В непригодных бытовых условиях живут десятки качканарских семей с маленькими детьми

Светло в этой квартире только днем. Вечером из освещения здесь — лишь зажженные обычные парафиновые свечи.
/фото Алены Мухаркиной

С ноября прошлого года 2-летний мальчик находится в квартире бабушки, у которой за долги отключили электричество. Женщина не может заплатить более 100.000 рублей, так как дети не помогают в воспитании внука, а квартплата с каждым месяцем увеличивается примерно на 7.000 рублей за шестерых прописанных жильцов. В непригодных бытовых условиях живут десятки качканарских семей с маленькими детьми

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Из-за отсутствия света в одной из квартир 10 микрорайона перед новой стиральной машинкой — гора белья, на подоконнике — запас еды на день, а телевизор прикрыт салфеткой, чтобы не «травить душу» ребёнку, который мечтает посмотреть мультики.

О реалиях своей нынешней жизни 47-летняя хозяйка благоустроенного жилья Ирина рассказывает на условиях анонимности. Женщина опасается, что, узнав её историю, органы, уполномоченные защищать права детей, заберут у неё любимого внука Андрюшу. Сегодня мальчику 1 год и 10 месяцев, однако на руках у бабушки он оказался, едва достигнув годовалого возраста. Женщина до сих пор помнит тот момент, когда её неофициальная сноха принесла мальчика на порог квартиры.

— Без предисловий она так и сказала: «Забирайте, мне он не нужен», — передаёт детали диалога с гражданской женой своего сына Ирина Александровна. — Я думала, с ума сойду, ведь ребёнок тогда еще был совсем грудным, маму постоянно искал.

Причину, по которой сноха отказалась от ребёнка, Ирина Александровна узнала несколько месяцев спустя. Сын рассказал, что они расстались и его неофициальная экс-супруга теперь проживает с новым мужем и еще одним ребенком от первого брака.

Ирина не стала искать её и убеждать воссоединиться с сыном. Перед бабушкой стояла непростая задача — накормить и одеть ребёнка, купить недостающие вещи и игрушки. Сделать это, как стало очевидно уже в первый месяц проживания мальчика у бабушки, оказалось очень непросто, так как Ирина и её муж являются инвалидами, и помимо пенсии не имеют другого дохода. Сын в то время находился в поиске работы и не помогал финансово родителям в воспитании своего сына, сноха не давала о себе знать.

Чтобы изначально отмести ряд бытовых проблем, бабушка купила в кредит микроволновку и стиральную машину. Говорит, что в тот момент надеялась хотя бы на минимальную поддержку со стороны сына и снохи, однако каждый раз, когда у Андрюши заканчивались памперсы или для него требовалось купить одежду, родители ребёнка не приносили деньги.

Так, по рассказу женщины, она постоянно тратила всю пенсию на нужды внука и, каждый раз получая квитанции квартплаты, надеялась оплатить их как только дети начнут приносить хоть какие-то деньги. По оплате за коммунальные услуги начал расти долг, причем в месяц за двухкомнатную благоустроенную квартиру набегало по 6.000-7.000, так как в жилье зарегистрированы 6 человек — Ирина с мужем, сын, сноха и двое её детей. По факту проживают только трое — Андрюша и его бабушка с дедушкой, которые получают в общей сложности 10.000 рублей пенсии в месяц.

Спустя полгода такого финансового расклада коммунальщики отключили квартиру от электричества. Ирина рассказывает, что была в отчаянии и не знала, как исправить ситуацию, ведь денег на оплату долгов по-прежнему не было. По её версии, она пыталась заключить соглашение о реструктуризации долга и начала платить по 4.000 рублей в месяц, однако свет ей так и не включили, так как задолженность по-прежнему превышает 100.000 рублей. Муж Ирины устроился на работу, чтобы приносить в семью дополнительный, помимо пенсии, доход. Сын также нашёл нужную вакансию и сейчас работает.

К радости бабушки, с февраля в жизни Андрюши вновь появилась мама. По рассказу Ирины, около двух недель назад сноха принесла ей 7.000 на содержание ребёнка и пообещала в следующем месяце передать столько же. С имеющейся суммы бабушка вновь заплатила 4.000 за квартплату, а оставшееся, говорит, потратила на продукты и погашение кредита за стиральную машину и микроволновку. Несмотря на дороговизну и техническую исправность, бытовая техника стоит мертвым грузом из-за отсутствия электричества. По этой же причине Ирине негде хранить продукты, поэтому каждое утро она идёт в магазин покупать провизию на ближайший день.

Как избавиться от долга-кабалы и срочно вернуть в дом электричество, Ирина не знает. Она рассказывает, что собрала все необходимые документы для устройства внука в садик. В июле, по рассказу бабушки, мальчик начнёт посещать ясли, а сама Ирина намерена устроиться на работу для погашения долга по квартплате. Единственное, чего боится женщина, это потерять внука.

— Если мать за ним придёт, я его ей не отдам, — говорит Ирина, утирая слёзы при мысли о возможном расставании с Андреем. — У меня он чистый, накормленный, игрушек у него полно. Отсутствие света — единственная проблема, но я готова сделать всё, только бы ребёнка не забрали.

«Этот случай — не первый»

В отделении по делам несовершеннолетних местного ОВД отмечают, что ситуация, в которой оказались Ирина и её внук, не первая в городе. На учёте в отделении есть еще одна семья с двумя маленькими детьми. Вместе с родителями они более полугода жили в кромешной тьме, пока в ситуацию не вмешались работники милиции.

Правоохранители добились того, что мать и отец двоих девочек заплатили часть долга и в их квартире появилось электричество. Правда, надолго ли, в ПДН не прогнозируют.

— Отсутствие электричества в жилье, где проживают дети, не является прямым поводом для лишения родительских прав, так как жизненные ситуации бывают разные, — комментирует начальник отделения Валерия Прилуцкая. — Хотя, конечно, чаще всего — это пьянство взрослых.

Помимо отделения милиции в Качканаре за соблюдением прав детей бдит специальная межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних. В прошлые годы члены этого совета курировали двух семей, которые также жили с детьми в неблагоприятных бытовых условиях из-за наличия квартирного долга.

— Мы вели эти семьи и помогали им трудоустроиться, — рассказывает суть работы комиссии секретарь Оксана Холкина. — Родители подписали нужные соглашения, погасили часть долга и в их жилье снова появился свет.

Ранее семья бабушки Андрея не попадала в поле зрения комиссии либо отдельных ведомств, курирующих вопросы благополучного детства. Возможно, полагает Оксана Холкина, первоочередным станет вопрос определения статуса ребёнка.

— Предстоит выяснить, где родители и чем они занимаются, а уже затем решать, у кого на воспитании останется ребенок, — отмечает она. — В опасениях бабушки лишиться внука нет смысла, так как мы, наоборот, помогаем, ходатайствуем в коммунальные службы о возобновлении энергообеспечения при условии, что часть долга будет перекрыта.

В Центре социальной помощи семье и детям сообщили, что семья Ирины состоит на учете, как попавшая в сложную жизненную ситуацию. Систематически в квартиру, где проживает двухлетний Андрюша, приходит участковый социальный работник, который проверяет наличие одежды и продуктов питания для ребёнка, а также санитарную обстановку в квартире.

«Главное — начать гасить долги»

В компании «Наш дом» сообщают, что Ирина Трифонова ни разу не обращалась в отдел по работе с населением по вопросу о реструктуризации долга. В то же время именно такое соглашение, по словам юриста компании Алёны Русских, может стать основанием для возобновления подачи электроэнергии. Однако этот сценарий будет уместен только при условии, что семья продолжит оплачивать сумму задолженности.

Также в отделе по работе с населением компании «Наш дом» выразили готовность проконсультировать Ирину по вопросу о судебном снятии с регистрации не проживающих в квартире жильцов. Таким образом каждый месяц жительница Качканара будет оплачивать счета только за себя, супруга и внука.

По данным УЖК, должниками по квартплате на сегодняшний день являются почти 4.000 жителей Качканара. В каждом случае — своя история и те, кто страдают от отсутствия коммунальных благ. В то же время и не отключать жильё должников от платы коммунальщики уже не могут, так как сумма долгов качканарцев уже исчисляется миллионами, а количество добросовестных плательщиков, недовольных отсутствием санкций к соседям-неплательщиками, увеличивается.

Алена Мухаркина, 2-56-99


Смотрите также:
«Бабушка вымогает деньги за внука»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. В непригодных бытовых условиях живут десятки качканарских семей с маленькими детьми

    Да, наверное, больше… В общагах бы посмотрели. Там ваще жесть (местами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.