Не забудьте записать ребенка в школу. Много подробностей в большом интервью
Заместитель директора школы №7 по учебно-воспитательной работе Ирина Кондратюк (слева и начальник управления образованием Марина Мальцева в эфие радио «Мастер» на 102,8 ФМ
Александр Власовских: — Наступила весна, это значит, что родители будущих первоклашек начинают задумываться — когда куда, где, что и как.
Давайте начнём со статистики, сколько первоклашек мы ждём в учебном 2022-2023 году, сколько будет классов?
М.М.: — В этом году дошкольные образовательные учреждения заканчивает порядка 450 выпускников — детей предшкольного возраста, но, как правило, бывает несколько детей, которые по желанию родителей ещё раз могут продублировать старшую группу детского сада и не прийти в школу.
У нас ещё, по статистике, порядка 20-ти человек неорганизованных детей, как мы их называем. Эти дети не ходили в дошкольные учреждения, это дети, которые получали семейное образование. Сложив эти цифры, у нас получается примерно 470 плюс-минус первоклассников, которых мы ожидаем в этом году.
— Подготовительные курсы для выпускников садиков, когда начнутся?
М.М.: — Каждое образовательное учреждение решает самостоятельно по срокам проведения курсов. Ирина Александровна может подсказать, когда у них начнутся курсы.
И.К.: — В 7 школе курсы уже начались с 1 февраля, они идут, и ребятки к нам уже ходят.
— Если о курсах родители узнали только сейчас, можно в процессе прийти записаться?
И.К.: — Можно, мы никогда не отказываем.
— По каким критериям родителям выбрать школу для своего ребенка? На что нужно смотреть в первую очередь, есть ли какие-то законодательные ограничения?
М.М.: — Да, есть, у нас второй год действует порядок приёма детей на обучение в образовательные учреждения, с 2020 года. Внесены изменения в этот порядок и начинают действовать с 1 марта 2022 года, есть некие ограничения по территориальному проживанию.
У нас ежегодно управление образованием, ранее до 1 февраля, а сейчас порядком приема 2020 года внесены новые сроки подачи заявления в первые классы, это 1 апреля. Начинается прием заявлений в 1 классы с 1 апреля и, соответственно, родителям необходимо подать заявление. До 1 апреля управление образованием издает постановление о закреплении территории за каждой школы.
Постановление публикуется на сайте управление образованием, на сайтах общеобразовательных учреждений, где, начиная с 1 апреля, принимаются заявления, от тех родителей, которые проживают по закрепленной территории. И это происходит буквально до 31 июня.
После 6 июля дается несколько дней, чтобы подвести итоги и понять — все ли родители принесли документы и официально уже получили статус будущих первоклассников, и нет ли вакантных мест или наоборот остались вакантные места.
После 6 июля начинается прием заявлений от тех родителей, которые проживают в другом микрорайоне города, но желают прийти в данное учреждение.
— Есть какие-то льготные категории, которые могут выбрать школу по своему усмотрению вне зависимости от места прописки?
М.М.: — Этим порядком закреплены дети, которые имеют старших братьев или сестёр уже обучающихся в данной школе. Для них в данном порядке прописано то, то их принимают в первоочередном порядке, так как их старшие братья или сёстры уже обучаются в данной школе. И это не зависит от того микрорайона, где живет ребенок.
— Как быть родителям, дети которых прописаны в одном месте, а живут в другом. Есть семьи, которые снимают квартиры, есть семьи, которые приехали на временную работу или на ПМЖ. Принимается ли дети без прописки?
М.М.: — Мы приём осуществляем ещё на основании договора съёмной квартиры, то есть договор съема жилья тоже действует.
— Как родителям выбрать школу для своего ребёнка? О чём нужно подумать в первую очередь?
И.К.: — Во-первых, нужно подумать, как ребёнок будет добираться до школы и обратно, то есть школу нужно выбирать ту, которая ближе к микрорайону. Когда у нас распределяются территории к школам, управления образованием, я так предполагаю, это учитывает.
Второе. Стоит посмотреть учителя, с которым будет удобно, комфортно ребёнку. Мы знаем, что детки разные, родители разные и учителя тоже, кому-то нужен более строгий, кому-то более мягкий человек. Если ребёнку будет комфортно с этим учителем, значит, он будет ходить в эту школу с удовольствием, это два основных компонента, которые я бы выделила.
— Насколько седьмая школа готова принять первоклашек сверх меры? Например, семья переехала жить в Качканар в августе. Бывает такое, что мест нет?
И.К.: — Такое бывает, но мы стараемся принять всех детей, которые пожелают учиться в нашей школе. Хочу сразу сказать, что якобы в седьмую школу не попасть — это неправда. Мы стараемся всех принимать.
И, опять же, в законе сказано, если по территории, которые к нам прикреплены, записан в школу все дети, то мы в мае можем принимать и с других территорий.
М.М.: — Ирина Александровна права, по поводу того, что дети могут быть приняты ранее, и для этого проводится очень большая работа. Для понимания, как мы определяем, что дети на территории взяты в школу все. Проводится большая работа — мы запрашиваем списки в УЖК по всем прописанным детям, списки со всех компаний, которые курируют жилищные комплексы, запрашиваем и поликлиники.
Далее начинаем проводить мониторинг, считать детей по улицам, микрорайонам и, соответственно, определять количество детей, которое в принципе может принять школа.
Что касается школы №7, практически ежегодно достаточно большое количество желающих и сверх того.
Но, в любом случае, она не может принимать вообще абсолютно всех — у них запланировано 4 класса максимум по 25 человек, это 100 человек. Школа №7 берёт всегда больше, чем 100 человек под ответственность руководителя образовательного учреждения, поэтому они могут принять. Но, право отказать у них после принятия 25 детей, они имеют.
Но, этим правом они не всегда пользуются. Чаще всего стараются удовлетворить потребности родителей, которые приходят к ним для поступления в школу.
— Ирина Александровна, во сколько лет можно привести ребёнка в школу? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школьной жизни?
И.К.: — В соответствии с законом, дети идут в первый класс от 6-ти с половиной лет и до 8-ми лет. Родители могут воспользоваться тем, чтобы в подготовительной группе ребёнка оставили ещё раз.
Скажу про готовность ребенка. Здесь очень важно родителям понимать, что есть два ваианта готовности ребёнка — физиологическая и психологическая.
Физиологическая готовность, это понятно. Это его здоровье, это развитие моторики, понимание гигиенических правил — не просто ручки помыть, а как правильно сидеть за столом на стульчике, это тоже сюда входит.
Психологическая готовность, конечно, она немного пошире. Сюда будет относиться интеллектуальная готовность ребёнка, его кругозор. Не надо пугаться слово «знания», потому что ребёнок должен к этому времени знать фамилию, имя, отчество своих родителей, себя, он должен знать адрес, времена года, домашних и диких животных, он должен также знать транспорт.
Кроме этого он должен уметь держать ручку, ориентироваться на листе бумаги, влево-вправо, вверх-вниз. Он обязательно должен владеть ножницами, это мелкая моторика рук, уметь разрезать, лепить и приклеивать, вот, в принципе, это основное, что ребёнок должен уметь ребенок.
Говорить о том, мол, мой ребёнок ничего не знает, посадить его напротив и учить, то результата, хочу сказать, никогда не будет.
Приведу пример. Пока мы идём в садик, мы можем посчитать деревья, пожалуйста, вот вам счет от 1 до 10, можем узнать лиственные и хвойные деревья. Мы идём зимой — признаки зимы, пожалуйста. Какие месяцы мы повторили? Можем ступеньки посчитать, вспомнить как папу и маму зовут, дома посчитать, и какого они цвета определить.
Эмоциональная готовность ребёнка тоже очень важна. Ребёнок должен понимать, что в школу он приходит не просто поиграть, он приходит работать и его учёба, это, конечно, работа.
Естественно у ребёнка меняется социальный статус — он становится учеником. У ребенка меняется режим дня. К режиму дня тоже можно спокойно приготовить — если сейчас соблюдать режим дня который есть в детском саду, и дальше продолжать в первом классе, то сложности не возникнет, потому что в первом классе дневной сон у ребёнка после школы должен быть обязательно.
Кроме того, нужно обязательно посмотреть насколько ребёнок готов работать в группе, он же будет в коллективе, без вас.
У нас применяются различные технологии, и то что дети работают в парах, в группах обязательно в обучении. Ребёнок должен уметь находить общие решения в группе, доказывать свою точку зрения, не ножками топать, не ручками хлопать, а именно уметь говорить и отстаивать себя. Это очень сложно, это очень трудно, поэтому я бы советовала родителям сейчас обратить внимание, на то как ребёнок общается со взрослыми, и как он общается с детьми. Очень важно посмотреть, как сформирована самооценка у вашего ребёнка, чтобы он адекватно реагировал и на замечание учителя, и на похвалу. И тогда, я думаю, всё будет хорошо.
— Наш ребёнок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора идти в школу, как быть?
М.М.: — В данном случае всё-таки родители должны принять решение насколько готов ребёнок и получить консультацию медицинского работника в обязательном порядке. Или может быть ещё один год остаться в дошкольном образовательном учреждении, либо всё-таки его состояние здоровья позволяет ему начать обучение.
Я, честно говоря, сторонник того, чтобы ребёнок шел в свой возраст, потому что если он придёт значительно позже, либо значительно раньше, это тоже накладывает определённые моменты — с этими особенностями придётся и педагогу работать, и родителям. Родители должны принять решение, посоветоваться с психологом, узнать мнение воспитателей о ребёнке, в том числе о его готовности пойти в школу и принять самостоятельное решение.
— Обязательна ли школьная форма в первом классе?
И.К.: — Не обязательна в первом классе, обязательна в школе. Да, я сторонница школьной формы, это дисциплинирует детей. Как бы мы ни говорили, разница в достатке присутствует, и детям всё-таки комфортнее в такой среде находиться.
Кроме того, есть требования к школьной форме, родители вправе выбрать какая форма будет, то есть школа же не утверждает, что именно такая должна быть форма. В законе прописано про деловой стиль одежды. На родительском собрании обсуждают и принимают решение, какая форма в их классе.
— Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к первому классу?
И.К.: — Нет, это программа первого класса. Ребёнок должен знать звуки, должен знать гласный, согласный, звонкие, глухие он должен знать, а читать и писать его научат в школе. Если ребенок ходит на подготовительные курсы, то и здесь научат.
— Что спрашивают у ребёнка при записи в 1 класс?
И.К.: — Ничего. Родители должны прийти без ребёнка, родители подают заявление и документы.
— Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
И.К.: — Рабочее место в идеале — это отдельный стол и стул, где ребёнок занимается, обязательно он должен быть около окна, нужна книжная полка, где будут учебники, желательно чтобы была подставка под учебник, то есть, чтоб не на столе он лежал, а на подставке.
Стул должен соответствовать возрасту ребёнка, не надо так же как одежду на вырост покупать, надо чтобы ножки доставали до пола. Обязательно настольная лампа, чистота и порядок.
— Что нужно приобрести ученику для 1 класса?
И.К.: — Самый минимум. Начнём с портфеля. Очень большая просьба, уважаемые родители, не покупайте на вырост. Портфель должен быть по спине, обязательно прилегать полностью, если вы купите ортопедический, вообще замечательно, вес чуть больше 2-х килограммов с учебниками, потому что ребёнку тяжело.
Обязательно спортивная форма, обычно родители на родительском собрании тоже договариваются, футболочки какого будут одного цвета, но, это по желанию, это необязательно.
Вторая обувь. Большая просьба, никаких сандалий, ребятки бегают, запинаются, ножка соскальзывает, а это травмы. Поэтому обязательно для мальчиков туфли с пяточкой, и для девочек тоже, чтобы носочек был закрыт с ремешком и пяточка была закрыта.
По канцелярским принадлежностям это всё скажет учитель, когда они придут на первое родительское собрание.
— Как питаются первоклассники в школе?
М.М.: — Питание как первоклассников, так и других детей организованы на пищеблоке, у них предполагается завтрак. Питание детей начальной школы, начиная с 1 по 4 класс горячее, производится за счёт средств федерального бюджета, то есть питание с 1 по 4 класс бесплатное.
— Существует ли экскурсии для первоклассников?
И.К.: — Надо понимать, что экскурсии — это платные мероприятия. На сегодняшний день экскурсий по школам нет, потому что существуют ограничения связанные с ковидом.
— Существуют ли какие-то особенности в режиме дня первоклассников?
И.К.: — Обязательно сон и, я думаю, будет на первых порах сложно подобрать время, когда выполнять домашнее задание. Вообще рекомендуется идеально это с 15.00 до 16.00, но мы понимаем, что все родители работают, после 19.00 это уже работа в ноль. Надо определить оптимально для родителей и для ребёнка, когда они это будут делать.
— Что дети делают на переменах, особенно первоклашки? Осуществляет ли за ними кто-нибудь контроль?
И.К.: — Обязательно, контроль осуществляют учителя, они же не могут выходить из класса, тем более по нормам, в связи с ковидом мы их из кабинета даже не можем выпускать. Дети играют, если родители не снабдили их супер модным телефоном, они играют в настольные игры с удовольствием, у нас есть шахматы, шашки, различные ходилки, кто-то книги читает, кто-то разукрашивает, это всё прекрасно дети делают, и всё есть в классе.
Сейчас много мультимедиа игр, у нас в каждом классе есть мультимедийная доска, есть проектор, это включается, дети танцуют, повторяют движения.
— Нужно ли давать ребёнку в школу деньги?
И.К.: — Зачем? В школе строго меню, конечно, булочки есть.
М.М.: — Первоклассники ходят в пищеблок строго с руководителем в отдельно отведенное время, в перемену, когда питание организовано.
— Нужен ли первокласснику дневник?
И.К.: — Первую четверть, я считаю, не нужен, он писать ещё правильно не умеет. Дневник зачем нужен в первом классе? Для того, чтобы научить ребёнка планировать свой день, чтобы записывать что-либо, мы со второй четверти заводим дневник в первом классе.
— Есть ли в первом классе домашнее задание?
И.К.: — Вообще нет.
— Можно ли носить в школу мобильный телефон? Мобильный телефон — это хорошая возможность отслеживать местонахождение ребенка.
И.К.: — Зачем, у меня вопрос? Может быть, стоит купить небольшой и дешёвенький телефон, кнопочный для связи.
Дети не всегда находятся в ладу друг с другом, они конфликтуют, в результате мы с вами поссорились, я бегу и маме, алё-але, мама. А мама что делает, ответственный очень родитель? Она бросает все дела и прибегает разбираться, это первое. А другое — она звонит вашим родителям, и они начинают ругаться.
Извините, а на следующей перемене мы с вами подружились, всё хорошо и изумительно, а родители поругались, и это дополнительный конфликт, поэтому я против телефона.
Ребёнок ушёл в школу, пришёл из школы, дома телефон и он вам позвонил, теперь вы точно знаете, что он дошёл до квартиры.
— Может ли первоклашка один уходить домой после уроков?
И.К.: Родителям нужно сопровождать ребенка первые две недели, чтобы ребёнок хорошо выучил дорогу туда и обратно. Всё, дальше не надо его до такой степени опекать.
— Можно ли первоклашке носить в школу какие-то свои игрушки?
И.К.: — Конечно, даже нужно. Пускай носит и на переменах играет, и ему спокойнее со своей игрушкой.
— Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
И.К.: — Это касается всех, и первоклашек тоже, я очень просто скажу, если вы не получили золотую медаль на олимпиаде, вас стоит за это наказывать? Не стоит. Здесь точно также, все детки разные.
— Что делать, если мой ребенок не хочет идти в школу?
И.К.: — Надо обязательно выяснять проблему, она не бывает одна. Нужно обратиться к учителю, к психологу и находить причину. Причины бывают разные.
М.М.: — Может зависеть от родителя, от педагога, как родитель реагирует на успехи ребенка, от детей в классе с которыми произошел конфликт, нужно выяснять корень причины.
— Ваши пожелания под финал интервью первоклашкам и их родителям.
И.К.: — Мое огромное пожелание для родителей, пожалуйста, перестаньте опекать своих детей, они у вас уже большие, они пошли в школу, они самостоятельные, поэтому, уважаемые родители, будьте обязательно внимательны к своим детям, к их требованиям и, возможно, к их здоровью.
Если вы в комплексе будете работать над своим ребёнком, если вы будете дружить с учителем, со школой, то ребёнку будет комфортно в школе, и тогда если какие-то проблемы возникнут, вы сможете очень быстро их решить.
М.М.: — Я поддерживаю Ирину Александровну, на самом деле вопрос самостоятельности сейчас очень актуальный, и поэтому хотелось бы, чтобы родители обратили внимание на самостоятельность ребёнка и навыки самостоятельности.
К сожалению, у нас есть казусы, когда ребенок пришел в школу, положил в сумку шапку, а потом выходит и говорит, что у него нет шапки и решать проблемы должен учитель.
Я желаю, чтобы все родители нашли свою школу, своего педагога и вместе с педагогами и администрацией школы, вместе со своим ребеночком получили те результаты, которые они захотели, а для этого надо слушать, слышать друг друга и взаимодействовать.