«Нажива — наша основная проблема»
В гостях на радио в прямом эфире на 102,8 ФМ начальник штаба качканарской полиции, подполковник внутренней службы Максим Бабенко и специалист по связям с общественностью и СМИ Екатерина Карелина /фото КЧ
О том, как люди сами отдают свои деньги с банковских карт бесконтактным способом; про человеческую жадность, которая приводит к большим денежным потерям; как разводилы работают с «клиентом» несколько лет и еще о многом другом. Если вы еще не стали их жертвой, обязательно прочтите этот материал. А если попались, тем более читайте!
Александр Власовских: — Сегодня будем разговаривать о мошенниках. Дело в том, что участились, серьезно участились случаи, когда нас, грубо говоря, разводят на деньги. Это делают мошенники по интернету, через телефон, и все чаще мы на это попадаемся. Здравствуйте!
Максим Бабенко: — Доброе утро, радиослушатели!
Екатерина Карелина: — Доброе утро!
А.В.: — В последние месяцы ваше ведомство серьезно усилило работу и ликбез по борьбе с мошенниками, по противодействию мошенникам. С чем это связано?
М.Б.: — В 2019 году произошел серьезный всплеск. Для примера могу сказать, что только по Качканару было зарегистрировано 163 случая мошенничеств, из них раскрыты только два. В чем сложность данной схемы? Все эти мошенничества совершаются бесконтактным способом.
Е.К.: — Это IP-телефония, где номер подменяется компьютерной программой. Поэтому вычислить такие номера достаточно сложно. И чаще всего они даже находятся не в России. То есть IP-адрес не привязан к России. Может сам мошенник находится в России, но IP привязан к совсем другой стране.
А.В.: — Мне сообщают, что есть уже первый звонок. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире. Как зовут вас?
В.Н.: — Вера Никитична. У меня вопрос такой. Вчера был звонок, я его прозевала. Прихожу, перезваниваю. Приятный женский голос говорит: «Вот если вы будете…». А я уже налетела один раз, поэтому очень осторожна стала. Номер незнакомый, голос незнакомый.
А.В.: — Спасибо большое за ваш вопрос, сейчас мы предоставим слово нашим гостям.
М.Б.: — К сожалению, мошенники используют различные базы данных, в том числе и из интернета. Скорее всего, ваш номер попал в список обзвонов, куда и вы попали, к сожалению. Но очень радует, что вы среагировали, не поддались на уловки.
Вы правильно сделали, что сбросили звонок. Это один из способов защиты, чтобы не стать жертвой мошенников. Если вам звонит посторонний номер, проще сбросить. Также рекомендуется сообщать номера поступающих звонков в отдел полиции по телефону 02, так как у нас ведется их база.
Е.К.:— Номера попадают в различные соцопросы и анкеты, которые мы заполняем в торговых центрах. И не факт, что этот номер дальше не попадет в какие-нибудь ненужные руки.
А.В.: — К сожалению, нужно учитывать, что телефонные базы банков тоже выплывают наружу, на прошлой неделе опять была новость о том, что злоумышленники предлагают базы данных с номерами телефонов.
Е.К.: — Причем уральские.
А.В.: — Предлагают по 35 рублей за один контакт. Если взять статистику по Качканару и Нижней Туре, о каких суммах у пострадавших идет речь вообще?
М.Б.: — Суммы абсолютно разные, от 3-6 тысяч и, самая крупная в этом году, зарегистрирована это два миллиона рублей.
Е.К.: — Но надо отметить, что это старая схема. Например, человек в 2018 году купил БАД на каком-то сайте, через полгода-год его набирают, представляются генпрокуратурой, какими-то серьезными органами и говорят: «Так и так, вот вы приобретали БАД, выяснилось, что по нему есть летальные исходы, и у вас есть возможность написать иск в суд». И обещают баснословные деньги в 20 миллионов, 30 миллионов.
Е.К.: — Далее человека набирает адвокат, говорит, так и так, вот давайте мы составим с вами исковое заявление на моральный ущерб, вы должны сейчас оплатить мои услуги. Человек оплачивает, причем там суммы немаленькие. Исковое якобы заявление составляется, и просят оплатить процент исковой суммы. К примеру, вам сказали, что с 20 миллионов процент, грубо говоря, 400 тысяч. Человек наивно идет и оплачивает.
А.В.: — По реквизитам, которые ему указывают мошенники?
Е.К.: — Да. Потом сообщают, мол, да, состоялся суд, вы выиграли, вам назначена выплата вот эта вот моральная, к примеру, 20 миллионов рублей. Но для того, чтобы ее получить разом, а не частями на протяжении многих лет, вы должны оплатить еще вот такую-то сумму. И вот так, по чуть-чуть, начинается все с безобидных сумм. Там две тысячи, шесть тысяч. А дорастает до крупных, вот два миллиона с лишним в Качканаре и получилось. Это долгоиграющая схема, люди сейчас только начали обращаться, вполне возможно, что есть те, кто еще не обратился и продолжает платить.
М.Б.: — Как правило, последние мошенничества такие, людям звонят на сотовый и спрашивают осуществляли ли они какой- либо перевод или операцию. Человек отвечает, что нет. Они тогда — вот с вашей карты был осуществлено 3-4 попытки перевода, мы являемся сотрудниками безопасности банка. Начинают потихонечку у человека выяснять номер карты, CVR код, который с обратной стороны, данные других карт, которые имеются. Люди начинают диктовать, дабы сберечь свои средства при этом они не понимают, что они уже отдают деньги.
Е.К.: — Им предлагают перевести деньги на некий безопасный счет, который на самом деле не их.
Е.К.: — Во время разговора мы не открываем сообщения полностью, мы видим только код в оповещении. Если нажать и открыть сообщение полностью там будет видно: с вашего счета списывается такая-то сумма. Поэтому, если вам приходит код, не поленитесь, зайдите, нажмите, и прочитайте, что это не зачисление, а списание с вашего счета этой самой суммы.
А.В.: — Итак, вот такая сейчас схема очень популярна, да?
М.Б.: — Да, это последняя схема, которая действует на территории нашей области, в том числе, и по России.
Е.К.: — Еще люди наивно скачивают приложение, которое предлагает поставить мошенник, и сами дают ему доступ. Они даже не говорят код. Они скачали приложение, зашли в свой Сбербанк-онлайн, перевернули телефон, как попросили мошенники и наивно полчаса ждут, когда с их счета спишутся деньги. Ни в коем случае не переворачивайте телефоны. Если вы перевернули, вы просто не увидите, что делается в вашем телефоне. Таким способом им тоже открываются эти самые кредитные карты и деньги без смс-кодов.
А.В.: — Итак, если вам звонят, представляются сотрудниками службы безопасности банка, что не делаем ни в коем случае?
Е.К.: — Не продолжаем разговор!
М.Б.: — Это первое правило. Второе, у каждого на карточке имеется телефон горячей линии. Просто позвоните туда. Либо можно прийти в отделение банка. У нас в городе банки находятся в шаговой доступности.
М.Б.: — И, соответственно, чтобы вы приобрели этот товар, вас просят внести предоплату, чтобы не продать другому. И люди начинают переводить деньги.
Никогда не нужно вносить предоплату. Приехали, увидели, деньги отдали, товар забрали. У нас был случай, когда человек продавал корову и лишился большой суммы денег. Корова осталась у него, но вот 100 с лишним тысяч он потерял.
Нажива — наша основная проблема.
А.В.: — С ума сойти!
Е.К.: Очень маленький процент раскрываемости! Я когда нахожусь в дежурной части, и люди обращаются по этой теме, у всех спрашиваю — вы слышали, вы читали? Искренне кивают головой, говорят, да, я вот буквально вчера там прочитал в газете. Тогда как? Ну, они очень хорошо говорили.
Да, они хорошо обученные. Если слушать запись разговора, создается впечатление, что работает целый колл-центр. Там кто-то параллельно разговаривает, где-то клавиатура стучит, это такая психологическая атака на человека.
И ловить их очень сложно. Зачастую они не в России даже. Вносите их номера в черный список, и мошенники до вас не смогут дозвониться.
А.В.: — С какой суммы минимальной человек может идти в полицию и писать заявление — меня обманули?
М.Б.: — Человек может приходить в полицию независимо от суммы.
М.Б.: — Да, сумма влияет на вид наказания. Виновное лицо попадет или под уголовную ответственность либо это будет административная.
А.В.: — А является ли это каким-то фильтром для приема заявлений?
М.Б.: — Нет, сумма ущерба не является никаким фильтром. Сотрудники полиции обязаны принимать абсолютно все заявления и сообщения граждан.
Е.К.: — Может быть они и не обращались. Я мониторю соцсети, видела, но они не обращались с заявлением в отдел.
А.В.: — То есть, если мирным путем у них там не получилось, они с этими данными могут снова попытаться прийти?
М.Б.: — Причем в любое время суток.
Е.К.: — Дежурная часть работает круглосуточно. Многие, кстати, ошибочно думают, что если произошло что-то вечером, то в дежурную часть приходить не стоит, мол, дежурная часть избушка на клюшке. Дежурная часть работает 24 часа в сутки, как и телефон 02.
А.В.: — Давайте теперь поподробнее. Человек стал жертвой мошенников. С чего ему нужно начинать?
Е.К.: — Взять банковскую детализацию. В дежурной части дадут бланк заявления, которое нужно заполнить, и уже с этим заявлением, с приложенными документами, выписками они идут к следующему сотруднику, кто будет заниматься этим делом.
М.Б.: — Да, у сотрудников разработан определенный алгоритм, какие необходимо провести действия, чтобы начать именно расследование.
Е.К.: — Многие, кстати, не обращаются, не сообщают номера, с которых им звонили. Если у них суммы незначительные для них — 600 рублей, тысяча, они боятся показаться смешными. Что я пойду туда с такой суммой, вроде бы сам виноват и деньги небольшие.
Но все равно нужно приходить. Потому что те счета, на которые ушли деньги, номера телефонов, они фиксируются, собираются на всей России в единую базу.
М.Б.: — Потом все это анализируется и смотрится. По этим схемам вычисляются где-то определенные группы.
А.В.: — Я так услышал, что статистика раскрываемости по этим преступлениям очень не радует.
М.Б.: — Пока да. Но могу сказать, что за прошлый год из 163-х было раскрыто только два. В текущем году зарегистрировано 15 таких актов. За 1,5 месяца. И это те, кто обратились.
До конца года было затишье по Качканару. Был наплыв в ноябре, потом прекратилось. Благодаря вам, коллеги, мы провели информирование, и прекратилось. А с середины января и по нынешний день пошла новая волна.
Е.К.: — Но и хочется отметить, что все-таки возраст тех, кто попался, в основном от 50 лет и старше. Поэтому, молодые люди, проведите беседы с вашими родителями, бабушками, дедушками, разъясните им, как действовать в такой ситуации.
М.Б.: — Мне хочется надеяться, что наш эфир будет плодотворным и прекратятся мошенничества, граждане начнут вести себя подготовленно при встрече с мошенниками и отвечать им той же монетой.
Е.К.: — Поэтому, если кто-то, послушавший нас, не попадется, как эта прекрасная женщина, которая нам звонила, на удочку мошенников, это будет считаться успешным результатом нашей долгой, масштабной работы. Хочется пожелать всем, чтобы не отвечали на незнакомые номера, берегли себя и берегли свои личные банковские данные.
А.В.: — И еще раз! Один из главнейших и полезнейших лайфхаков, просто не отвечать на незнакомые номера. Просто на них не отвечать, это уже большой плюс.
Е.К.: — Потому что виной всегда, как мы уже говорили, действия человека. Если человек не сказал, если человек не сделал, то он и не стал жертвой мошенников.
Запись эфира:
Статья из КЧ №07 от 19.02.2020
Интервью: Александр Власовских.
Какого гостя вы хотите услышать в эфире? Позвоните и предложите по телефону 6-102-8.
Спасибо, Кэп! Чтобы я без тебя делал. Кстати, ты что халявишь? Почему твой высер не к каждой новости?
Потому что на твой ответить нечем