Путь успокоения колебаний ума семьи Ставровых
Качканарцы Татьяна и Виктор Ставровы, профессионально занимающиеся йогой, в эфире радио «Мастер» на 102,8 ФМ /фото Евгении Никишиной
Почему они, когда-то обыкновенные советские люди, отказались от мяса и шуб; почему близкие были против их брака; из каких продуктов состоит их рацион и чем они кормят внуков; почему у супругов теперь много сил; что нужно для похудения; от чего они не фанатеют; что стало отправной точкой в смене образа жизни; почему йога — это не асаны, а философия жизни; и зачем им вообще это все надо
— Расскажите о себе. Когда образовалась ваша семья, в каком это было году, как это происходило?
Виктор: — Это было давно…
Татьяна: — В 1980 году. То есть мы уже отпраздновали 41 год совместной жизни. И тогда, конечно, мы были самыми обыкновенными советскими людьми, выросшими и воспитанными советским обществом. То есть ели как все и то, что было в магазинах.
— Ну, тогда мы все ели то, что было в магазинах. А чего не было, доставали и ели. Как вы познакомились, где, когда?
Татьяна: — Познакомились в общежитии на новогоднем вечере, устроенном для мальчиков и девочек. 4 микрорайон, 25 дом. И как-то сразу нам предрекли, что мы будем вместе. И буквально через полгода мы отпраздновали нашу свадьбу.
— Кто кем работал или где учился на тот момент?
Виктор: — Почти 30 лет отработал в «Олимпе» тренером по футболу.
Татьяна: — Я работала в нотариальной конторе нотариусом.
— Татьяна, вы знали, что вам приглянулся спортсмен?
Татьяна: — Да. Знала. И даже многие были против. Потому что спорт тогда был чем-то нестабильным и материально неблагодарным. Поэтому и были у близких со мной такие разговоры.
— Но, чувства, конечно, победили. У меня сомнений не было, потому что человек был хороший.
— Виктор, вы вообще пробовали когда-нибудь подсчитывать, сколько футболистов вы выпустили в свет?
Виктор: — Нет, я не считал. Когда в городе встречаются старые знакомые воспитанники нашей школы, здороваются, общаемся. Это очень приятно. Не забывают нас.
— Теперь поближе к теме. Вообще, из каких продуктов состоит ваш рацион? Расскажите, как вы вообще в семье питаетесь?
Виктор: — К вегетарианству я пришел только благодаря занятиям йогой. Потому что сложно питаться, как обычный человек, и заниматься йогой одновременно. Тяжело. Теряется гибкость, нет подвижности и легкости.
— Сколько лет вы таким образом жизни живете?
Виктор: — Мы не сразу перешли на вегетарианство. Просто постепенно, занимаясь йогой, мы начали понимать, что питание играет очень большую роль в постижении йоги. Поэтому постепенно мы перешли сначала на здоровое сбалансированное питание. Потом, все жестче. Ну и сейчас я, например, полный вегетарианец, а Татьяна пока еще нет.
— Татьяна, ответьте за вашу семью. Что вас подвигло заниматься йогой, переходить на здоровое питание? Что произошло, может быть, какие-то противопоказания по здоровью? Или это просто желание развиваться дальше?
Татьяна: — Во-первых, здоровье. То есть с возрастом всегда приобретаются какие-то болячки. Ты становишься не такой подвижный, энергии у тебя становится меньше.
Первый заинтересовался именно йогой Виктор. Он много читал, много смотрел. Постепенно меня к этому подвел. Я стала интересоваться.
И наступил такой возраст, когда уже к пенсии, и я поняла, что мне это надо. Ничего спонтанно не происходит, человек должен созреть к моменту, когда готов заниматься и йогой и ограничивать себя в питании. И, как Виктор сказал, я сейчас редко сейчас употребляю мясо, но если мне когда-то, вдруг, захотелось, я в этом себе не отказываю. Но, чем реже, тем реже хочется.
— Какую годовщину ваших занятий йогой вы отмечаете в этом году?
Виктор: — Мы уже занимаемся13 лет. Из них 11 лет уже преподаем.
Татьяна: — Да. У нас группа, которая уже практически стабильная. И многие ходят с самого сначала.
— Как вы думаете, насколько трудно в Качканаре быть веганом? Насколько доступны в нашем городе какие-то специализированные продукты?
Виктор: — Сейчас есть много интернет-магазинов, есть специализированное вегетарианское питание, которое можно заказать онлайн. Ну, а так, обычные крупы, овощи, фрукты.
Татьяна: — Нужно сказать, что очень скромно. Но, все-таки и в Качканаре можно разнообразить. Сейчас же в наших магазинах в продаже круглый год очень много и овощей, и фруктов. Кроме того, у многих из нас сады, и это тоже помогает. Поэтому, проблем в наше время, я думаю, нет. При желании человек может себя ограничить в мясном, молочном.
— Как мы видим из определения этого термина, ограничения касаются и одежды. Вы придерживаетесь этих ограничений?
Виктор: — Мы не строгие фанаты, чтобы все дословно выполнять. Да, есть люди, которые не применяют химии, придерживаются экологической одежды и очень щепетильно относятся ко всем этим моментам.
Есть сыроеды, вегетарианцы. Мы ведем более свободный образ жизни и себя сильно так уж не ограничиваем, тем более в одежде.
Татьяна: — Что касается мехов, на самом деле приходит понимание. Все мои шубы висят в шкафу. То есть больше я их не ношу.
Сейчас пуховики, одежда из натуральных тканей. Это уже и ощущения совеем другие, понимаете? Ты как бы причастен к этому миру, ты часть этого мира. Животные — это те же мы.
— Что касается питания, я хотел бы уточнить. Я, например, воспитан так, так вырос — мужчина должен есть мясо. И у меня ситуация с точностью до наоборот. Я могу в охоточку пойти в магазин, купить огурцов, помидоров, зелени и сделать свой любимый с детства овощной салат. И причем большую тарелку я наворачиваю в одно лицо, но через пару часов я снова голодный.
Виктор, вы мужчина, спортсмен, до сих пор практикующий занятие спортом. Как вы с этим справляетесь?
Виктор: — По моим ощущениям, занимаясь йогой, чем строже питание, тем больше сил.
— Сколько приемов пищи без мяса в день вам нужно, чтобы не чувствовать себя голодным?
Виктор: — Обычно питаюсь три раза в день. Но вегетарианцы йоги едят два раза в день.
— И хватает?
Виктор: — Вполне хватает.
Татьяна: — Я здесь выдам его тайну. Он любит кофе со сливками. А так, фрукты и овощи, салат. Я сама удивляюсь и спрашиваю у него: «Чем ты живешь?». Но вот эта энергия, на руках постоять, порастягиваться. Вот это и есть замена внешнего питания. Она внутри эта энергия.
— Как вы думаете, имеют ли право родители, приверженцы правильного питания организовывать стиль жизни своих детей таким же образом в обязательном порядке? Или будет лучше, если ребенок самостоятельно выберет, когда он готов это сделать?
Татьяна: — Я скажу, как мать. Понятно, что наши дети уже взрослые. Они сами определяют и решают. Внуки часто бывают у нас в гостях. И я, как бабушка, естественно, готовлю для них что-то мясное. То есть, когда они у нас, они знают, что бабушка для них сделает что-то вкусное.
Они знают, что с утра перед едой надо попить водичку, это обязательно. Знают, что сладкое не надо есть после еды. В общем, такие постулаты правильного питания. Чтобы не смешивать много ингредиентов сразу. Это да.
— А навязывать… Смотря в каком возрасте ребенок. Если он уже большой, старшеклассник, который к чему-то сам дошел, понял что-то, то тут, конечно, родители не вправе. Но ребенка воспитывать надо. Но заставлять насильно, конечно же, нельзя. Насилие мы вообще не приемлем.
— Виктор, как давно вы не употребляете мясо вообще?
Виктор: — Уже три года.
— Когда приезжают внуки и ваша супруга начинает готовить что-то мясное… Ну, это же запахи, ароматы по квартире. Не тянет махнуть на все рукой и сесть за стол вместе с внуками?
Виктор: — Нет, совершенно не тянет.
Татьяна: — Знаете, как он говорит? «Какие вкусные запахи!». И идет делать свой салат. Это, знаете, нанюхался запахов и уже сыт.
— Как у людей, занимающихся йогой и правильно питающихся, с алкоголем дело обстоит?
Виктор: — Нет.
Татьяна: — Совершенно нет. Знаете, вот уже лет 5-6 совсем не употребляем.
— Подождите, тогда вопрос из анекдота: «А как вы расслабляетесь?».
Виктор: — Медитации.
Татьяна: — Йога.
— В анекдоте был ответ: «А я и не напрягаюсь».
Татьяна: — Нет, мы иногда напрягаемся, у нас ведь есть сад. Сад — это красота, это земля. Все там.
— Считаете ли вы, что веганство и йогу можно использовать, как систему для похудения?
Виктор: — Вот, правильное питание для похудения, это однозначно. Плюс йога.
Татьяна: — Да. Я тоже поддерживаю.
— Про питание мы выяснили. А какой у вас график спортивных занятий?
Виктор: — Занятия практикой йоги у меня ежедневные.
Татьяна: — Ну, Виктор еще и работает. Я с первого июля не работаю, поэтому много времени провожу на коврике. Мы стараемся много гулять. У нас сейчас на лыже-роллерной трассе созданы все условия. Поэтому побольше ходим, и обязательно занятия в зале.
Февраль 2020. Татьяна и Виктор в йога-туре на Гоа (Индия). Утренняя практика на берегу океана, поза каундиниасана одна из сложных в йоге /фото из семейного архива Ставровых
— Теперь у меня вопрос, скорее всего, к Виктору. Как вы пришли вообще к йоге? Спустя 13 лет есть какая-то личность, кому вы можете сказать: «Спасибо, за то, что направил на путь истинный»?
Виктор: — В жизни много разных путей. Когда еще мы были молодые и, помню, брали тоненькую книжечку «Йога», Татьяна перерисовывала мне асаны. Заниматься тогда мы так и не стали, но рисунки эти в тетрадке у нас лежали долго.
Раньше был очень большой дефицит литературы по йоге. Знакомы мы ни с кем не были, потому что Качканар маленький город, достаточно удаленный от крупных городов, в которых были клубы. В основном полагались только на себя, на свои силы и на свое желание.
Мы покупали диски, видеофильмы, литературу. Ну и когда люди узнали, что мы занимаемся, и предложили преподавать, мы решили с преподаванием подождать год. Каждые выходные ездили заниматься в центр йоги в Екатеринбург. Потом стали ездить на семинары.
Потом уже почувствовали себя более подготовленными для преподавания и стали преподавать. Ну а развиваться и совершенствоваться в йоге мы продолжаем и сейчас.
— У Татьяны есть свое видение хронологии событий?
Татьяна. — Да. Однажды мне в руки попала книга, и я ее всем всегда рекомендую, Суза Францина «Йога для тех, кому за 50». У меня как раз был такой возраст. Она стала моей настольной книгой.
И я поняла, что надо заниматься, потому что йога приостанавливает старость, очень помогает развитию гибкости не только тела, но и ума. Поэтому для меня эта книга стала отправной точкой.
— Какие изменения в организме вы стали замечать, когда начали заниматься?
Виктор: — Во-первых, мы практически перестали болеть простудными заболеваниями. Физически, конечно, мы стали более крепкими. Я, например, сейчас чувствую себя физически гораздо более крепким, чем 15 лет назад. Легкость в теле и голове. Это очень важно в нашем возрасте.
— Татьяна, теперь женская точка зрения?
Татьяна: — Я рекомендую заниматься йогой в первую очередь тем, у кого проблемы с дыханием. Потому что у меня были такие моменты, когда я пользовалась ингаляторами, то есть я задыхалась. И когда я начала заниматься йогой, после определенного времени я обнаружила, что у меня этих проблем просто больше нет. Йога же с дыханием связана.
Второе, это появилась энергия. Желание жить, не оглядываясь назад, а только вперед. Изменения большие. Появилась подтянутость.
— Если подразумевать под йогой какую-то живую развивающую практику, можно ли предполагать, что веганство станет ее полноценной составляющей? Или это можно раздельно практиковать?
Виктор: — Если есть большое желание продвигаться в йоге как можно дальше, то без веганства не обойтись, конечно. На определенном уровне надо отказываться не только от мяса, но и переходить на следующую ступень. А их в йоге всего восемь.
— Вы сейчас на какой ступени?
Татьяна: — Здесь я уточню. Не именно позы, асаны, являются ступенями. А вообще весь путь развития разделен на ступени. Это не значит, что сначала простая асана, а потом ты на руках стоишь. Сама асана — это только четвертая ступень.
Йога — это не асаны. Это философия жизни. Эти веды, знания, возникли еще до начала нашей эры. Самая первая ступень — это ахимса. Яма. Яма — это ограничение. Ахимса — это непричинение зла, ненасилие. Это все в себе воспитывать надо.
— Я правильно понял, что перед тем, как начать выполнять какие-то асаны, идет очень серьезная теоретическая подготовка?
Виктор: — Это не теоретическая подготовка, а просто нравственные постулаты. Поведение в обществе, самодисциплина, отношение к самому себе. Это внутреннее спокойствие. Спокойствие в стрессовых ситуациях, спокойствие при очень приятном, очень радостном событии. Умение вести себя спокойно.
— А если я приду к вам на занятие вот буквально завтра и попрошу сразу показать мне какие-то асаны, чтобы я начал чувствовать себя лучше. Вы что сделаете?
Виктор: — Мы покажем асаны.
Татьяна: — Здесь все должно происходить параллельно. Нет же такого, что ты не готов и мы тебя пока не возьмем.
Человек, когда вступает на коврик, он же от всего отстраняется. Я по себе знаю. Любые заботы, проблемы, эмоции — это все остается где-то там.
Полностью все внимание в этот момент здесь. Йога — это путь успокоения колебаний ума. Человек становится более ровный, спокойный. Он уже по-другому реагирует на стрессы.
— Человек учится добру, состраданию, радоваться чужим радостям. Понимаете? Учится не завидовать. Не накопительству, не стяжательству, не воровству. То есть это те же постулаты, что и в христианстве. Только выражены немного в другой форме.
— Я человек, сам по себе, очень эмоциональный. И вот эту ровность эмоций вы в себе воспитываете, только когда на коврике занимаетесь, или постоянно практикуете?
Татьяна: — Если вы научитесь это делать на коврике, то вы постепенно и в жизни станете другим. Я ведь тоже очень эмоциональный человек. Мне сложно сдерживать свои эмоции. Но я себя уже начинаю останавливать. Прежде чем даже сказать что-то, ты немножко подумаешь.
— Понятно, что вот эти холодность рассудка и умение здраво мыслить в стрессовых ситуациях, прежде всего, ожидают от мужчины. Женщины, все-таки, более эмоциональные существа. Виктор, я правильно понимаю, что вам, как мужчине, эти постулаты было принять проще?
Виктор: — Это дается только с практикой. Это не так просто. Все постепенно. Иногда, бывает, и вспылишь где-то. Но, все-таки начинаешь держать себя в руках.
— Я сталкивался с разными приверженцами, и веганства в том числе. И для себя я этих людей делю на две категории.
Первые — это те, которые для себя приняли этот образ жизни и соблюдают его и никому ничего не навязывают. Вторые — это очень агрессивные приверженцы, которые всегда рассказывают мне о том, как я неправильно живу. И очень навязчиво предлагают к ним присоединиться. Вы себя к какой категории относите?
Татьяна: — К первой.
Виктор: — Мы не фанатеем.
Татьяна: — Мы никому ничего не навязываем. Понимаете, принятие — это тоже один из постулатов йоги. Нельзя оказывать насилие не только физическое, но и моральное, нравственное.
— А что из самых простых азов вы бы мне посоветовали, как человеку, который целый день сидит в офисе?
Татьяна: — В советские времена была очень распространена производственная гимнастика. Есть версия, что это пошло как раз из йоги, когда в страну приехала какая-то известная в те годы йогиня и показывала эти упражнения нашим министрам.
Но это самое простое. А когда вы придете на коврик, там уже будет все совсем по-другому.
— В завершении у нас есть такая утренняя традиция, скажите какие-то бодрые пожелания горожанам.
Татьяна: — Я скажу, что жизнь прекрасна. Надо обязательно не терять интерес к ней, развиваться. И даже в возрасте всегда находить какое-то занятие для себя. Ходить на прогулки, дышать свежим воздухом, заниматься каким-то творчеством. И помнить, что твое счастье, весь твой путь зависит только от самого себя.
Виктор: — Всем здоровья, чтоб был интерес к жизни, чтобы развиваться до тех пор, пока мы ходим, пока мы дышим.
Александр Власовских. Жду ваши отзывы, звоните 6-102-8, 8-900-1974-701.
Если вы считаете себя животным, то это ваш выбор
Вы уже психологические фантики, никому не навязывая вы сами не замечаете как «орете об этом на каждом углу»
С вас хоть иконы пиши
Никто не заметил, что весь разговор только и сводится к эгоистичному «Я»