«Металлист». Прорыв в строительстве
На предприятии Раиса Гарифулина открыта уникальная разработка — производство винтовых свай для быстрого и надежного строительства любых объектов.
Мощнейшая инновация привлечет в город многомиллионные инвестиции и перевернет старые представления о том, как надо строить.
Подспорьем к развитию сталелитейного гиганта станут госинвестиции, которые предприятие получило за другое новшество — создание новой линии по производству металлических тележек для грузовых вагонов.
О высоких горизонтах и сегодняшних реалиях рассказал директор «Металлиста» Раис Гарифулин
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Промышленные инновации приходят на российский рынок. Однако, как отмечают эксперты, заниматься чем-то новым и разрабатывать уникальные технологии промышленного производства берутся только самые смелые, и даже, может, рисковые, предприниматели. Владелец крупнейшего качканарского завода «Металлист» Раис Гарифулин из таких. В работе его предприятия все ноу-хау не только имеют рациональный смысл, но и удивляют своей смелостью. Одно из новаторств — винтовые сваи.
— Раис Равилович, почему — сваи?
— На первый взгляд, кажется, что обычная свая — совсем не предмет для инноваций. Отливай из бетона да забивай, но инженеры нашего предприятия создали уникальные разработки, которые позволяют вдвое сократить время закладки свай, сделать этот процесс более экологичным и экономным. Я и мои специалисты уверены, что к этой технологии необходимо присмотреться уже сейчас, когда фундамент мегапроекта только закладывается.
— Выходит, раньше мир не знал о возможности вкручивать, а не вбивать сваи в землю?
— На самом деле, еще древние люди придумали использовать сваи в строительстве — археологи иногда находят их при раскопках. В Южной Америке применяли особые, винтовые сваи: они не вколачиваются, а вкручиваются в землю, как обычные саморезы.
Как оказалось, в начале 21-го века такие «саморезы» вновь стали актуальным направлением в строительстве. Они легко и быстро вкручиваются в обычный грунт, вечную мерзлоту, болотистые участки. Для русского севера, где зимой почва замерзает, а весной начинает «гулять», такой фундамент просто незаменим.
— С какими проблемами Вы столкнулись в самом начале пути, когда производство винтовых свай в «Металлисте» было еще только идеей?
— Проблема была одна: производство винтовых свай является очень трудоемким, однако мы сумели поставить их на конвейер, используя новую технологию литья с применением холодно-твердеющих смесей. Эта технология теперь официально запатентована. Совместно с нашим итальянскими партнерами мы запустили линию производством 15 тысяч винтовых свай в месяц.
— Кто стал первым покупателем новой продукции?
— Как ни странно, первыми стали не строительные гиганты, а нефтяники. В 2010 году мы направили уже больше 20 тысяч свай «Газпрому» для строительства газопровода «Северный поток». Винтовые сваи — идеальный инструмент для прокладки газо- и нефтепроводов. Мощность нашего предприятия позволяет изготавливать 180 тысяч свай в год.
— Чем, с технической точки зрения, отличается использование обычных и винтовых свай?
— При использовании обычных надо раскопать траншею, провести подготовку грунта, уложить трубу, изолировать её, закопать. Одним словом, долгий процесс. При использовании же винтовых свай укладка происходит прямо по поверхности земли. Таким образом, мы не нарушаем экологию, тем более, в тундре, которая практически не восстанавливается после вмешательства человека.
Еще один плюс — прокладка проходит минимум в два раза быстрее, чем обычным способом. То же самое касается и линий электропередач. Чтобы поставить мачту на 220 вольт, обычно необходимо вырыть фундамент, провести большие бетонные работы. В нашем же случае приезжает машина со специальным оборудованием, заворачивает четыре опоры, на которые и ставится мачта. Таким образом, в технологическом процессе уже не нужны экскаваторщики, бульдозеристы, самосвалы… Используется экипаж из двух человек. Кстати, машины для закручивания винтовых свай мы сделали также совместно с итальянской стороной на базе «Урала». В Италии хорошо умеют делать гидравлику. Там также хорошо развита кооперация с мировыми производителями.
В механизме, закручивающем сваи, есть американская, немецкая, японская составляющие. Автомобиль оборудован навигационной системой и может работать без маркшейдерской разбивки. Для особо сложной местности разработана и специальная машина на червячном ходу, которая может «проползти» даже по болоту.
— Раис Равилович, когда фирмам, планирующим крупное строительство, рациональнее определиться с выбором вида свай?
— Применение винтовых, а не обычных свай должно быть отражено еще на стадии проектной документации, иначе заказчику придется вносить поправки, и, соответственно, нести расходы. Это значит, что о строительной инновации, позволяющей сэкономить и деньги, и время, стоит задуматься уже сейчас.
— Судя по всему, «Металлист» открыт для промышленных новаторств. Новая линия по производству вагонных тележек — также ваш новый проект. Какова его стоимость и с кем будете воплощать его в жизнь?
— Один из наших главных партнеров в новом проекте — Российский государственный профессионально-педагогический университет. Совместно мы получили грант от правительства в размере 230 миллионов рублей. Эти средства значительно помогут интеграции между вузом и производством.
Студенты университета займутся научной частью проекта, мы возьмем на себя техническое обеспечение.
Я не сомневаюсь, что сообща мы достигнем главной цели проекта — создания новой линии по производству металлических тележек для грузовых вагонов. Прежняя давала много брака. Новая продукция, уверен, громко заявит о себе с первых партий.
— Что вдохновляет Вас и ваших специалистов на активное развитие и внедрение инноваций?
— Сегодня наш «Металлист» — это современное предприятие с высокоразвитым производством и современным оборудованием. Завод является крупнейшим в России специализированным производителем запасных частей для горно-обогатительных и металлургических предприятий. Такой потенциал просто не позволяет нам упускать возможность идти выше и дальше, и стремиться к совершенствованию технологий.
Качканарский завод по ремонту горного оборудования ОАО «Металлист»
Тел/факс:
+7 (34341) 6-95-50 приемная
+7 (34341) 6-86-40 отдел маркетинга
www.metalist.ru
Смотрите также:
— «Начнем строить вагоны»
— Запуск новой трубопрокатной линии
Всё хорошо,а коллектив управленцев раздут и кто реально занимается делом не поймёшь,сокращать надо бездарей тогда и прорыв быстрее будет,алкашей по 8 раз устраивают да воров,с молодёжю надо работать,мастерами раньше работали опытные рабочие а сейчас кому делать нечего, а деньги получают говорят мало,бери лопату коли мало.А в осальном что-то новое это хорошо даже интерестно,ну и деньги не мало важно,раньше зарабатывали больше чем в ГОКе в 2раза, что случилось, делаем даже больше(работаю с 1990г)как-то стрёмно.