Реабилитация рисунками
Матвей Попов и его картина /фото Евгении Никишиной
В ДДТ проходит выставка «Прогулка по саду» по арт-терапии в рамках проекта «Евраз — детям»
— Прежде чем готовить эту выставку, педагоги с детьми разобрали, что такое ботанический сад, какие растения и цветы можно в нем увидеть, — рассказывает Надежда Куманеева, методист ДДТ. — Потом педагог предлагал ребенку какие-то варианты, чтобы он выбрал, что хочет нарисовать, какое растение, или цветок, либо как он сам представляет этот ботанический сад. Так педагог с ребенком определялись, что именно они будут рисовать.
Выставка в этом году проходит только в актовом зале.
— Расширенной презентации не будет. Раньше педагоги с детьми готовили стихи и песни, либо театрализованную сценку, посвященную тематике выставки. Сейчас это всё запрещено и, к сожалению, нет такой возможности.
Педагоги дополнительного образования, которые проводят детям групповые и индивидуальные занятия, — Татьяна Долгих, Екатерина Реут, Наталья Грядун, Марина Субботина, и педагог Наталья Волкова, которая работает учителем в школе №3, она также является участником этого проекта.
По словам Надежды Куманеевой, цель арт-терапии — это социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством художественного творчества.
— Видов арт-терапии много, с 2010 мы года ввели рисование, декоративно-прикладное творчество, песочную терапию, интерактивную песочницу, легоконстуирование, кубороконтсруирование, фототерапию и куклотерапию.
В качканарском проекте «Евраз — детям» принимает участие 44 ребёнка.
— По нашему уставу, клуб «Милосердия», который входит в наше учреждение, работает именно с детьми, имеющими инвалидность. Проект «Евраз — детям» первоначально был рассчитан на детей с ДЦП, нас взяли в этот проект, потому что у нас в этот момент 75% детей, которые посещали наш клуб, они имели ДЦП, а у остальных детей были разные заболевания. На сегодняшний день у нас тоже есть дети с диагнозом ДЦП, они имеют преимущество. Если к нам приходит ребёнок с этим заболеванием и у нас есть места, мы берем его в первую очередь. То есть, детей с ДЦП на занятия по акватерапии направляем в первую очередь, а потом уже идут дети, у которых другие заболевания.
ДЦП считается основным заболеванием для реабилитации.
— У нас, причём, по ДЦП есть дети, которые имеют тяжёлые формы. Это лежачие дети, с которыми педагоги занимаются индивидуально и только на дому. Если какие-то родители могут, то они приносят своих детей. Например, на тематические фотосессии, когда мы их проводим, либо на какие-то праздники, на эту же презентацию выставки рисунков или на презентацию выставки по фототерапии
Она рассказывает, что пока ещё дети не выросли, родители стараются где-то с ними побыть и привезти их на мероприятие.
— А когда дети уже подрастают, им становится 15-16 лет, это очень сложно сделать — сложно куда-то повести такого большого ребёнка, тогда они уже в основном дома занимаются.
Кроме детей ДЦП здесь занимаются аутисты, дети с синдромом Дауна, дети с энцефалопотией.
— Сейчас идёт очень большой процент детей, имеющих ментальные нарушения. По количеству на втором месте после детей с ДЦП. И, к сожалению, количество детей-инвалидов в Качканаре увеличивается, становится всё больше с каждым годом.
Основное направление реабилитации деток — это рисование и декоративно-прикладное искусство.
— Кроме этих направлений есть занятия по фототерапии для детей, которые более-менее нормально могут работать руками, у которых сохранен интеллект. Дети посложнее принимают участие в качестве фотомодели, занимаются лего-конструирование. Если ребенок способен заниматься, педагог вносит такой блок в его общеразвивающую программу.
В этом году в ДДТ начали новое направление, похожее на легоконструирование с названием кубороконструирование.
— Это специальные деревянные конструкторы, которые приобретали в Екатеринбурге. Их выпускают в Швейцарии. С помощью этих конструкторов у ребёнка очень хорошо развивается инженерное мышление и хорошо идёт работа с развитием мелкой и крупной моторики рук.
Также педагоги в работе с детьми используют куклотерапию.
— Мы закупили куклы тоже в рамках проекта. Куклы платочные, куклы перчаточные и ручные.
Еще одно направление, песочная терапия.
— Для этого у нас есть светодиодный стол, на котором можно рисовать песком различные рисунки, фотографировать их, в результате получаются объёмные и очень интересные фотографические работы. У нас есть интерактивная песочница, где можно развивать математику, рисование и географию, можно получить очень большой объём сведений.
Эти рисунки дети создавали вместе с педагогами /фото Евгении Никишиной
Такая выставка рисунков обычно проходит три раза в год.
— Итоговую проводим в мае. Также в мае проводим выставку по фототерапии, на ней представляем работы за прошедший учебный год, отбираем самые лучшие и из них формируем основную выставку.
Методист ДДТ Надежда Куманеева признается, что у них есть возможность ежегодно вывозить детей в цирк Нижнего Тагила и на экскурсию. Например, в прошлом году ездили на экскурсию в «Этнографический парк» реки Чусовой. В этом году запланирован «Парк Сказов» в Арамиле.
Марина Попова, мама 11-летнего Матвея, рассказывает, что у мальчика диагностировано органическое поражение головного мозга.
— Мы посещаем все занятия по фототерапии, акватерапии, ходим в бассейн на групповое занятие. Занятия в группах с детьми ему очень помогают. Во-первых, это социализация, общение с детьми, творческое развитие. На занятия в ДДТ мы ходим два раза в неделю, в понедельник на индивидуальное занятие с преподавателем, они занимаются и леготерапией, и лепят, и поделки делают, рисуют для моторики и для развития памяти. В среду посещаем групповые занятия, там проходит сказкотерапия и изобразительное искусство, развивается мышление.
В пятницу Матвей посещает групповые занятия по акватерапии в бассейне.
— С нами работает четыре педагога. На занятия мы тратим по полтора часа три дня в неделю. Занятия сыну очень нравятся, ходит он на них с удовольствием на протяжении 4-х лет.
Она рассказывает, что рисунок сына по арт-терапии в прошлом году принимал участие во всероссийском конкурсе и занял призовое место. Работа Матвея и в этот раз принимает участие в выставке «Прогулка по саду».
— Я нарисовал рисунок, на котором нарисованы цветы и велосипед, — говорит Матвей Попов. — Я выбрал этот рисунок, потому что он красивый. Рисовал его по своему воображению. Мне потребовалось полчаса. Рисовал я карандашами и восковыми мелками, мой педагог Наталья Николаевна мне помогала.
Выставка продлится до 30 января 2022 года.
Евгений Никишина. Жду ваши отзывы. Звоните 6-50-03, 8-900-1974-701