Зачем водителям БелАЗов советчики?
Специалисты подрядной организации уверяют, что приехали установить оборудование, которое будет рекомендовать, как экономить топливо и не изнашивать шины /фото автора
На комбинате началось внедрение цифровых технологий для экономии ресурсов. В частности, на новые 240-тонные «БелАЗы» разместят электронные советчики, которые будут подсказывать водителям, как вести машину, чтобы меньше расходовать топлива и меньше изнашивать шины
Установить такое оборудование предложила одна из групп программы подготовкки стратегического кадрового резерва «Новые лидеры Евраза». Устанавливает оборудование подрядная организация из Подмосковья. Руководит проектом Егор Рустамов, представитель фирмы-подрядчика «Piklema Predictive». В Качканарском ГОКе он работает с напарником, инженером по бортовому оборудованию. Сейчас они занимаются внедрением базового оборудования для сбора данных с БелАЗов» и передачи их на сервер.
Он говорит, что с помощью установленных терминалов все данные собираются и отправляются на сервер. Терминалы устанавливаются за сиденьем водителя в его кабине, там есть специальный шкаф с дополнительным оборудованием.
Данные накапливаются на сервере, и в дальнейшем это позволит провести математический анализ полученной информации.
— Это нужно для того, чтобы выявить драйверы экономии в зависимости от манеры вождения и иных факторов.
Сбор информации о работе машин позволит контролировать и расход топлива. Аналитики выявят, в какие именно моменты БелАЗы расходуют больше горючего и попытаются разработать методику для более экономного расхода без потерь производительности. В дальнейшем эта методика будет предоставлена водителям в виде рекомендаций.
— Помимо терминалов сбора данных мы устанавливаем на машины датчики, которые позволяют оценивать степень ускорения на участках дороги. В дальнейшем эта информация будет привязана к конкретной дороге. Можно будет понять, в какой конкретной точке самосвал ускоряется или замедляется, как он себя в целом ведет. В дальнейшем ускорения и замедления будут влиять именно на расход топлива.
В каком виде будут выдаваться эти рекомендации, пока не определено. Есть несколько вариантов. Возможно, вывод рекомендаций реализуют прямо на экран в кабине водителя.
— Кроме этого, можно передавать рекомендации водителю голосом через радиосвязь. Есть также варианты вывода рекомендаций проектором.
Это же касается и шин БелАЗов. При разных способах эксплуатации ходимость шин может быть разная. Когда много поворотов в одну сторону, шины стачиваются быстрее. Также износ происходит быстрее на подъемах. Многое зависит от состояния дорог, температуры, давления в шинах. Например, перекачанные шины изнашиваются быстрее.
На больших машинах установят умные подсказки /фото автора
Похожую систему специалисты компании «Piklema Predictive» уже успели внедрить на Стойленском ГОКе. Там работа была направлена на контроль технологических параметров работы самосвалов, анализ аварийных ситуаций и поломок. На предприятиях Евраза подобная технология внедряется впервые.
— После монтажа оборудования и сбора данных, проведения всех анализов и настройки всего оборудования, у нас по плану два контрольных замера. То есть, это месяц до внедрения системы и месяц после внедрения системы. Дальше эти параметры будут сравниваться, и уже комиссия сделает вывод об экономии. К концу октября у нас должны будут уже проведены все замеры, получим цифры, и на их основании можно будет давать рекомендации водителям. Дальше все будет зависеть от водителей. Мы можем дать лишь инструмент-рекомендацию, а исполнять ее или нет — это уже зависит от водителя.
По словам Егора Рустамова, впоследствии будут внедрены определенные элементы дополнительной мотивации для водителей, завязанные на экономии топлива и меньшем износе шин.
— В нашу работу входит монтаж оборудования и анализ, которым будут заниматься программисты-аналитики, от правильности их работы и будет зависеть экономия. Не все водители с радостью пропускают нас на свое рабочее место для монтажа оборудования. Некоторые думают, что мы хотим поставить их в какие-то рамки, ограничить их. Думают, что теперь их будут больше контролировать, и жизнь их станет только хуже. Но на самом деле цель не в усилении надзора, а в рекомендациях, которые помогут экономить ресурсы комбината.
— Но все мы понимаем, что ситуации на дороге бывают разные, в любом случае, все будет зависеть от водителя и принимать решения только ему.
Проект по внедрению цифровых технологий для уменьшения потребления ресурсов техникой был разработан одной из групп программы «Новые лидеры Евраза». «Новые лидеры Евраза» — это проект компании, который направлен на подготовку стратегического кадрового резерва руководителей. Один из этапов обучения – предложение идей для улучшения производства. Специалисты придумывают свои пути для более эффективной работы предприятия, после чего лучшие задумки получают финансирование и реализуются. Эта практика существует в Евразе уже много лет.
Дальнейшая оценка работы этого проекта позволит говорить о возможности масштабирования. Если будет положительный результат, подобные технологии будут внедрены и на другую технику комбината.
Иван Стрыков