Как губят здоровье студентов
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области провели мониторинг факторов, влияющих на состояние здоровья подростков при получении профессионального образования.
Плохое питание, короткие перемены, тяжелые учебные программы
Один из основных неблагоприятных факторов, влияющий на здоровье учащихся — это неудовлетворительная организация питания, а именно низкий охват горячим питанием подростков и невыполнение норм потребления основных продуктов питания. В учреждениях начального профессионального образования Свердловской области охват студентов организованным горячим питанием составил 58,2%, в средних специальных учреждениях — всего 47%. При проведении исследований состояния здоровья студентов установлена распространенность заболеваний желчевыводящих путей.
Еще один неблагоприятный фактор, с которым сталкиваются учащиеся и студенты, — это высокая учебная нагрузка и низкая двигательная активность в результате низкого качества организации физического воспитания. Модернизация производства требует подготовки кадров более высокой квалификации, что приводит к интенсификации процесса обучения. Учебно-производственная нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям организма, что обеспечивает высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья.
Органами Роспотребнадзора при проведении надзорных мероприятий выявлены нарушения санитарных правил к организации учебно-производственного процесса: 44% — превышение объема учебно-производственной нагрузки; 22% — отсутствие учета динамики работоспособности обучающихся, степень сложности усвоения учебного материала; 11% — сокращение продолжительности перемен на отдых.
Производственная практика нередко проводится во вредных условиях. Все это не может не привести к ухудшению здоровья учащихся и студентов.
При проведении визуальных и инструментальных исследований часто выявляется несоответствие их гигиеническим нормам — рассаживание студентов в аудитории не в соответствии с ростом, несоблюдение параметров микроклимата в холодный и переходные периоды года, низкий уровень искусственной освещенности и другие.
Влияние вредных факторов может выражаться неспецифическими расстройствами системы кровообращения, вегетативных и центральных отделов нервной системы, нарушением менструального цикла у девушек, снижением иммунитета, а также возникновением заболеваний, являющихся противопоказанием к работе по выбранной специальности.
Рейтинг болезней студентов
Анализ состояния здоровья обучающихся показал, что в течение 17 лет наблюдения сохраняется тенденция к росту острой заболеваемости подростков.
На 1 месте находятся болезни органов дыхания — за счет острых респираторных инфекций; второе место занимают болезни нервной системы, на 3-м месте — болезни органов пищеварения.
В течение последних лет наблюдается рост хронических заболеваний у учащихся и студентов. В структуре хронической патологии на 1-м месте находятся болезни костно-мышечной системы, на 2-м — болезни нервной системы, на 3-м — болезни органов пищеварения (15,2%).
Образовательные учреждения оказались недостаточно обеспечены врачами и средними медицинскими работниками, нарушена система медицинского обеспечения учащихся. Все это приводит к значительному ослаблению или полному отсутствию контроля качества питания, физического воспитания, правильного рассаживания, учебной нагрузки, ухудшению учета и анализа заболеваемости, к снижению качества проведения профилактических оздоровительных мероприятий и т.д.
Меры оздоровления
Санитарные врачи напоминают, что для повышения работоспособности, успеваемости и укрепления здоровья студентов необходимо правильное соотношение между умственной и физической деятельностью, рациональное чередование работы и отдыха, эффективное использование свободного времени, средств физического воспитания, а также соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения и производственной практики.
Организацию производственного обучения и производственной практики на I курсе следует проводить только в учебных мастерских и цехах, отвечающих санитарно-техническим требованиям, с широким использованием тренажеров и технических средств обучения. Производственное обучение и практику на II и III курсах необходимо проводить в мастерских, учебных цехах и на базовых предприятиях, где условия труда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам.
При этом целесообразно выделять для учащихся специальные участки и рабочие места, изолированные от рабочих помещений с различными вредными факторами, например с тепло-, газо-, пылевыделениями. При работе в общих цехах следует выбирать участки с высоким уровнем механизации и безопасными условиями труда. Все обучающиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты органов дыхания (респираторы), глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы), средствами, предупреждающими падение с высоты (предохранительные пояса и др.).
Общие профилактические и оздоровительные мероприятия для всех учащихся должны включать организацию двухразового горячего питания, витаминопрофилактику, введение дополнительного урока физкультуры, проведение занятий лечебной физкультурой для нуждающихся и расширение числа спортивных секций, гигиеническое образование для формирования здорового образа жизни, психологическое консультирование с целью отказа от употребления психоактивных веществ; проведение ежегодных гинекологических осмотров с последующим лечением нуждающихся.
Также в зависимости от профиля профессионального учреждения могут быть разработаны отдельные рекомендации для учащихся, например, для операторов ЭВМ — регулярное проведение физкультурных пауз при работе на компьютере и зрительной гимнастики, введение элементов лечебного питания в питание автомехаников, включение профессионально-прикладной подготовки учащихся при проведении уроков физкультуры, проведение профилактических осмотров с участием дерматолога для выявления профессионального дерматита и т.д.