На Качканарском ГОКе произошло сокращение железнодорожников
Работницы комбината, осматривающие вагоны, говорят, что недовольны сокращением своих коллег. Однако поднимать бучу они не намерены — каждый из них нуждается в деньгах, чтобы платить по кредитам и за обучение детей. /фото Елены Ходыревой |
Коллектив осмотрщиков вагонов уменьшился на 4 человека, их перевели на другие участки. Трудовые будни оставшихся превратились в каторгу: немолодые сотрудницы наматывают за смену десятки километров, осматривая составы в крайне сжатые сроки. Такие перемены, уверены они, могут вылиться в некачественный осмотр и, как следствие, привести к риску аварий на железной дороге. Руководство комбината призналось рабочим, что не в курсе произошедших кадровых перемен
— — — — — — — — — — — — — — — — — — —
«Сократили переводом»
Кадровые перемены в цехе внешнего транспорта УГЖДТ произошли в начале ноября. Тогда коллектив из 14 осмотрщиц вагонов поредел на 4 человека. Женщины добровольно подписали заявление о переводе на другие участки, но, по версии их коллег, это произошло после того, как начальство предварительно побеседовало с ними.
Сегодня они трудятся дежурными по станции на временных путях, которые комбинат прокладывает к новым месторождениям. Зарплата, по неофициальной информации, у них осталась та же -20.000 рублей общего, однако за добровольный перевод на новое место женщинам, якобы, пообещали досрочный выход на пенсию.
«В каждом составе — «больные» вагоны»
Сегодня, как и до уменьшения штата, оставшиеся осмотрщицы вагонов посменно работают на двух станциях: «Качканар-Сортировочный» и «Комбинатская». На первой женщины проверяют прибывающие составы и отмечают «больные» — как они называют между собой — вагоны, которые нельзя отправлять на загрузку горной породой. На следующей станции их коллеги сортируют состав, отправляя одни вагоны под загрузку, другие — на ремонт в депо.
Формально процесс не изменился: составы движутся, осмотрщики осуществляют контроль и отправляют вагоны дальше. Однако женщины, отдавшие работе более 10 лет, убеждены, что с поредением их штата качество технической проверки значительно снизилось.
Тонкости труда в цехе внешнего транспорта раскрывает Валентина Петровна, работающая осмотрщиком вагонов 15 лет. Женщина объясняет, что в течение одной смены на станцию Качканар-Сортировочный прибывают, в среднем, 6-7 составов с комбината и 4-5 уходят в ГОК. В каждом из грузовых поездов от 50 до 80 вагонов, которые необходимо осмотреть.
Ранее, до перевода 4 сотрудников, проверка состава велась сразу с обеих сторон — две женщины двигались от головного вагона к хвосту и ставили отметки на выявленных «больных» вагонах. Теперь же технический контроль осуществляет только 1 сотрудница, которой необходимо пройти 70 вагонов с одной стороны, затем с другой. При таких условиях труда, признаются женщины, они едва выдерживают смену, после чего приходят домой «без ног».
По официальному регламенту, на осмотр одного вагона отводится 1 минута 32 секунды, однако, как рассказывают женщины, реальное время осмотра значительно больше. Иногда, признаются они, им приходится успевать уложиться во временную норму — чаще всего, это происходит только если на других путях ждет осмотра другой грузовой поезд. Ручаться за качество такой экспресс-проверки, признаются вагонницы, очень сложно.
При этом необходимость в этой процедуре, по словам опытных специалистов, очень велика, так как в каждом составе выявляются больные вагоны. Например, в пятницу, 26 ноября на станцию «Качканар-Сортировочный» прибыл грузовой состав, состоящий из 71 полувагона. При осмотре выявили 25 больных. Что при такой ситуации послужило причиной уменьшения штата, для осмотрщиц сегодня остается неясным.
— Мы только слышали, что про нас говорили, мол, мы ничего не делаем, но ведь это неправда, — рассказывает Валентина Петровна. -Сейчас объёмы работы увеличились, а сотрудников меньше стало. Начальник цеха эту ситуацию никак не комментирует.
Оставшиеся 10 человек убеждены, что обратно переведенных работников не вернут. В то же время хоть как-то бороться с новой действительностью женщины, трудящиеся на станции «Качканар-Сортировочный», не намерены. Они объясняют это тем, что являются пенсионерами и имеют детей, которым необходимо помогать выучиться в вузе, встать на ноги, растить внуков.
«В здании РЖД мы — нелегалы»
Помимо физической усталости, которая обрушивается на женщин-вагонниц в течение смены, сотрудницы испытывают и моральный дискомфорт. Проблема в том, что здание, где они находятся между прибытием составов, принадлежит ОАО «Российские железные дороги», поэтому комбинатские осмотрщицы базируются там, как нелегалы.
В их каморке для переодевания размером примерно 4х4 квадратных метра стоят шкафчики для одежды, чайник, лавки, холодильник. Раньше для рабочих звонков там же находился городской телефон, но провод обрезали. Теперь в начале и в конце смены, когда происходит пересдача, женщины просят позвонить с телефона сотрудников РЖД. Они, говорят гоковские работницы, дают им эту возможность, но упрекают, что комбинат не оплачивает служебные разговоры.
Помимо этого досада берёт вагонниц и по окончании смены, когда им от станции «Качканар-Сортировочный» приходится идти пешком около километра до места остановки служебного автобуса. В зимние морозы и в темное время суток, рассказывают женщины, такое путешествие стоит им немалых нервов.
Транспортной развязкой в движении составов ГОКа является станция «Качканар-Сортировочный». Здесь осмотрщики круглосуточно проверяют прибывающие и отправляющиеся товарняки. в среднем грузовой поезд состоит из 50-80 вагонов. По нормативу на осмотр каждого дается всего 1 минута 32 секунды. /фото Елены Ходыревой |
До «сокращения» провели хронометраж
Коллеги со станции «Качканар-Сортировочный», которые работают на ОАО «Российские железные дороги», стали невольными свидетелями кадровых перестановок в цехе внешнего транспорта ГОКа. Вместе с комбинатскими вагонницами они также выходят на пути проверять свои составы, поэтому знают, насколько важна каждая рабочая пара рук.
Сотрудники «РЖД» рассказывают, что до уменьшения числа гоковских вагонниц, к ним на пути приходили специалисты, которые записывали хронометраж — время осмотра одного вагона. Именно после данных подсчетов, считают на станции, штат их гоковских коллег поредел.
— Работы у них стало нисколько не меньше, — делятся наблюдениями сотрудники РЖД. — Если они в спешке неисправный вагон загрузят, это будет угрожать безопасности движения на путях. Да и несправедливо вышло: молодых убрали, пожилых оставили, они уже не бегают, а ползают по сугробам.
«Зарплата должна увеличиться»
Осмотрщик вагонов с 17-летним стажем Лариса Петровна выполняет те же функции, что и её коллеги со станции «Качканар-Сортировочный», только на станции Комбинатская. Женщина также является сотрудницей цеха внешнего транспорта комбината, но о кадровых перестановках узнала только на днях, выйдя из отпуска. Уменьшение числа вагонниц, признается Лариса Петровна огорчило её, так как при оставшейся численности в 10 человек, сотрудников на подмену не остается.
— Нас вместе с теми, кто на Сортировке работает, было 14 человек, а стало 10, — объясняет она арифметику кадровых перестановок. — Здесь, на комбинатской, оставили, как и было, 4, а на сортировке стало 6 работников, тогда как раньше было 10, соответственно на замену никого не осталось. В таких условиях ни в отпуск, ни на больничный толком не сходить.
За смену, рассказывает Лариса Петровна, каждый осмотрщик получает в среднем 1700 рублей, при этом премиальный фонд делится равными частями между сотрудницами. Таким образом, вагонницы с Комбинатской прибавки в зарплате не увидят, а вот те, кто работают на станции Качканар-Сортировочный, вполне возможно, что станут получать больше, но только при условии, что премиальный фонд останется неизменным.
Лариса Петровна признается, что комбинатские вагонницы надеются на то, что рабочих, переведенных на другие участки, вернут обратно, так как работать в нынешней численности, говорит, очень тяжело.
«Никаких указаний об оптимизации не было»
По информации профсоюза комбината, еще в начале ноября, как только в цехе внешнего транспорта произошла оптимизация вагон-ниц, представители УГЖДТ заявили руководству ГОКа, что «работа в одно лицо является нарушением требований охраны труда». Тогда
Сергей Напольских сообщил на собрании с рабочими, что ни один документ не регламентирует произошедшие изменения в численности штата. Директор по персоналу Андрей Ярославцев подтвердил, что никаких указаний сверху по данному поводу не было. Таким образом вышло, что перевод людей с одного участка на другой произошел без ведома главного руководства ГОКа, однако данный факт, по признанию работников, не обрадовал их, так как начальство, изменившее штатную численность, считают они, напопятную не пойдет.
— Не для того убирали, чтобы назад возвращать, — прокомментировали свое мнение трудяги.
«Больше сокращений не предвидится»
Заместитель начальника цеха внешнего транспорта Юрий Прокаев называет оптимизацию численности осмотрщиц вагонов неизбежной необходимостью, о которой руководству цеха было известно заранее примерно за два месяца.
Юрий Гаврилович убеждён, что уменьшение численности никак не скажется на качестве осмотров вагонов, так как функции вагонниц после оптимизации были перераспределены.
В отличие от прежних времён, сейчас на станции «Качканар-Сортировочный» вагонницы осматривают только прибывающие в комбинат составы и не проверяют уезжающие из ГОКа грузовые поезда. Таким образом, нагрузка в течение рабочего дня уменьшилась. В целом, отмечает заместитель начальника цеха внешнего транспорта, его подчиненные с объемом работы справляются исправно.
Сейчас в цехе осталось 10 осмотрщиц — 4 на комбинатской и 4 на Сортировке плюс 2 человека на подмену. В таких условиях изменения зарплаты в сторону понижения или увеличения не предвидится. Сегодня все вагонницы имеют примерно одинаковый уровень дохода — 20.000 общего.
Юрий Прокаев уверен, что в ближайшее время оптимизаций в цехе внешнего транспорта больше не предвидится.
Уважаемые работники ГОКа, как складывается ситуация в вашем подразделении? Все ли гарантии на достойные условия труда и уровень оплаты выполняются? Вам есть о чем рассказать?
Звоните: 2-56-99. Владислав Сомов
Надо было так заканчивать:
Уважаемые работники ГОКа, как складывается ситуация в вашем подразделении? Все ли гарантии на достойные условия труда и уровень оплаты выполняются? Вам есть о чем рассказать?
Звоните: 2-56-99. Владислав Сомов (НЕ ПРОФСОЮЗ)
А какова з/п в других подразделениях ГОКа ?
да всякая зарплата… у кого как… меня другое бесит-почему именно рабочих сокращают а не итр… штат итр раздут до необъятных размеров..там где раньше было 2-3 человека-сейчас 5-6…. только толку от них-как от козла молока..никто ниче не решает,ни за что не отвечает..никто ничего сделать по существу не может..а зарплаты у них нифига не по 20 тыщ..вдвое уменьшить количество этих бездельников-вот те и экономия..это раз..во вторых..на кой черт содержать так называемую «охрану»?
тоже деньги немалые уходят…сами охраники конечно их не видят..но суммы за их услуги вполне и вполне ощутимые..
если посчитать сколько им на услуги потрачено и прибавить количество ими же и утянутого с производства-вряд ли имеется экономический эффект…
А кто это сомов?
кто то может сказать кто есть Сомов? Антиресно.э