продолжает психолог. — И к концу года накапливается утомление больше, чем у всех остальных ребят. В конце учебного года их необходимо поддержать, чтобы им было полегче заканчивать учебный год. Специалистов работает очень мало, и логопедов, и дефектологов, и психологов, на то количество детей, которое мы сейчас имеем. Одно желание, что мы хотим помочь, но оно накладывается на наши возможности.
Евгения Никишина
Статья из КЧ №12 от 31.03.2021