Автоинструктор Екатерина Паршакова: «Секрет успеха — не орать»
— Меня очень трудно вывести из себя, — говорит автоинструктор Екатерина Паршакова. — Эмоции, конечно, есть, но они держатся внутри. Ученики говорят, что хотели бы видеть меня более строгой, и просят почаще на них ругаться. |
Первая в Качканаре девушка-автоинструктор, обучая курсантов вождению, мечтает состояться в новой профессии, искоренить дискриминацию женщин в среде качканарских водителей и купить BMW-X5. Она уверена, что знает особый подход к будущим автомобилисткам, полагает, что боязнь к дальним поездкам надо преодолевать на практике и сетует, что местные дороги год от года становятся всё хуже
— — — — — — — — — — — — — — — — — — —
У Екатерины Паршаковой — начинающего автоинструктора — нет особых приёмов воздействия на курсантов. Но есть главный принцип:
— Я предпочитаю не орать, — из уст молодой, спокойной на вид девушки эти слова звучат странно, так как, судя по внешности и манере общения, сложно представить, что она вообще способна на крик. — Мне важно дать человеку возможность самому проанализировать и исправить свои ошибки. Пока такой подход действует.
В сфере автообучения Екатерина — всего второй месяц. Вероятно, поэтому коллеги-мужчины еще не видят в ней «свою в доску», и потому относятся слегка настороженно.
Сама же девушка успокаивает себя тем, что любит свою работу. Путь к ней, не скрывает Катя, был достаточно непрост. Прежде всего, до начала занятий, она прошла специализированное обучение в Екатеринбурге. Параллельно она поступила в педагогический колледж. Прежде чем подпустить новичка к студентам, руководители автошколы устроили ей проверку теоретических знаний и практического вождения на автодроме и в городе.
Так, первая в Качканаре девушка-автоинструктор, предстала перед группой курсантов наряду с коллегами-мужчинами. Ученикам предстояло выбрать своего наставника. К Кате записалась вся женская половина группы, а позже к ним присоединились и двое юношей.
«Сяду за руль любой машины»
Первый водительский опыт Екатерины Паршаковой состоялся 10 лет назад. Тогда еще 17-летняя девушка впервые села за руль учебной «шестёрки», потрёпанной годами и ухабами челябинской окраины. После учебного авто были другие модели «Ваза». Одним словом, как говорит Катя, в первые годы вождения она «продегустировала» весь отечественный автопром.
При этом принципиального различия в том, на какой марке машины ездить, для Екатерины нет:
— Было несколько случаев, когда я садилась за руль авто любой марки и ехала. Для меня главное — лишь бы ходовая часть была в нормальном состоянии.
Во внутреннем устройстве автомобилей, как признаётся инструктор в юбке, она разбирается неплохо. «Неплохо» в её понимании — это умение сменить в машине масло и выполнить мелкие ремонтные работы. Своим же ученикам девушка пытается объяснить хотя бы, куда залить тосол, тормозную жидкость и масло. Всё это при том, что по основной специальности Екатерина Паршакова — профессиональный флорист. «Ремесло» это, констатирует девушка, требует творческого подхода и дарит удовольствие от процесса работы, но прибыли в маленьком городе не приносит.
Первому о своем желании стать автоинструктором Екатерина рассказала мужу.
— Я всегда говорила ему, что хочу найти ту работу, которая будет мне по душе. Он одобрял такую цель и поддерживал. Когда я сказала, что хочу быть инструктором, он ответил просто: «Ради Бога».
Сейчас, когда она только осваивается в профессии, муж, по её рассказу, с гордостью говорит знакомым, в какой сфере трудится жена.
— Его радует, что я очень хорошо управляю машиной и учу этому других, — передаёт эмоции своей второй «половинки» девушка. — Все знакомые, конечно, очень удивлены моему выбору.
Катя рассказывает, что её супруг работает на «Газели» и нередко ездит в командировки. Иногда супруга присоединяется к нему и помогает в поездке рулить.
— Я запросто сажусь за руль, а он едет — отдыхает.
У Екатерины нет страха перед дальними поездками. В одиночку, вспоминает она, приходилось неоднократно ездить в Челябинск.
Спустя 10 лет после окончания автошколы Екатерина до сих пор помнит своего инструктора. Он никогда не кричал на курсантов, вспоминает, но за смену выкуривал по 3-4 пачки сигарет |
Аварии закалили выдержку
За 10 лет вождения, как признаётся Екатерина, ей доводилось попадать в разные переделки на дороге: уходила в «занос», попадала в ДТП, причём не по своей вине. Все эти случаи, считает девушка, помогли ей укрепить самообладание и выдержку. Более того, прошлые аварии не отбили у неё желания садиться за руль, как это иногда случается с автомобилистами.
— Не надо ничего бояться, — озвучивает она свой дорожный девиз. — Естественно, человек, попавший в аварию, какое-то время приходит в себя. Мне, например, в заднюю часть машины дважды въезжали. Ощущения, поверьте, малоприятные. После этого я какое-то время опасалась сзади едущих машин, старалась сама увеличить дистанцию с ними. Потом поняла, что не надо себя программировать на плохое.
«Машина чувствует страх»
Катя говорит, что для неё нет разницы в том, в какое время года ездить на машине. Новичкам же, считает автоинструктор, стоит помимо обычного курса автошколы по возможности проходить где-либо курсы контраварийной подготовки. Те ученики, которые учатся и сдают на права летом, замечает по опыту девушка, не знают на практике, что такое зимняя езда.
— Всем автомобилистам надо знать, как вести себя при заносе, — выражает своё мнение Екатерина. — Важно понять, что этому вполне реально научиться. Самое главное — не бояться.
Обучая курсантов, девушка-автоинструктор нередко слышит от них признание «боюсь». В таких ситуациях Катя предпочитает временно остановить практический учебный процесс и провести разъяснительную беседу.
— Я спрашиваю у них, что значит «боюсь»? У нас нет такого слова. Можно сказать только «пока я в себе не уверена», но не «боюсь», — описывает концепцию своего подхода наставница начинающих водителей. — Я уверена, что машина чувствует страх водителя. Например, я в сложных ситуациях всегда разговариваю со своим автомобилем.
«В больших городах — свои правила»
Екатерина Паршакова признаётся, что хотела бы, чтобы все её курсанты, получив права, действительно водили автомобиль, а не откладывали удостоверение на полку.
— Нужно ездить. Это даёт свободу передвижения, независимость от некоторых обстоятельств, наконец, это внутренний рост. Только навык и опыт способны развить мастерство.
Курсанты местных автошкол, по рассуждениям Екатерины, обучаясь в Качканаре, не могут на практике познать всех дорожных реалий мегаполисов. Именно поэтому, уверена девушка, начинающим водителям желательно вместе с опытным наставником ездить в большие города.
— Просто кататься по Качканару — это не предел. Я уверена, что каждому надо пройти «боевое крещение». Да хотя бы по Нижнему Тагилу. Когда-то ведь надо начинать.
В то же время, не скрывает автоинструктор, начинающим «водилам» стоит взять на заметку, что в больших городах существуют свои правила передвижения.
— Надо быть крайне бдительным, ведь на дороге сразу чувствуется новичок. Водитель, приехавший впервые в большой город и неукоснительно соблюдающий все правила движения, там — «белая ворона». Местные и более бойкие таких не любят — сигналят, подрезают. Всегда надо быть начеку.
«За женщин обидно»
У Екатерины обучаются и мужчины, и женщины, поэтому у неё есть возможность сравнить процессы восприятия новых знаний своими курсантами.
— С мужчинами проще, но с женщинами интереснее.
В плане вождения, как успела она заметить, её ученики больше всего боятся передвижения по городу. Особенно, девушки. У них, полагает наставница, совершенно иное ориентирование в пространстве:
— Мужчинам не понять, почему женщины не могут заехать задним ходом в гараж. Секрет в том, что у них мышление устроено немного по-другому: они теряются в пространстве, зато хорошо концентрируются на мелочах, запоминают каждую ямку.
Автоинструктор признаётся, что ей обидно за женщин, потому что мужчины, как успела заметить сама девушка, относятся к «водителям в юбке» придирчиво.
Даже многие сторонние наблюдатели, как уже заметила Катя, недоумевают, чему может научить курсантов девушка-автоинструктор? Для неё же самой присутствие женщин в нетипичной сфере автообучения вполне привычно. Ранее, проживая в Челябинской области, она знала, что в местной автошколе Копейска среди инструкторов также есть и женщины.
— Мне даже доводилось общаться с директором этой автошколы. Он уверял, что за несколько десятков лет работы ни разу не пожалел о том, что у него есть такие инструкторы.
Сама Катя работает по графику «день через день». За двенадцатичасовую смену, рассказывает инструктор, рабочий процесс её нисколько не напрягает.
Рабочий автомобиль девушки — ВАЗ-21099. Время от времени, когда за рулём находится курсант-женщина, как с улыбкой признаётся Екатерина Паршакова, ей приходится применять педали экстренного торможения. Такую меру инструктор по вождению считает вполне естественной, так как пока со своими ученицами они выезжали в город всего три раза.
После окончания урока курсанты, подтверждает Катя, говорят ей спасибо, но убеждают, что ей не надо быть такой доброй. Она же считает, что ставит хорошие оценки вполне справедливо, а ругать курсантов, с её слов, пока не за что.
«Учебку» остановили гаишники
К сотрудникам ГИБДД у Екатерины отношение уважительное. Совсем недавно в её педагогической практике был случай, когда приехавшие в Качканар областные ДПСники остановили её учебную машину за то, что курсант не пропустил пешехода на «зебре».
Дорожные правоохранители провели разъяснительную беседу с Екатериной, так как именно она несёт ответственность за процесс обучения. Кстати, самому факту того, что инструктор — девушка, по словам Кати, они не удивились, так как в Екатеринбурге, с их слов, это нормальное явление.
Машина-мечта — BMW-Х5
Ежедневно обкатывая учебную «99-ую», Екатерина мечтает в будущем приобрести иномарку BMW-Х5. Она уверена, что по автомобилю всегда можно определить характер его владельца.
— Моя машина должна вызывать эмоции. В таких автомобилях, способных развивать большую скорость, я чувствую себя уютно.
У Екатерины растёт 10-летний сын. Мальчик уже сейчас уговаривает маму научить его вождению, аргументируя тем, что он может доставать ногами до педалей. Но мама-автоинструктор непреклонна, так как считает, что машина — это не только важнейшая в жизни человечества техника, но и источник повышенной опасности.
«Слишком много переходов»
Регулярно курсируя по дорогам Качканара, Екатерина считает, что в нашем городе слишком много лежачих полицейских. Вторая проблема, на её взгляд, это обилие дорожных ям.
— Курсанты и так очень неуверенно себя чувствуют, а объехать яму — для них вообще стресс.
Также по наблюдениям Екатерины, на многих отрезках главной дороги по улице Свердлова нет разметки. Ко всему прочему девушке не нравится, что в городе слишком много, по её мнению, пешеходных переходов.
— Взять тот же перекресток у «Кедра», далее идет пешеходный переход ниже бывшего «Универсама», а вот, например, в районе «Тройки» их не хватает.
Качество дорожного полотна в Качканаре, как считает Екатерина, год от года становится всё хуже. Единственным позитивным моментом, который радует девушку, являются светофоры. Они, полагает Катя, свидетельствуют, что в городе имеется мало-мальский прогресс.
Проверка на «вшивость»
Через неделю, 26 мая, первый выпуск курсантов Кати будут сдавать экзамены на права. Для самой наставницы эти результаты очень важны, так как они станут показателями качества её работы.
Сама же девушка предполагает, что большинство её учеников с первого раза пройдут проверку.