Мошенники всегда призывают к незамедлительным действиям, чтобы не дать вам обдумать ситуацию
Звонков от мошенников клиентам банков стало еще больше. Злоумышленники используют все более изощренные схемы и способы обмана. В нашем разъяснении обратите особое внимание на заковыченные словосочетания, означающие обратный смысл.
Как понять, что вас пытаются обмануть?
1. Начинают поступать неожиданные для вас звонки из служб безопасности банков, от сотрудников службы поддержки госуслуг, сотрудников центрального банка, МВД, ФНС или других правоохранительных (государственных) органов.
Как правило, в таких звонках задействовано несколько участников из различных «государственных структур». Мошенники имитируют переводы разговора с одного сотрудника на другого, используют шум колл-центра на фоне и поставленный роботизированный голос.
Как рассказал наш читатель, при одном из звонков в таком «колл-центре» на заднем фоне неожиданно заиграл гимн России и раздался громкий мат.
Помните, что номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить.
Перепроверяйте информацию в организации, сотрудником которой представился звонящий, — в вашем банке, центробанке или другом ведомстве.
2. Мошенники стараются использовать в речи сложные и профессиональные термины, убеждают не рассказывать никому о разговоре, даже родственникам и близким. Часто, чтобы забрать ваши деньги, они ссылаются на статьи КоАП РФ и УК РФ. Для подкрепления легенды могут присылать через мессенджеры копии «постановлений», «указаний банка России», «судебных решений», «исполнительных листов» или служебных удостоверений, причем могут использоваться данные реальных сотрудников органов внутренних дел. Например, ФИО и номер удостоверения сотрудника.
Не ведитесь на эти ухищрения, не отвечайте им и не задавайте вопросы. Вы можете попасть под психологическое влияние. Просто отключите звонок.
3. В качестве предлога по таким звонкам всегда используются темы, связанные с финансами.
Например:
— произошла компрометация ваших данных в различных организациях;
— кто-то пытался осуществить переводы с вашего счета в банк;
— от вашего имени подана кредитная заявка, требуется подтверждение;
— от вас поступила заявка о смене анкетного номера, требуется подтверждение.
4. Для убедительности злоумышленники могут сообщить вам те данные, которые известны им из открытых источников.
Те данные, которые вы когда-то открыли публично, например, любые данные в социальных сетях, могут быть давно доступны мошенникам.
5. Мошенники стремятся убедить вас перевести диалог в сторонние программы или мессенджеры и под различными предлогами просят продемонстрировать экран, осуществить видеозвонок в одностороннем порядке. При успешном подключении просят зайти на сайт госуслуг, в приложение банка и так далее для «проверки» своих данных и остатков на счетах.
Так незаметно для вас ваши личные данные становятся доступны злоумышленникам.
Не нужно соглашаться, если телефонный разговор просят перевести в стороннюю программу/мессенджер, а также устанавливать на мобильное устройство и компьютер программы по просьбе незнакомых людей.
6. В ходе разговора вас незаметно подводят к разглашению персональных данных или других критичных сведений, искусственно затягивая время разговора, чтобы притупить бдительность. Это могут быть вопросы о том, в каких банках открыты счета и карты, какими платежными системами пользуетесь, просьба сообщить ваши ФИО, ИНН, остатки по счетам даже без точной суммы.
Не нужно сообщать никому личную информацию, такую как реквизиты карты — срок действия карты, CVV2, логин и пароль.
Не нужно сообщать любые коды и пароли из СМС и пуш-уведомления кому бы то ни было. Не нужно переводить свои деньги незнакомым вам людям, на «безопасные ячейки» или «страховой счет» по просьбе неизвестных.
Не нужно сообщать свои персональные данные, если вы не сами звоните в банк.
7. Мошенники стремятся застать вас врасплох, напугать и сбить с толку. Они всегда призывают к незамедлительным действиям, чтобы не дать вам обдумать ситуацию.
Знайте, что ситуация, где вас принуждают к мгновенным действиям и на вас давят, всегда подозрительна. Лучше сразу прекращайте разговор.
Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Будьте бдительны.
Что делать, если вы все-таки сообщили свои данные?
Немедленно прекращайте разговор и позвоните по телефону, указанному на вашей карте или на официальном сайте банка.