Беспилотник над комбинатом


Квадрокоптер в руках маркшейдера Дениса Милютина /фото автора

В маркшейдерской службе Качканарского ГОКа делают замеры и снимают местность, используя квадрокоптер. Прибор позволяет сократить время работы при составлении трехмерной модели земли и получить доступ к тем участкам, в которые трудно попасть

— Этим аппаратом снимаем недоступные и небезопасные места, — рассказывает главный маркшейдер Александр Безденежных. — Мы им сами не управляем, он летит в автоматическом режиме, на автопилоте. Мы только нажимаем на кнопку, он взлетает и летает сам.

В беспилотнике установлен фотоаппарат и датчик GPS, который фиксирует координаты в полете.

— Это позволяет нам видеть на мониторе траекторию полета. Потом, когда он сделает все снимки, мы их запускаем в специальной программе, которая строит трехмерную модель местности. По результатам съемки уже получаем подробную информацию, исходя из которой можно будет пополнить план горных работ, сосчитать объем или другие цели. Делаем ортофотоплан.

Цифровой ортофотоплан — это цифровое трансформированное изображение местности, созданное по перекрывающимся исходным фотоснимкам.

Летательный аппарат для маркшейдеров был приобретен в конце прошлого года по программе стратегического развития и вскрытия СКМ. Квадрокоптер будет активно применяться и на новом месторождении для сбора информации о местности. Для работы с новым аппаратом обучали трех маркшейдеров из разных отделов. Аппарат используют для съемки карьеров, отвалов и других объектов, которые требуют масштабный анализ местности.

— Каждый день мы квадрокоптер не используем, потому что для этого погодные условия подходят не всегда. Аппарат нельзя использовать в дождь, снег или при сильном ветре. Мы стараемся снимать им только те места, где нет возможностей провести съемку другими методами. То есть, он используется для недоступных мест или небезопасных для стандартной съемки с земли.

Александр Безденежных говорит, что цена самого аппарата недорогая. Но без станции со специальным программным обеспечением, которая в общей сложности стоит в районе 3,5 миллионов рублей, нужного результата не получить.

— Прибор также может работать и зимой, но при подходящей погоде. Ветер должен быть до десяти метров в секунду. Также снимки не получатся, когда идет дождь, снег или стоит туман, нужна ясная погода.

Квадрокоптер весит около пяти килограммов, оснащен четырьмя пропеллерами. За счет вращения лопастей аппарат поднимается в воздух, по тому же принципу, как у вертолета. Питается от аккумулятора, заряда которого хватает на двенадцать километров полета. В него встроен датчик GPS для связи со спутником и радио датчик для связи со станцией наблюдения.

Аппарат совершает взлет с земли, поднимается на высоту около ста метров и летит по заданному заранее маршруту. После того, как маршрут будет выполнен и все снимки в нужных точках получены, он самостоятельно совершает посадку.

После маркшейдеры снимают с него диск с данными и перекидывают в ноутбук станции наблюдения. Специальная программа из полученных данных создает трехмерную модель области съемки, которая создается в компьютере за считанные минуты, после чего ее можно увидеть на экране и рассмотреть под разными углами.


Беспилотник на складе руды среди железнодорожных путей. Съёмка отвалов горной массы с помощью летающего аппарата значительно ускоряет процесс работы. Если бы этот участок снимали люди, процесс занял бы не менее двух часов /фото с квадрокоптера

— Мы зарегистрировали квадрокоптер в Федеральном воздушном агентстве (Росавиация — прим. Ред.) получили разрешение на полеты. Сейчас над складом мы подняли его на высоту в сто метров, но технически аппарат способен на большее, его предел — это тысяча метров. Воздушный кодекс регламентирует все полеты летательных аппаратов. Мы можем летать без получения специального разрешения до ста пятидесяти метров в высоту. Если же мы хотим подняться выше этой отметки, обязаны получить необходимые разрешения, зарегистрировать пространство в Зональном центре полетов Екатеринбурга. Также мы получили разрешение от администрации города, все по правилам. Важна безопасность полетов.

Главный маркшейдер комбината рассказывает, что высота полетов зависит от планирования масштаба съемки. Для охвата пяти километров, чтобы охватить камерой большую область, аппарат можно поднять до четырехсот метров.

— В основном он нам нужен для того, чтобы снимать те области, где человеку проблематично будет пройти. В частности, на рудном складе очень неудобная местность для передвижений, поэтому воздушный аппарат очень выручает. У нас всего один такой аппарат и для наших нужд его достаточно. Аппарат снимает только фото, видео он снимать не может, ему это не нужно.

Результаты маркшейдерской работы помогают в подсчете объемов производства. Также результаты их работы помогают оценивать состояние инфраструктуры в карьерах и других территориях.

— Помимо беспилотного летательного аппарата у нас в рудоуправлении есть в распоряжении лазерный сканер, который также предназначен для сканирования территории. Но он работает на земле и его лучи не могут проникнуть везде. В этих ситуациях выручает воздушный аппарат. Но минус квадрокоптера в том, что в Качканаре бывают довольно сильные ветра, которые опасны для летающего объекта, поэтому запускать его удается не всегда. На эти случаи приходится пользоваться лазерным сканером и старым методом ручной съемки.

В среднем на обычную съемку объекта требуется один маркшейдер и два помощника. Обычная съемка ведется намного дольше, чем с помощью квадрокоптера.

На всем комбинате сегодня работает двадцать маркшейдеров. Главный маркшейдер уверяет, что новая техника на их рабочие места не повлияет, все специалисты останутся при работе.

Иван Стрыков

  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.