Новому Движению детей отдадут даже лагеря, а активистам – добавят баллы при поступлении в ВУЗы
В каждой качканарской школе появятся первичные отделения нового Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи(РДДМ) «Движение Первых». О том, зачем это нужно, как избежать добровольно принудительного членства в нем, как стать его участником – в интервью!
У нас в гостях начальник Управления образования Марина Андреевна Мальцева и председатель местного отделения Российского движения школьников, методист по работе с детскими общественными организациями Дома детского творчества (ДДТ) Олеся Валентиновна Волоковых. Здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, в чем суть нового движения детей и молодежи? Не станет ли оно прообразом пионерии?
О.В. — Когда создавалось российское движение школьников – был такой вопрос. И организаторы отвечали так, что это – «не пионерия, но и пионерия в том числе». То есть суть в том, чтобы взять всё лучшее из практик советской системы воспитания и завернуть это в современную упаковку, технологии, с учетом именно современных детей.
М.М. — Я бы сказала, что в первую очередь здесь ставится приоритетом добровольность. Каждый ребенок самостоятельно должен определить «нужно ему это, или нет»
О.В. — Одна из задач российского движения молодежи в том, чтобы развивать детское самоуправление. Сами дети здесь решают: какое название они на первом съезде решили сделать — «Движения Первых», они сами решают и определяют миссию.
Пионерия была, так или иначе, на идеологической платформе построена. Удаться ли сейчас избежать вот такой идеологии, или нет такой цели?
О.В. — Если закладывать в слово «идеология! Какую-то политическую подоплеку, то здесь она исключена, здесь именно государство выступает не в качестве органа, который проталкивает свои идеи, а именно в качестве наблюдательного органа и в качестве помогающего. То есть для того, чтобы создавать именно условия. А сама идеология здесь больше «миссия». Дети сформулировали сами миссию, идею, в основе любого действия лежит идея.
Миссия у них замечательная, на самом деле: за Россию, мы за единство, мы за то, чтобы быть первыми. По-моему, это классно для современного поколения.
М.М. — Отпускать организованное движение без контроля, без направления, тоже нельзя. Если говорить о самоуправлении детей, то они могут самоуправляться любой группой организованной. Я в этом случае привожу пример «Тимур и его команда». Команда «Мишки Квакина», тоже была самоорганизованна, но определенные цели самоуправления у него были совсем другие.
Как вообще «Движения Первых» появилось? С чего всё началось? Какие цели и задачи у этого нового детского объединения?
О.В. — Изначально, на одной из встреч с президентом активистов российского движения школьников, одна из активисток предложила: почему бы не создать движение, расширить его, для того чтобы был большой возрастной диапазон. Потому что школьники закончили школу и куда дальше? Президент сказал: «Да мы вас услышали, всё будет, всё будет хорошо».
После этой встречи вышел документ, чтобы рассмотреть создание движения, которое могло бы охватить больше детей по возрасту. Уже в декабре был первый съезд РДДМ. Прошло, условно говоря, полгода с момента предложения и до создания организации .
Сейчас, например, на слуху две больших крупных организаций детей и молодежи — «ЮНАРМИЯ» и «Российское Движение Школьников». Значит ли создание нового движения то, что эти два движения были неэффективны? Не отменяется ли новым движением эти два?
М.М. –Ни в коем случае, эти два движения не уходят никуда, они становятся частью Российского движения молодежи. Здесь как раз больше возможностей: как участвовать в РДШ-мероприятиях и активностях ,так и в движениях, тех активностях которые предлагают Российское движение молодежи.
О.В. — РДШ постепенно, именно сама аббревиатура уходит в небытие, а организация вливается в РДМ, а вот ЮНАРМИЯ, как полноценная организация, так и остается, просто входит в состав Российского Движения Молодежи. Помимо того, что там могут быть персональные участники, таких категории: дети обучающиеся – участники; участники – наставники, совершеннолетние, которые могут уже работать с несовершеннолетними детьми; и третья категория — это организации которая официально государственно зарегистрированы, ЮНАРМИЯ соответственно входит в состав большого движения молодежи.
В движение дети будут вступать с 6 лет и до шестнадцатилетнего возраста. Как эти два разные поколения будут объединены?
О.В. – Замечательно, я считаю, вспомним разновозрастные группы у известных педагогов, когда на первый план выходит наставничество, преемственность, когда более старшее поколение работает с маленькими, они за счет этого сами развиваются. Соответственно, здесь также они будут взаимодействовать друг с другом, передавать опыт. А во-вторых, в каждой возрастной группе будут направления. Сейчас запускается программа «Орлята России», идет активное обучение педагогов. Это начальное звено.
Сейчас идет разработка как будет называться средняя часть и далее, то есть они будут знать куда они дальше после определенного возраста переходят внутри в рамках этого движения, всё будет взаимосвязано. Цель – построение единой системы воспитательной по всей России, чтобы все понимали куда мы движемся, и кто к кому относится.
Движение еще впитывает волонтерские направления. А что вообще принципиально нового будет в работе этого движения, какие направления деятельности предполагается охватить?
О.В. — Двенадцать направлений выделено на сайте у нового движения. И это опять же сформулировали дети. Если в РДШ было четыре направления и внутрь каждого входило несколько, то сейчас всё-таки решили разделить.
Конечно, большинство – то, что всегда существовало, во времена пионерии, в том числе. Но появилось новое, думали, что это будет интересно: образование и знания, наука и технологии, труд профессии «свое дело», то есть профориентация, культура и искусство, волонтерство и добровольчество, патриотизм и историческая память, спорт и здоровый образ жизни, медиа и коммуникации , дипломатия и международные отношения. Этого не было до создания движения. Здесь решили так же обучать современное поколение искусству, таким вот интересным знаниям и навыкам. Ещё экология и охрана природы, и, конечно же, туризм и путешествия, которые могут содействовать любви к своей малой родине.
У нас в Качканаре на практике как это движение будет работать?
М.М. — Школа им. Новикова у нас первая которая подала заявку на открытие первичной организации Российского движения детей и молодежи, дальше это все носит заявительный характер, то есть каждое образовательное учреждение самостоятельно определяется, проявляет инициативу. И уже в заявительном характере обращаются в региональные отделения, которые рассматривают и официальным протоколом утверждают.
Здорово что этот прецедент есть в Качканаре, а если из других школ захотят ребятки тоже поучаствовать, им куда обращаться, как вообще это сделать?
М.М. — В первую очередь есть онлайн-ресурсы, сама процедура вступления в такое движение осуществляется онлайн. Есть такой сайт «Быть в движении. РФ». Там информацию получаешь сразу о том, что из себя представляет данное движение.
О.В.- Если в живую, то через первичные отделения на базе школ. Этим будут заниматься советники по воспитанию – вновь введённые должности в этом году. Соответственно, они председатели этих первичных отделений, можно подойти и уточнить.
То есть надо регистрироваться. Это должны делать родители?
О.В. — До 14 лет с согласия родителей, после 14 лет ребенок может самостоятельно написать это заявление и вступить в Российское Движение Детей и Молодежи.
О.В. – Отличие от Российского Движения в том, что регистрация происходит через портал Госуслуги. Это хорошо с точки зрения родителей, родитель всегда будет видеть где участвует его ребенок, в каких проектах. Система стремится к максимальной прозрачности, а не так что ребенок где-то участвует и родители даже не знают. Бывают такие истории: им звонят, у вас ребенок приз выиграл, заберите пожалуйста, мы не можем найти вашего ребенка. — А у меня ребенок участвовал в конкурсе?
Допустим, ребенок стал участником этого движения, что ему дает это движение?
М.М. — Я полагаю, что повеселиться это тоже очень важно для ребенка, но при этом у него будет копиться своеобразное портфолио: что накопится в его деятельности, волонтерской деятельности. Сейчас очень приветствуется, если это зафиксировано. И это еще помогает в последствии при поступлении в высшие учебные заведения, баллы дополнительно даются за активное участие, возможно из РДДМ какие-то баллы будут, в частности за волонтерство точно даются дополнительные баллы.
О.В. — Вопрос такой хороший, хочется ответить, что каждый там найдет то, за чем пришел. Потому что виды мотивации у детей разные: кому то не хватает общения, бывает, что при живом общении они закрытые, им проще общаться онлайн. И здесь как раз они могут найти столько единомышленников, без границ, из разных городов, областей. Именно тех, кто связан с ними по интересам.
Кому нравится и хотелось бы побывать в лагерях всероссийских – это отличная возможность выхода на тематические смены. Они приезжают, они общаются, знакомятся, и туда приезжают профессиональные спикеры из Москвы и обучают их по одному определенному из двенадцати видов направления.
Они могут прокачать навыки более профессионально и в дальнейшем это сработает на профориентацию. Тем, кому нужны грамоты и дипломы, у кого важна значимость признания – там конечно же тоже копится портфолио. И это здорово.
При том, что это государственное, подтвержденное официально, безопасное в первую очередь, в отличие от непонятных конкурсов, которые платно организуются. Соответственно, это высокое доверие со стороны вузов. Когда они увидят такое портфолио – это однозначно плюс в копилку такому студенту.
Ребенок может сам зарегистрироваться на сайте и участвовать в проекте онлайн, если ему не нужна команда. А дети, которые любят в живую пообщаться, для таких, пожалуйста – на базе первичных отделений, на базе школ, они могут всегда объединяться с единомышленниками и участвовать в муниципальных мероприятиях. Которые также будут объединять ребят из разных школ, чтобы они чувствовали, что они – команда, что они не одни. Ну и, конечно же, в другой город они приедут и они из одной ячейки: – «О я в движении». – «И я тоже». – «А помоги, я вот не знаю как в новом городе ориентироваться» и так далее… Это же классно, когда везде и в любом городе есть люди, которые как-то с тобой связаны.
Эта структура сейчас настолько серьёзно проявляется, что на баланс РДДМ даже будут переданы лагеря отдыха. У нас в Качканаре тоже так же будет происходить?
М.М. — Здесь нам на баланс конечно передавать нечего, потому что муниципальных загородных лагерей у нас нет. Но мы планируем тематические смены, поэтому о лагерях дневного пребывания думаем. Будем создавать, как минимум, отряды, которые будут реализовывать политику РДДМ. В других лагерях, серьёзных лагерях будут смены организовываться для детей из этого движения – это смена «Океан», «Артек», туда могут попасть наши дети. По линии РДШ многие из нашего города туда попадали как раз из-за своей активности в детском молодежном движении. Поэтому всё впереди.
О.В. — Я думаю мы с «Чайкой, как социальные партнеры, можем такое, была такая практика. Когда было движение «Соболята» движение, то были целые смены. Здесь нет пределов. Я думаю, что ребята, уехав в Чайку, так же смогут с пользой провести свой отдых.
Ваши пожелания участникам и организациям РДДМ в Качканаре?
О.В. — Мне бы хотелось пожелать педагогам терпения, потому что все новое с начала воспринимается с сопротивлением, и это не секрет, из-за недостатка информации. Я желаю лично советникам своим терпения, спокойствия и веры в то, что всё получится, потому что дело хорошее.
М.М. – Я желаю присоединиться к словам Олеси Валентиновны: педагоги в рамках своих рабочих программ по воспитанию уже занимаются этой деятельностью. Здесь нужно будет немножко вникнуть и расширить направление деятельности и, конечно же, это нужно будет сделать, изучив все документы. Поэтому всем удачи, у нас всё получится.