Садоводы №6: Мы вам памятник сделаем, если решите проблему с водой
Напора практически нет. Воду для полива Лариса собирает ковшиком /фото автора
Дачники Качканара рискуют остаться без урожая из-за засухи. Как специалисты обещают решать насущный вопрос с доставкой воды. И пробурят ли скважину?
— У меня огород в 6-х садах по улице 24, — рассказывает Лидия Черепанова. — И мы сидим без воды. Платим 70 рублей за разовый полив. Воду дают один раз в неделю, вот посчитайте сколько это раз за все лето! Воду дали, её ещё и набрать надо до следующего включения воды. Включают воду не по расписанию, вот и ловите ее как хотите.
В прошлый четверг согласно графика воду должны были дать по ее улице.
— Мы пришли вовремя, к 8:00. Воду включают с 8:00 до 12:00 утром и вечером в определенные часы. Время 8:30, воды нет. По нашей улице есть участок бухгалтера сада, я подошла к ней, спросила: «Где вода?». Она ответила: «Сама не знаю, ничего понять не могу». Я у нее попросила телефон слесаря, позвонила. Слесарь говорит мне: «Сегодня не ваша улица, сегодня 27-ю качаю, смотри расписание». На что я ему и сказала, это вы смотрите, сегодня наша улица. А я с работы отпросилась, чтобы выловить эту воду. Перезвонила второй раз, на что он ответил: «Да я ошибся, сейчас вам включу». Включил в 9:12, ровно в 12:00 выключил.
В четыре должны были включить воду второй раз за день.
Публичный номер председателя садов оказался не в зоне.
— Я ему два дня звонила. Позвонила уже в управление, там заверили, что сейчас позвонят председателю. Это значит, что у него есть второй номер, который он не публикует.
Лидия рассказывает, что поданную воду она черпает ковшиком.
— Вот то, что в ковшик набежало, переливаю в емкость, много я начерпаю? Напор воды никакой, шланги лежат на огороде, в них не бежит. У меня два крана, один под горку спущен был в прудик, так там даже не капнуло. А вот этот кран я его вообще убрала и вот с трубы у меня в тазик капает, вот что накапает я и сливаю. Что я должна за 3 часа, как она говорит, набрать?!
Садовод говорит, что тема отсутствия воды больная для всех садоводов.
— И бросить участок жалко. У меня сад, как игрушка, я там столько работала, столько денег в него вложила. Да и не продать его за эти деньги, чтобы где-то другой купить.
На общем собрании садоводы предлагали разделить сады на два сада и взять второго председателя, но получили отказ.
— Вообще складывается мнение, что они только за взносы и отвечают. Мы сдаём 1.450 рублей, это на обслуживание сада, на зарплату председателя, слесаря, электрика. За воду отдельно, за свет тоже отдельно, по счётчикам. Воду, получается, дают четыре раза в месяц, в выходные вообще воды нет.
В те годы хоть дождь был, выручало как- то, я с осени оставляю емкость в три куба, мы же рано садим. Я 30 апреля помидоры уже высадила, их уже поливать надо месяц, и получается воду с осени я уже всю разлила и вот сейчас в бутылках приходится возить. Дочь мне воду в бутылках привозит на своих выходных. Что за издевательство такое? Морковка нынче даже не взошла. Её поливать надо было. А чем? Нечем! Соседка говорила, что чеснок у нее желтеет.
Обходчик и бригадир Валерий Губин работает здесь уже 6-й год, как только вышел на пенсию. Он рассказывает, что действующую линию водопровода монтировали еще в 70-х годах.
— Эта гидросистема налажена так, что воду мы можем давать только раз в неделю, и больше мы не можем, хоть расстреляйте нас. Срок службы металлической трубы 15-20 лет, у нас этим трубам по 40-50 лет. Эти трубы центрального водоснабжения брали на шламе, я еще здесь не жил. Они уже отработанные были, и здесь они стоят уже 40-50 лет. Я даже привариться к ним не могу, они сгнили. Все трубы надо менять.
Он рассказывает, что за месяц сварочных работ он сжег вместе со своими слесарями 40 литров бензина и 11 килограммов электродов.
— Я варю, варю, а привариться не к чему. Металл совсем другой должен быть. Но мы держим пока трубопровод.
Он говорит, что коллективный сад №6 самый большой в Свердловской области.
— 2,5 тысячи участков, технически никак невозможно давать воду чаще. И воду набрать на то время, которое мы ее даем, конечно, невозможно в нужном для садоводов объеме. Большая проблема — это межевые трубы, трубы садоводов, я туда не лезу, мне бы с центральными разобраться.
По его словам, трубы по улицам и участкам — это частная собственность, он за них не отвечает.
— До забора — мое, за забором — частная собственность. С заменой межевых труб количество воды изменится, трубы все сгнили.
По его словам, трубы лежат в земле и гниют, а должны быть подвешены на поверхности.
— Но, у нас еще народ такой, пока вода течет, никому ничего не надо, как только порвало трубу — кипишь начинается. Мы по своей улице с мужиками каждую весну проходим, трубы красим, краны откручиваем, проверяем. Нам не нужно ставить пластиковую трубу, потому что мы следим за своими. Следить за трубами на участке должен хозяин, соберитесь всей улицей и проверьте свои трубы, межевая труба идет на две улицы. Мужики, соберитесь, пройдите, качество ваших труб зависит только от вас. У меня один сварщик и два слесаря на весь сад.
Говоря о проблеме, Валерий Губин вспоминает местных мастеровых.
— У нас еще «кулибиных» много. Труба по межевой должна быть одного диаметра, если на 80, то вся на 80. А у нас же по всей межевой трубе разный диаметр, у кого что есть — у кого на 80, у кого на 50. Воду даем, труба грязная, забивается, всем объясняем это.
Если случается прорыв, работники вырезают часть трубы и ставят шланги.
— Да еще и понастроили так, не пролезть к трубам. Мы уговариваем садоводов, давайте менять трубы, но всегда найдется один-два человека, кто против. Люди разные, с некоторыми можно поговорить, а некоторые даже не слушают. По моим центральным трубам вода идет, ваши межевые трубы забиты, как я тебе воду дам? Вода идет, только до садоводов она не доходит.
— Они изношены на 90%, и их никак не собрать, так бы, конечно, вырезал кусок, но ты если вырежешь, то уже обратно не сваришь. Труба зиму стоит без воды, окалина, ржавчина, «холестерин» внутри все забивает. И не вырежешь, чтобы вытрясти ее, бесполезно.
Садовод Василий Пилевин уверен, что большую проблему с водой, в том числе питьевой, можно решить скважиной.
— В том году на собрание садоводов приезжал глава, мы ему говорили, что нам нужна скважина. Чтобы бабушки в сад приехали, воды набрали и пошли к себе на участки. Ведь питьевой воды нет, приходиться возить ее с города. Ладно, у меня машина есть, и они бутылки возят. Мы готовы добавить на скважину, вы только нам ее сделайте. Во всех садах скважины есть, а у нас нет. В 1-4 садах три скважины, а там всего 300 участков. Мы уже к председателю много раз обращались, сделайте нам воду и скважину, и мы вам памятник сделаем.
Председатель шестых садов Валерий Пастухов говорит, что уже планируется первая экспериментальная замена межевых труб.
— Приезжал специалист, замерил длину, 340 метров, теперь ждет от старшей по улице схему, где жилой дом и где заброшенный. После этого подготовит смету затрат. Старшая по 11-12 улице уже обошла всех, садоводы по улице готовы. Организация, которая займется заменой межевых труб, с города Нижняя Тура.
— Будет установлен толстостенный полипропилен, зиму трубы переживут спокойно, — говорит Константин Фролов, специалист по инженерным коммуникациям из Нижней Туры. — На конце улицы мы сделаем сбросник, каждые 50 метров будет отсечной вентиль на случай аварии. Теперь необходима схема расположения домиков для составления сметы.
По поводу скважин в садах №6 глава готовит ответ.
Евгения Никишина
Статья из КЧ №23 от 16.06.2021
Как вы видите решение проблемы с водой в садах?
Может хватит на кого-то надеяться а просто председателя поменять? Рыба гниет…..