1 сентября. Будет ли дистант?
Начальник управления образованием Марина Мальцева в эфире радио «Мастер» на 102,8 ФМ /фото Евгении Никишиной
Какие нас ждут ограничения в школе; обяжут ли детей ставить прививки; вернут ли продленку; есть ли на базе школ кружки и секции; кто будет охранять детей; и как быть со сборами на шторы и на ремонт класса
— Готовы ли школы Качканара к учебному году? Была ли приемка?
— Да, приемка образовательных учреждений у нас проходит в несколько этапов. Первый был в июле, это учреждения дополнительного и дошкольного образования. Завершающим этапом, 4 августа, у нас состоялась приёмка школ.
Комиссия в полном составе посмотрела все стороны готовности. И антитеррористическая защищенность, и пожарная безопасность, и готовность к отопительному сезону, и с точки зрения медицинских показателей, документация, инструкции. В общем, была проведена огромная работа.
— Сколько первоклассников нынче пойдёт в школу?
— На сегодняшний день зачислено 460, но, я думаю, что это не последняя цифра. К сожалению, у нас ежегодно есть такие родители, которые почему-то ближе к первому сентября подходят, и начинаются некоторые проблемы, иногда из-за того, что они не могут попасть в ту школу, в которую хотели.
Но, тем не менее, мы устроим всех, кто к нам придёт, если ещё до сих пор не пришёл. Я бы попросила родителей поторопиться с этим вопросом.
— По рекомендациям Роспотребнадзора, сегодня мы всё-таки ожидаем нормальное начало учебного года в очном режиме с соблюдением всех условий безопасности.
На сегодняшний день, руководителям рекомендовано также, как и в прошлом году, сделать графики прихода в школу, приёма пищи.
Торжественные линейки разрешается провести либо в классе, либо, при хороших погодных условиях, на улице. Маска в обязательном порядке. Я думаю, что мы воспользуемся хорошей погодой.
— Какие-то ещё ждут ограничения? Обяжут ли детей ставить прививки?
— На сегодня самое серьезное ограничение — это ограничение проведения массовых мероприятий, смешение классов не допускается. Мероприятия между классами не разрешаются. Мероприятия между школами также не разрешаются.
Что касается прививок, сейчас на нашем уровне об этом не говорится, но, насколько я владею новостями, знаю, что процесс всё-таки идёт, и я считаю, что это правильно. Детей защищать нужно в обязательном порядке, тем более, сейчас, когда детей стало болеть гораздо больше.
— Будут ли пускать родителей на линейку первоклашек?
— На уличной линейке — да, будет разрешено. Если это будет внутри класса, то, я думаю, будут ограничения.
— Традиционно для первоклашек на площади у ДК делается какой-то праздник. Будет ли в этом году что-то такое?
— Да, мы планируем. Праздник на улице при хороших погодных условиях состоится.
— Будет ли продленка? Сколько стоит, и что там будут делать дети? Будет ли вторая смена?
— Давайте начнём со второй смены сначала, это актуально, наверное, будет для родителей. И хотелось бы понимание от них.
Дело в том, что одним из условий начала учебного года является закрепление классов за кабинетом, и, соответственно, дети переходить по школе тоже не будут, это тоже будет ограничительным вариантом, как и в прошлом году. Весь прошлый год мы проучились в таком формате, и сейчас будет также.
Но, так как у нас есть такие большие школы, как лицей №6 или школа №7, мы не можем в одну смену закрепить за каждым классом кабинет. Соответственно, часть у нас уйдёт именно на вторую смену.
Но, надеюсь на понимание — мы просто-напросто по-другому поступить не можем.
Про продленку. Понятие «продлёнка» у нас ушло несколько лет назад после введения нового государственного стандарта.
У нас появилась обязательная часть образования — внеурочная деятельность, которая может включать до 10 часов в неделю. И спортивно-оздоровительная, и духовно-нравственная. Можно сказать, внеурочная деятельность охватывает различные направления, то есть то, что специфично для этой школы, то и предлагается в рамках внеурочной деятельности. Поэтому ребёнок уже может быть занят достаточно длительное время в школе.
Кроме этого, многие дети у нас занимаются в дополнительном образовании, и после школы бегут сразу же в спортивную школу, художественную школу и так далее.
Кабинет проекта «Точка роста» во 2-й школе
Вот раньше на продлёнке что делали? Делали уроки на завтра, интеллектуальными или спортивными играми ещё иногда занимались. В большей степени, это была занятость детей пока родители на работе.
Но, тем не менее, на сегодняшний день мы проводим, определяем потребность в таком виде, как продленка, если уже будет какое-то определённое количество, мы, наверное, будем решать этот вопрос.
— Есть, в рамках класса мы можем реализовывать дополнительное образование. Спортивные кружки тоже никто не отменял.
— Скажите, предусмотрена какая-то материальная поддержка учителям, работающим в дистанте?
— В принципе, педагог также исполняет функции преподавателя хоть в очной форме, хоть в дистанте. Поэтому, я думаю, что руководители просто-напросто ценят и оценивают своих педагогов по их заслугам, по их результатам, и, соответственно, исходя из этого, идёт стимулирование.
Потому что дистанционное обучение тоже показало различные подходы педагогов. То есть, кто-то качественно подходил к подготовке, выходил в открытый эфир с детьми. Кто-то занимался просто электронным обучением в силу того, что он ещё не смог на тот момент освоить технологии дистанционного обучения.
Поэтому работа педагога оценивается руководителем по заслугам.
— Испытывает ли кадровые проблемы наш город?
— Да, проблемы кадровые у нас есть, и, как правило, мы уже в конце учебного года начинаем прогнозировать возможные вакансии на новый учебный год. Информацию мы обязательно собираем, обобщаем.
Вот, например, на июнь у нас, по сведениям руководителей образовательных учреждений, планировалось 20 вакансий во всех семи общеобразовательных школах. Это, в основном, учителя-предметники — английского языка, русского языка, математики, информатики и учителя начальных классов, в том числе тоже.
Мы, конечно же, работаем в части того, чтобы данные вакансии заполнить. Обращаемся в высшие учебные заведения, отправляем заявки и предложения с нашими возможностями, которые мы можем предложить молодым специалистам на сегодняшний день.
В этом году практически каждый руководитель сделал видеоролик о своей общеобразовательной школе и направил в ВУЗ с личным приглашением педагогов.
Мы тоже воспользовались такой возможностью и сделали большой клип из многих сюжетов.
Второе направление — это участие в федеральном проекте «Земский учитель», куда мы заявили о 15-ти вакантных местах именно для рассмотрения в этом конкурсе. И, честно говоря, у нас в этом году просто один из лучших результатов в Свердловской области.
Изначально у нас планировали приехать в рамках проекта «Земский учитель» пять педагогов. Один всё-таки выбрал другую территорию, к сожалению, не нашу. Но, четверо уже приехали в Качканар. Один приехал в валериановскую школу, два в седьмую школу и один в школу №2.
Очень благодарны главе нашего города Андрею Ярославцеву за то, что он помог решить жилищный вопрос, и это стало одним из важных показателей, что педагоги к нам приехали.
— И многие выбрали Качканар именно из-за того, что у нас решается жилищный вопрос. Поэтому четыре педагога к нам приехали — уже опытные педагоги, то есть они уже со стажем.
Кроме этого мы ожидаем двух молодых специалистов в седьмую школу. Двух — в детские сады.
Ещё и в лицей приходят, и в третью школу. То есть фактически, у нас приём молодых специалистов осуществляется после 15 августа. Поэтому надеюсь, что до десятка вакансий мы закроем точно. Может быть, и больше.
— Наверное, главная замануха в нашем городе — это предоставление жилья.
— Да, но это люди уже семейные. Они уже поработавшие, имеющие большой опыт. Для молодых педагогов у нас ещё есть общежитие по адресу 4а-77, где есть свободные комнаты, мы ещё можем предложить и комнаты в общежитии, на первое время, по крайней мере.
— Помимо жилья, какие ещё заманухи мы предлагаем педагогам, готовым сюда приехать?
— «Земский учитель» уже сам по себе замануха, как вы говорите, потому что они получают кроме этого подъёмные в один миллион рублей. Миллион им дается уже просто за то, что они приехали.
В программе «Земский учитель» мы участвуем второй год. В прошлом году у нас был хороший опыт, когда педагог выиграла миллион и приехала работать в седьмую школу.
Это учитель начальных классов, замечательный педагог. Мы очень рады, что она к нам приехала. И она сразу решила вопрос жилищный, именно благодаря этому миллиону. Но им даётся миллион не обязательно для приобретения жилья, они могут его потратить по своему усмотрению.
— Нет, у лицея №6 директор имеется. В декабре 2020 года у нас был проведён конкурс, Елена Викторовна Мальцева сейчас замещает должность директора.
— Хорошо, а что со вторым директором?
— У нас в прошлом году были исполняющие обязанности директора валериановской школы и лицея №6. Они обе уже на законных основаниях являются директорами.
В этом году, к сожалению, у нас тоже написали заявление два директора. Это школа №7 и школа №3.
— По каким причинам директоры пишут заявления?
— Для одного из директоров причина — выход на пенсию, потому что возраст и усталость, хотя она замечательнейший руководитель, поэтому мы страдаем от того, что она уходит. Но, к сожалению, годы идут.
Второй руководитель в настоящее время по состоянию здоровья после перенесенной болезни.
В седьмой школе мы уже назначили исполняющего обязанности Мельникова Вадима Валерьевича, до проведения конкурсной процедуры он будет занимать должность.
В школе №3 у нас пока вакантное место, поэтому, если есть претенденты, желающие попробовать себя в должности руководителя третьей школы, будет объявлен конкурс. Но, для начала мы должны исполнять обязанности.
Столовая в 5-й школе
— Какие меры были предприняты в этом году для обеспечения безопасности детей? Кто охраняет детей? Всё те же бабушки-пенсионеры?
— Мы уже второй год в школах заключаем договор с частными охранными предприятиями. На дневной период с 7-ми утра до 7-ми вечера осуществляет охрану охранная организация. Они абсолютно разные, они у нас определяются путём конкурсных процедур, в обязательном порядке имеющие лицензию.
Они обязаны соблюдать условия, которые предусмотрены договором предоставления услуг физической охраны. Это когда выставляется техническое задание для конкурсной процедуры, условия обязательно прописывается, то, что необходимо именно для школы и детского сада.
— Как школьников обеспечивают учебниками?
— Учебниками у нас школьники обеспечены абсолютно все.
— Другой вопрос, что часто возникают конфликтные ситуации, когда обращаются родители по поводу сбора денег на учебники, а это не учебники, а так называемые рабочие тетради, которые идут в помощь педагогу и детям для усвоения программы.
Рабочие тетради не являются обязательной частью учебника и учебного процесса, здесь уже на усмотрение родителей и педагога, но заставлять родителей приобретать рабочие тетради никто не имеет права, если это не предусмотрено нормативным актом школы.
— Как быть со сборами на шторы и на ремонт класса?
— Я, конечно же, против таких сборов на шторы и ремонт класса, Понятно, что финансирование идет из местного бюджета и мы очень много делаем сейчас для школ, для детских садов, для дополнительного образования. Все в большей степени направлено на какие-то глобальные проблемы — ремонт кровель, замену ограждения, замену пожарной сигнализации и так далее.
На самом деле, не всегда хватает на какие-то текущие косметические ремонты, но школы, в большинстве своём, развивают внебюджетную деятельность и используют именно эти средства. Кто-то имеет хороших социальных партнеров, которые помогают. За что им большое спасибо. Самое интересное, что очень часто на родительских собраниях очень инициативные родители сами предлагают помощь, мы им очень благодарны.
— За участие мы всегда очень благодарны. И, на самом деле, благодарим родителей, без них мы не справимся ни с одной проблемой — ни с учебной, ни с какой-то другой в школе, детском саду.
Но, я категорически против таких колоссальных вложений. Если такие вещи есть, я всегда говорю, звоните, мы будем обязательно разбираться с этими вопросами.
Беседовал Александр Власовских
Смотрите также:
— В Качканар приехала победитель федеральной программы «Земский учитель»